Бинарный урок (информатика + теория и методика обучения иностранному языку)

Разделы: Иностранные языки, Информатика


Тема: создание упражнений по обучению лексике английского языка с использованием интерактивной доски.

Группа: 3 курс специальности 050303 “Иностранный язык”.

Цель: создание условий для обобщения и систематизации изученного материала по темам:

  • использование интерактивной доски в профессиональной деятельности;
  • обучение лексике английского языка (семантизация, отработка и контроль лексических единиц).

Задачи.

Образовательные:

  • обобщить и закрепить знания о способах семантизации лексических единиц, особенности их отработки и контроля;
  • систематизировать знания о возможностях использования интерактивной доски в профессиональной деятельности;
  • способствовать развитию навыков создания упражнений по обучению лексике иностранного языка с использованием интерактивной доски.

Развивающие:

  • развивать интерес и творческую активность студентов;
  • формировать информационную компетентность.

Воспитательные:

  • формировать у студентов элементы информационной культуры и компьютерной грамотности;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, умения работать в группе.

Место занятия в учебном плане:

  • по информатике – заключительный урок по теме “ “Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности”;
  • по теории и методике обучения иностранному языку - заключительный урок по теме “Семантизация, отработка и контроль лексических единиц”

Продолжительность: 2 урока.

Вид занятия: итоговый урок.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая.

Оборудование:

  • интерактивный комплекс;
  • персональные компьютеры;
  • программное обеспечение ЭВМ - Smart Notebook;
  • файл-презентация, созданная в программе Smart Notebook (приложение 1);
  • оценочный лист (приложение 2).

План урока

1. Организационный момент.

Приветствие, сообщение задач урока.

2. Систематизация знаний. Повторение пройденного материала.

a. Теория и методика обучения иностранному языку. Повторение изученного материала по семантизации лексических единиц, их отработки и контроля. Опрос с выполнением заданий на интерактивной доске.

b. Информатика. Систематизация знаний об интерактивном комплексе, видах интерактивных досок, программном обеспечении Smart board. Опрос с выполнением заданий на интерактивной доске.

3. Организация работы в группах. Ознакомление студентов с критериями оценивания упражнений Деление на группы для создания упражнений:

  • на семантизацию лексических единиц;
  • на отработку лексических единиц;
  • на контроль лексических единиц.

4. Работа в группах. Создание упражнений по обучению лексике английского языка в программе Smart Notebook.

5. Демонстрация упражнений. Представление группами упражнений с использованием интерактивной доски, их анализ и оценивание.

6. Итог уроков. Рефлексия. Готовность студентов использовать интерактивную доску в своей профессиональной деятельности.

Ход урока

Преподаватель методики

1. Организационный момент.

(Демонстрация страниц файла – презентации на интерактивной доске – приложение 1).

Добрый день! Мы рады приветствовать вас на нашем бинарном уроке. Тема урока - создание упражнений по обучению лексике английского языка с использованием интерактивной доски. Преподаватель информатики – Н.В. Лукьянова, преподаватель методики – Н.В. Хенина.

Сегодня на уроке мы повторим изученный материал по обучению лексике и интерактивным доскам, а также будем создавать упражнения по обучению лексике английского языка с использованием интерактивной доски (демонстрация 1 страницы презентации).

Прежде чем приступить к работе нам хотелось бы обратить ваше внимание на латинское выражение Tantum possumus, quantum scimus (Мы можем столько, сколько мы знаем). На наш взгляд, данное выражение очень точно характеризует профессионализм учителя. Как вы думаете, почему?

2. Систематизация знаний. Повторение пройденного материала.

Каждый учитель иностранного языка стремиться к тому, чтобы его ученики обладали максимально большим лексическим запасом, причем именно активным, то есть теми словами, которые они используют в своей речи. Для этого учителю необходимо грамотно организовать работу по обучению лексике.

Итак, посмотрите на экран (рисунок 2) – вы видите этапы работы с лексикой, расставьте их в соответствии с требованиями методики. (На рисунке 3 представлен результат)

Семантизация может осуществляться несколькими способами. Соедините стрелочками представленные варианты (Рисунок 4). (На рисунке 5 представлен результат)

  

На каких уровнях проходит отработка лексических единиц? Впишите (Рисунок 6). (На рисунке 7 представлен результат)

Укажите: в каких формах может осуществляться контроль лексических единиц? (Рисунок 8). (На рисунке 9 представлен результат)

Преподаватель информатики

В процессе обучения учитель использует различные методы, формы и средства. В связи с бурным ростом информатизации и компьютеризации образования многие школы получили новое мощное средство обучения – интерактивную доску. Но доска функционирует только в комплексе с другими компонентами.

Выберите необходимые компоненты и соберите интерактивный комплекс. (Рисунок 10) Почему комплекс называется интерактивным? Укажите взаимосвязь компонентов интерактивного комплекса. (На рисунке 11 представлен результат). Какие ещё устройства представлены на рисунке? С какой целью их можно подключить к интерактивному комплексу?

 

Общим для всех досок является метод вывода изображения на экран проектором, однако вы можете встретиться на практике с различными видами досок. Укажите виды интерактивных досок:

  • в зависимости от расположения проектора;
  • в зависимости от используемой технологии доски. Поясните сущность технологий. (Рисунок 12). (На рисунке 13 представлен результат)

В состав интерактивного комплекса входит программное обеспечение, у нас это – Smart Notebook. Мы сегодня будем работать в этой программе. Давайте вспомним основные инструменты. Найдите и перетащите пиктограммы инструментов в соответствующую ячейку таблицы в соответствии с названием инструмента, комментируя функции инструмента. (Рисунок 14). (На рисунке 15 представлен результат). Как называются оставшиеся инструменты, в каких случаях они используются?

Преподаватель методики

3. Организация работы в группах.

Итак, теперь вы готовы к выполнению практического задания, целью которого является создание упражнений по обучению лексике английского языка с использованием интерактивной доски. Но прежде чем начать, нам хотелось бы заострить ваше внимание на критериях, по которым ваши упражнения будут оценены. (Рисунок 16).

Критерии комментируются преподавателями: методики – 1,2; информатики - 3,4,5..

Итак, делимся на группы по жребию (в группах по 3-5 студентов). Первая группа – работает над созданием упражнений на семантизацию, вторая группа - на отработку, третья группа – на контроль. В ходе самостоятельной работы, пожалуйста, просматривайте критерии (они в течение всего времени работы будут отображаться на экране интерактивной доски) с целью самоконтроля – отвечают ли ваши упражнения требованиям.

Вы можете обратиться за помощью к преподавателю информатики или методики.

На работу в группах отводится 20 - 25 мин.

4. Работа в группах.

Создание упражнений (один файл) по обучению лексике английского языка на компьютере в программе Smart Notebook.

5. Демонстрация упражнений и обсуждение по критериям.

Каждая группа демонстрирует созданные упражнения на интерактивной доске. Преподаватели и студенты оценивают их работу, заполняя оценочный лист. Приложение 2. Осуществляется выставление итоговой оценки после презентации каждой группы.

6. Итог урока. Рефлексия.

Преподаватель методики

Чему мы научились? Мы научились создавать упражнения по обучению лексике английского языка с использованием интерактивной доски. Нами были созданы упражнения, которые направлены на повышение эффективности обучения учащихся и на повышение их интереса к урокам английского языка. Имея опыт работы с интерактивной доской, скажите - готовы ли вы включать интерактивную доску в свою будущую профессиональную деятельность? Предлагаю проголосовать – на доске варианты ответов, выберите один и проголосуйте. (Рисунок 17). Преподаватель методики спрашивает у каждого студента его мнение, преподаватель информатике на интерактивной доске перетаскивает восклицательный знак с функцией утилита множественного клонирования, в соответствующую строку ответа.

Преподаватель информатики

Итак, мы видим, что все готовы использовать интерактивную доску в своей профессиональной деятельности - кто-то по мере необходимости, кто-то на каждом уроке. Но нашей задачей является использование данного средства обучения для повышения эффективности учебного процесса. Следует помнить, что сам факт использования интерактивной доски не является показателем эффективности урока, ведь доска – это всего лишь инструмент в руках учителя и нужна она, действительно, по мере необходимости!

Попробуем определить: при каких условиях использование интерактивной доски будет эффективно? (фронтальное обсуждение). Вниз опускается шторка на рисунке 17, и подтверждаются выдвинутые студентами предположения. (Рисунок 18).

Ребята, я вас поздравляю! У вас есть навыки работы с данным инструментом, вы знаете, как качественно можно приготовить материал для урока, а мастерство к вам придет с опытом!

Преподаватель методики

И в заключении, нам хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на эпиграф Tantum possumus, quantum scimus (Мы можем столько, сколько мы знаем). Смысл этих слов стал более понятным? Вы знаете: как работать с интерактивной доской, как создавать качественные упражнения, а, следовательно, вы сможете сделать учебный процесс более эффективным.

Мы благодарим вас за урок.

До свидания.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3