Урок литературного чтения. В.Драгунский. "Надо иметь чувство юмора". (Программа "Школа–2100")

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:

  1. Продолжить обучение работе над рассказом через диалог с автором
  2. Расширять кругозора детей
  3. Развивать активность, самостоятельность суждений и поступков.
  4. Способствовать развитию самооценки детей

Оборудование к уроку:

  1. Юмористическое слайд-шоу
  2. Фотографии лемуров
  3. Карта России
  4. Плакат с высказыванием В.Драгунского
  5. На партах – листочки со словами из песни

1.Целеполагание:

= в каком разделе мы с вами сейчас работаем?
= какой автор первым встретил нас тут? Что мы у него читали и начали учить?
= чем вам понравились смеянцы?

2.Подготовка к восприятию нового текста:

= просмотр юмористических кадров (Приложение 1)
= что вызвало у вас улыбку, смех?
= над кем вы смеялись?
= над кем ещё можно смеяться?
= постановка проблемного вопроса: (открываю тему урока на доске)

Легко ли смеяться над собой?

= что для этого необходимо?

(Выслушать ответы детей и оставить без комментариев)

3. Работа с текстом рассказа:

а) До чтения:

+ в беседу с нами вступает хорошо нам знакомый автор (стр.169 учебника)
+ какие его произведения нам знакомы? О чём и о ком они?
+ выскажите свои предположения: о чём мы узнаем из этого рассказа?

(Антиципация по автору, названию, рисунку)

б) Во время чтения 1 части:

+ до слов “…И мы стали переписывать.”

Действительно лемуры виноваты? Дайте мальчикам совет по этому поводу.

+ а вот они, лемуры – виновники! (Приложение 2)
+ до слов “Мишка надулся и стал думать.” А ваш ответ?
+ дочитаем 1 часть до конца – итак, 1:0 в пользу Дениски.

в) Чтение 2 части без комментариев комбинированно  (начинают дети, задачу читает учитель, далее до конца 2 части – дети)

+ папа и Мишка смеялись над чем-то или над кем-то?
+ отчего надулся Мишка?
+ почему теперь Мишка захохотал во всё горло?
+ значит, 1:1 – ничья?
+ почему же Дениске не было смешно? Дайте ему совет.

г) Чтение 3 части:

+ до слов “А что я ему скажу…”
+ какое серьёзное решение принял Дениска?
+ обратимся к карте России: где находится Москва – тут живёт Дениска, а вот где находится Алтай – почему же так далеко решил он уехать?

Да, вот как обиделся!

+ 37 кг – это много или мало? Сравните со своим весом.
+ дочитаем рассказ до конца: какой совет дал папа сыну?
+ прочитайте этот совет с разными знаками на конце (. ? ! …)

4. Беседа после чтения:

= зачем автор призывает нас вместе с Дениской иметь чувство юмора?
= открываю на доске плакат:

“Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю,  выдавливаю из себя смех, смотришь, через пять минут и вправду   становится смешно, и я прямо кисну от смеха" (В.Драгунский.

= как его получить – это чувство?

5. Какой вывод мы можем сделать, прочитав этот рассказ?

6. Давайте проверим, есть ли у вас чувство юмора.

Игра-викторина “Есть ли у вас чувство юмора?”

+ что нужно сделать, если во сне встретил тигра? (проснуться)
+ почему львы едят сырое мясо? (не умеют его варить)
+ одно яйцо варится 5 минут. А 2 яйца? (также 5 минут)
+ на какой вопрос никто и никогда не ответит “да”? (ты спишь?)
+ что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
+ когда ты родился, тебе это сразу дали, но ты сам этим не пользуешься (твоё имя)
+ из него на ходу спрыгнуть можно, а вот запрыгнуть обратно нельзя (самолёт)
+ чем больше из неё берёшь, тем больше она становится (яма)

7. А я хочу вам дать такой совет: (у детей на партах листочки с текстом) (Приложение 3)

= прочитайте:

Проснись и пой! Проснись и пой!
Попробуй в жизни хоть раз
Не выпускать улыбку из открытых глаз.
Пускай, капризен успех –
Он выбирает из всех –
Кто может первым посмеяться над собой.
Пой, засыпая, пой во сне! Проснись и пой!

= я вам его спою, послушайте.

Д/з: на выбор:

  1. Решить задачу Денискиного папы.
  2. Подобрать группу родственных слов с корнем “юмор”.
  3. Пересказать рассказ от лица Мишки или папы.