Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему "Путешествие в город Алфавит"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Вызвать у школьников интерес к предмету
  • Познакомить с этимологией слов алфавит, азбука, буква; со славянской азбукой-кириллицей, с буквами, исчезнувшими из современного алфавита; с буквами, которые в современном русском языке стали выполнять другие функции, не изменив своего внешнего вида.
  • Повторить и закрепить изученный материал по морфемике, фонетике, орфоэпии и орфографии.

Оборудование: плакаты-рисунки, костюмы, мультимедийное сопровождение.

Ход занятия

Сегодня мы, ребята, отправимся в путешествие по стране Русского языка и посетим столицу- город Алфавит.

Вы уже умеете читать и писать, а, следовательно, знаете буквы. Но вам, наверняка, не известно, что буквы не всегда были такими, какими вы их привыкли видеть. Некоторые буквы изменили свой внешний вид, а некоторых совсем не стало. Вот об этом нам и расскажут жители города Алфавит буквы.

Путь наш будет длинный, и я вам предлагаю отравиться в путешествие по морю на корабле. Море такое огромное и красивое так и манит, так и зовёт к себе. Море ведь никогда не бывает одного цвета: то оно зелёное и пахнет водорослями, то синее, то чёрное, особенно когда гневается.

Вы, ребята, наверное, знаете знаменитого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, автора любимых вами сказок. Каких? ("Снежная королева", "Дикие лебеди", "Дюймовочка", "Русалочка", "Гадкий утёнок")

Так вот одна знакомая русалочка рассказывала Андерсену, что далеко в море вода синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная- прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Много колоколен надо поставить одна на другую, только тогда верхняя выглянет на поверхность. Там на дне живёт подводный народ. Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у вас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского царя- стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины и любая была бы великим украшением в короне самой королевы.

Итак, давайте отправимся в путешествие на корабле, может быть, мы встретим и русалочку, и морского царя.

Море хранит в себе много тайн. Может быть, нам удастся разгадать и их.

Но сначала мы должны выбрать капитана. Капитан наш должен хорошо знать курс, по которому будет плыть наш корабль, а, следовательно, должен хорошо знать русский язык и не делать ошибок, иначе мы попадём в беду. Наш капитан должен найти выход из любого трудного положения. Этот человек должен быть сильным, смелым, внимательным.

- Кто же у нас самый смелый, самый внимательный и самый грамотный. Капитан должен пройти испытание.

Вопросы капитану:

На каком расстоянии будет ночью виден маяк, если он то потухнет, то погаснет? (маяк не светит, использованы слова синонимы)

Какие четыре моря носят название цвета?(Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое)

Прослушайте отрывок из стихотворения

С.Я. Маршака "Багаж" и установите, все ли здесь слова с непроверяемыми безударными гласными?

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку (карта)
И маленькую
Собачонку.

Делаем из парт кораблик.

Капитан: Пассажиры, прошу занять свои места. Наш корабль взял курс на город Алфавит.

Ведущий: Но что такое. Смотрите, ребята, ветер неожиданно переменился и стал набирать силу. Небо быстро заволокли облака. По морю пробежала судорожная рябь. Начинается шторм. Капитан, что делать?

Капитан: Это, наверное, морской царь разбушевался. Его дочь, Русалочка, учит его грамоте, а у него что-то не получается.

Ведущий: Ребята, давайте позовём морского царя, может быть, мы сможем ему помочь.

Дети: Морской царь! (3 раза)

Появляется морской царь.

Капитан: Морской царь! Мы едем в город Алфавит, а на море такой шторм. Усмири как-нибудь море, а то мы так никогда и не доберёмся до места. А знаешь как там интересно. Мы и тебя туда возьмём.

Морской царь: Хорошо! Только сначала помогите мне определить, какие из данных слов имеют приставку по- под- подо- и какие вовсе не имеют приставки. Моя дочь Русалочка говорит, что это дети уже в четвёртом классе знают.

Дети: Давай сюда свои слова.

Подосиновик, подорожник, подоконник, подосадовать, подошва, подолбить, подождать, подоить, подозрение, пододеяльник.

Капитан: Все по местам! Морской царь! Ты едешь с нами?

Морской царь: Нет. Мне ещё одно задание нужно выполнить по культуре речи. Я же царь и должен уметь правильно говорить, но слова в задании больно мудреные попались. Самому мне никак не справиться. Помогите!

Ведущий читает задание: В стихотворном фельетоне В. Масса и М. Червинского "Между прочим" есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи:

Говорил он, между прочим,
"Красивее", "Мы так хочим",
осуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билитень",
оверх плана выполняем",
"Агент звонит цельный день"

Найдите и исправьте речевые ошибки в данном отрывке.

Дети: "Красивее", "Мы так хотим",
"Досуг, шофёр, процент, заём,
Квартал, портфель, бюллетень",
"Поверх плана выполняем",
"Агент звонит целый день"

Морской царь: Спасибо вам, ребята, теперь я буду говорить эти слова правильно. Я еду с вами.

Капитан: Корабль берёт курс на город Алфавит. Внимание, экипаж и пассажиры, через минуту наш корабль придёт в порт. Приготовьтесь к выходу.

Ведущий: Смотрите, ребята, а вот и город! Какой красивый!

(У ворот города стоят часовые, буквы "А" и "Я")

Буквы: Стойте! В наш город мы пустим, если вы скажете, сколько букв в русском алфавите. (33)

Жители города- буквы задают гостям вопросы на сообразительность:

Чем кончается день и ночь? (ь)

Что стоит посредине земли? (м)

Чем кончается лето и начинается осень? (о)

Что находится в начале книги? (к)

Что мы слышим в начале урока? (у)

Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретится оно, а в огороде втрое? (о)

За какой сонорной буквой спрятано большое просторное помещение? (за-л)

Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)

Какой алфавит состоит всего из шести букв? (азбука)

Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (ь; угол-уголь)

Половина какой буквы даёт название войсковой части? (пол-к)

Ведущий: Смотрите, навстречу нам идёт сама королева города- Азбука со своей свитой.

Азбука: Здравствуйте, дорогие гости! Мы приветствуем вас в нашем городе! А знаете ли вы, как появилось название нашего города?

Один из свиты королевы: В Х веке греческий монах Кирилл создал для южных славян азбуку, использовав для этого греческий алфавит и добавив 15 букв для обозначения тех звуков славянского языка, которых не было в греческом. Этой азбукой стали пользоваться и восточные славяне, предки нынешних русских, белорусов, украинцев.

Азбука: В славянской азбуке-кириллице, чтоб облегчить запоминание, буквы назывались словами: А- аз, Б- буки, В- веди, Г- глаголь, Д- добро, Е- есть итд. Из названий двух первых букв "аз" и "буки" (это наши "а" и "б" ) и сложилось слово "азбука", которое представляло дословный перевод греческого слова "альфабет" (первые две буквы греческой азбуки назывались "Альфа" и "Бета" или "Вита") отсюда же позднее возникло и слово алфавит-название нашего города.

Буква Я: В нашем городе живут буквы. Это слово произошло от названия дерева бук. На буковых брусках первоначально писались, а точнее вырезались знаки-буквы. Бук-дерево крепкое, и поэтому такие "деревянные" письмена могли сохраняться очень долго. Славянская азбука служила русскому народу вплоть до начала 18 века, когда была проведена Петром I её реформа. Трудные для письма буквы кириллицы были заменены гражданским шрифтом.

Буква "ЮС-большая": Старый шрифт тормозил издание книг, обучение. Некоторые буквы в алфавите оказались лишними. При Петре I заметно изменилась и внешность букв. Они стали более простыми. В кириллице было 43 буквы. Оттуда изъяли 12 букв и ввели 2 новые ё и й. Сейчас в русском языке 33 буквы.

Буква "Юс-малая": В 1634г. Появился первый русский букварь, составленный Василием Бурцевым. На титульной странице букваря был изображён учитель, секущий розгами учеников. Эта картинка как бы говорила о том, что азбуку изучать было делом нелёгким.

Буква "Ижица": Трудности составляли лишние буквы. В них русский язык не нуждался, но они всё равно долгое время существовали.

Эти буквы есть в нашем городе, но они живут в старых книгах.

Это буквы

 

Правил, которые бы указывали, где нужно писать эти буквы не было. Поэтому ученикам приходилось вызубривать слова с этими буквами, а их было не так уж мало.

Тот, кто не выучил, подвергался телесному наказанию. Недаром среди учащихся ходила поговорка: "Ять, фита, ижица- розга к телу близится".

Буква Ъ: Лишней буквой был "ер". Он писался после твёрдых согласных в конце слов, например, домъ, писалъ, съ, нимъ.

Подумать только. До 1918 года, пока реформу не провели и меня не выбросили, я ведь во всех словах после твёрдых согласных стоял:

Закатъ ужъ угасъ,

Небосклонъ потемнелъ:

Вот, пожалуйста, во всех пяти словах я на конце стоял. Так и писали меня, хоть нужды в этом не было. А сколько раз меня вежливые люди произносили с частицей-съ: слушаю-съ, позвольте-съ, да-съ, нет-съ: Так и называлось это в старину : говорить со "слово-ером".

Ведущий: А теперь такой значок, ребята, как называется?

Дети: Твёрдый знак!

Ведущий: И он нелишний. Мы никак не можем обойтись без него в словах "объявление", "съёмка", "съездить", "предъюбилейный".

Ну-ка, давайте вспомним, перед какими буквами пишется Ъ ?

Спасибо вам, буквы, за интересный рассказ. А теперь нам пора возвращаться домой.

Капитан: Пассажиры, займите свои места. Через минуту наш корабль отплывает.

Ведущий: Где же мы побывали сегодня, ребята? Что увидели? С чем и с кем мы познакомились? Что нового для себя мы узнали?

Итог занятия. Теперь мы, ребята, знаем, что раньше были буквы, а теперь их нет, что Ъ "ер" теперь стал твёрдым знаком, повторили, когда мы его употребляем. Теперь мы знаем, как появились слова "азбука", "алфавит" и "буква". Мы узнали, как учили детей в школах, как им приходилось трудно.