Метод проектов на основе межпредметных связей

Разделы: Общепедагогические технологии


Использование педагогических методов, способствующих адаптации учащихся к условиям современного информационного общества, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Одним из возможных путей личностно ориентированного обучения, основанных на интеграции информационно- коммуникационных технологий с образовательной технологией – метод проектов. Использование метода проектов на основе межпредметных связей способствует высокой мотивации к саморазвитию и постижению нового у учащихся в различных областях познания.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его остается прежним – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат готовый к внедрению.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве с проблемным и исследовательским методом обучения, а также с использованием межпредметной связи (например: история и информатика).

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории “межпредметные связи”. Существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф.П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин).

Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: “Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин” или “Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками”.

Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе. Кроме того, сказывается недостаточный учет связи педагогики с другими науками.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе. Итак, рассмотрим формы межпредметных связей в виде схемы:

img1.gif (4933 bytes)

  • содержательные
  • операционные
  • методические
  • организационные
  • односторонняя
  • двусторонняя
  • многосторонняя
  • прямая
  • обратная
  • восстановительная
  • хронологические
  • хронометрическая

Хронологические – это связи по последовательности их осуществления

(Мотив —> Цель —> Средства —>Действия —> Результат1).\

Хронометрические – это связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов (Результат1 —> Мотив —> Цель —> Средства —>Действия —> Результат2).

Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи (например, между физикой, математикой, информатикой – курса физики; связи между неорганической и органической химией – курса химии...), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например физики, органической химии, новейшей истории. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.

Приведём пример использования метода проектов на основе межпредметных связей по предметам информатике и истории во внеурочной деятельности с учащимися 5 классов. Учащиеся активно используют совместный сбор информации по выбранной теме прибегая к информационно-коммуникативным технологиям.

Для представления результатов своих проектных работ учащиеся используют программу MS Power Point. В учебном курсе информатике в 5 классе I полугодия не изучается тема “Мультимедийная презентация Power Point”, но метод проектов предусматривает самостоятельное изучение и углубление учебного материала.

В процессе разработки проекта организована совместная работа учеников и учителей, это способствует формированию ключевой компьютерной грамотности учащихся, готовность к применению средств ИКТ.

Используя разработанный учителями алгоритм создания проекта, учащиеся создали презентацию на тему “Моя малая Родина”, – посвященная 25-летию г.п. Федоровский. Итак, рассмотрим алгоритм создания проекта:

1 этап (мотив). Научить учащихся 5-х классов работать с источниками различных видов информации, используя ИКТ.

2 этап (Цель). Ознакомить учащихся среднего и старшего звена с историей развития г.п. Федоровский.

3 этап (средства). Использование информационных устройств (компьютера, сканера, цифрового фотоаппарата), СМИ, историческая литература, глобальная сеть Интернет.

4 этап (Действия).

1шаг

  • поиск информации в печатных источниках;
  • поиск книг в библиотеке;
  • поиск информации в Интернете;
  • отбор информации из текста;
  • сбор и отбор графической, звуковой информации в соответствии с темой работы;
  • использование информационных устройств для сбора информации;

2 шаг

  • упорядочение, сортировка информации;
  • разбиение целого на части;
  • выделение главного;
  • установление причинно-следственных связей;

3 шаг

  • создание и преобразование личного информационного пространства на жестком диске компьютера;
  • преобразование информации в традиционном виде (составление конспекта, схемы и т.д.);
  • преобразование текстовой информации из традиционного вида в электронный;
  • преобразование текстовой информации из одного электронного представление в другое (форматирование, редактирование, перенос из одного редактора в другой);
  • сохранение информации на жестком диске или других носителях;

4 шаг

  • представление различных видах информации (текста и изображения) в одном документе;
  • проектирование составного информационного объекта – мультимедийной презентации;
  • представление различных видов информации (текста, изображения, звука) в мультимедийной презентации;
  • сохранение комбинированной информации в виде мультимедийной презентации на жестком диске или других носителях в режиме презентации и демонстрации;
  • размещение информации в глобальной сети Интернет.

5 этап (Результат). Готовая к просмотру информация в виде мультимедийной презентации .

Метод проектов на основе межпредметных связей является повышением внимания к личностным результатам обучения и развитию: способности у учащихся к саморазвитию, умению самостоятельно расширять свои знания и творчески применять их на практике в различных областях, применения новых средств ИКТ, личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Таким образом, выше описанные технологии можно применять в различных предметных областях (физики, математики, химии, биологии, истории и т.д.), что позволяет добиться у учащихся развития познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Литература

  1. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Минченков Е.Е. Роль учителя в организации межпредметных связей. / Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе.
    МежВУЗовский сборник научных трудов. – Челябинск: Челябинский пед. ин-т, 1982. – С. 160.
  3. Межпредметные связи в учебном процессе. / Под ред. Дмитриев С.Д. -Киров – Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 1978. – С. 80.
  4. Паламарчук Л.Н. информационно-технологическая компетентность школьника // Информатика и образование. 2007. №10.

Приложение