Построение системы социализации личности в условиях общеобразовательного учреждения. Проект

Разделы: Администрирование школы


Учитель ничего не производит, кроме будущего…

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил

Н.А.Заболоцкий

Актуальность проблемы

Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации.

В документах о модернизации образования отмечается, что в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования: они смещаются с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности.

Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку сущности воспитания. В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания:

  • воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова);
  • воспитание как создание условий для развития личности (С.И. Григорьев, Б.Т.Лихачев);
  • воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн);
  • воспитание как процесс психолого-педагогической поддержки развития личности (О.С. Газман).

Все названные трактовки отражают главную идею воспитания – приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.

Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и, на первый взгляд, независимо друг от друга. Поэтому проблема заключается в обеспечении влияния процесса воспитания на процесс социализации личности. Общее между этими процессами – они направлены на становление, на социальное и профессиональное самоопределение личности.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа.

Ученых, общественность и нас педагогов всегда волнует вопрос: “Как сформировать социально адаптированную личность? Каким должен быть портрет выпускника нашей общеобразовательной школы?”.

В результате изучения психолого-педагогической литературы и педагогического опыта в данном направлении нами был создан следующий психологический портрет:

“Образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям с использованием новых технологий”.

Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом.

Стратегическая цель, объект и предмет.

Цель – социальное становление личности школьника внутри единого воспитательного пространства, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.

Объект – управление процессом социализации школьников.

Предмет – система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе.

Сущность поставленной проблематики. Процесс социализации управляем. Система управления социализацией школьников является подсистемой системы “управления образовательным процессом”. Управление социализацией в общеобразовательной школе возможно, если в управление образовательным процессом включено дополнительное звено в виде целостной динамичной системы управления социализацией школьников, которая интегрирует усилия всех субъектов управления на выполнение функций планирования, организации, руководства и контроля данным процессом.

В условиях общеобразовательной школы процесс социализации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у учащихся на него, и насколько этот процесс будет эффективен. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Включение индивида в социальную среду и деятельность не обходится без внешних воздействий, и именно они стимулируют внутренний прогресс, и эффект социализации заключается в том, что личность формируется и как продукт, и как субъект общественных отношений. Результатом социализации становится социализированность.

Эффективная социализация ребёнка, которая подразумевает достижение приемлемого и необходимого уровня социализированности, является общественно значимой, отвечающей требованиям социального заказа государства учреждениям образования.

Развитие и социализация личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия.

Многие образовательные учреждения при отсутствии технологии педагогического управления социализацией осуществляют эту работу порой на интуитивном уровне, ведущие порой к негативным и необратимым последствиям. Для управления внутренним ресурсом образовательного учреждения руководителям необходимо:

1. Научиться исследовать и проектировать реальный процесс управления, обеспечивающий сохранение и развитие образовательного учреждения в современных условиях;

2. Создать условия для успешной социализации детей с учётом социального заказа общества и родителей.

Образовательные учреждения могут оказать содействие социализации ребёнка, если соответствующим образом организуют и структурируют методические, управленческие, кадровые и другие ресурсы.

Многое в становлении личности может сделать педагог. Выяснив задатки и способности ребёнка, изучив семью и среду окружения, он создаёт условия для его развития. Главным в этом должны стать отношения взаимопонимания с ребёнком, только тогда педагог сможет его направить на путь самообразования, вовлечь в дело, в труд, в творчество, искусство. Чтобы достичь этого педагог ищет соответствующие подходы, форм и методы воспитания.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка мы относим следующие:

  • состояние психического здоровья детей;
  • наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
  • создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
  • обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
  • организация психолого-педагогического мониторинга динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
  • построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

УСЛОВИЯ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

В системе условий, определяющих реализацию системы, можно выделить следующие ведущие блоки:

а) педагогический коллектив;

б) содержание и организация образовательного процесса;

в) школьный коллектив

г) управление воспитательной системой.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ как условие развития школы рассматривается с позиций:

  • осознания личности учащегося, в образовательном процессе как субъекта деятельности;
  • осознания своей педагогической позиции как профессионального воспитателя: осознания необходимости творческой, активной деятельности в условиях воспитательной системы.

ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ рассматривается с позиций:

  • формирования позитивной “Я-концепции” ребенка и взрослого:
  • актуализации потребности в самореализации:
  • умения быть субъектом своей жизнедеятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС как условие реализации концепции должен отвечать требованиям:

  • вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы, возможностями педагогического коллектива и коллектива учащихся;
  • подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ как условие реализации и развития должно:

а) обеспечивать участие в нем всех субъектов образовательного процесса

б) обеспечивать мониторинг системы работы (деятельности) школы в процессе реализации системы:

  • проведение психолого-педагогического анализа содержания, технологий, методов деятельности;
  • осуществление проектировочной и прогностической деятельности.

Основными компонентами системы управления социализацией школьников являются (см. схему 1): цель, задачи, психолого-педагогические условия системы социализации, содержательный компонент системы, отношения между субъектами системы социализации, критерии эффективности реализации системы.

В рамках организации психолого-педагогического сопровождения для изучения состояния процесса социализации учащихся в общеобразовательном учреждении мы использовали следующую совокупность диагностического инструментария:

1. Тест изучения ценностных установок (методика Рокича).

2. Тест Дж.Гилфорда по исследованию социального интеллекта.

Мы провели диагностическое исследование по представленным методикам в 7,8,9 классах. Анализ теста изучения ценностных установок (методика Рокича) выявил следующее.

В рейтинг предпочитаемых терминальных ценностей вошли - активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом), интересная работа, материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений), здоровье (физическое и психическое).

Такие терминальные ценности как здоровье (физическое и психическое) и материально-обеспеченная жизнь оказались в числе значимых в обеих группах.

В рейтинг предпочитаемых инструментальных ценностей вошли - независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), образованность (широта знаний, высокая общая культура), непримиримость к недостаткам в себе и в других, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), аккуратность (чистоплотность - умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), а также высокие запросы (высокие требования в жизни и высокие притязания).

Таким образом, результат теста показал и дальнейшую необходимость в реализации системы социализации личности в условиях общеобразовательного учреждения и некоторую положительную динамику в выборе, как инструментальных, так и терминальных ценностей испытуемых (см. рис.1, 2)

Рис. 1. Анализ основных предпочтений учащихся в выборе терминальных ценностей

Рис. 2. Анализ основных предпочтений учащихся в выборе инструментальных ценностей

Изучение уровня социального интеллекта показал, что в исследованных 7, 8, 9 классах по всем субтестам учащиеся показали средние способности к познанию поведения. Однако необходимо отметить, что у учащихся 9 классах лучше уровень социализации по познанию систем поведения через способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значения поведения людей в этих ситуациях. У детей 7 классов недостаточно пока высок показатель по познанию результатов поведения, то есть способности учащихся предвидеть последствия поведения в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Анализ данных, проведенных нами методик, позволяет констатировать необходимость дальнейшей систематической целенаправленной организации системы работы по социализации личности в условиях общеобразовательного учреждения.

  • профилизация как фактор индивидуализации обучения и социализации обучающихся; (с2009-2010 учебного планируется введение профильного обучения)
  • расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;

(Схема социально-педагогического партнерства)

обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды; (Программа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту “Путь к успеху”; муниципальная программа “Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних”; программы: “Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика”, “Самозащита от курения”).

повышение потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа. (Программа развития воспитательной системы в Чистопольском муниципальном районе на 2006-2012годы: подпрограмма №3 “Патриот и гражданин” и подпрограмма №4 “Духовно-нравственные основы развития личности учащегося”. Муниципальная целевая программа “Русский язык в ЧМР на 2006-2010годы”. Проект “Я - Чистополец” (1-4 классы). Экспериментальный учебный план по реализации концентрированного обучения татарскому и иностранному языкам. Введение таких предметов как: страноведение (на английском языке), краеведение. Интегрированный курс по истории, культуре и литературе родного края, музыкальное и изобразительное искусство народов мира и Татарстана).

Социальные проекты для построения системы социализации личности внедряемые в МОУ “СОШ №4”:

- “Без здоровых детей нет будущего”

- “Сколько языков ты знаешь- столько людей ты стоишь”

- “Мы патриоты России”

- “Семейное наследие-достояние республики”

- “Малая Родина “Я-Чистополец””

- “Молодежь и спорт”

- “Моя профессия – моему городу”

- “Наш город” (благоустройство)

Таким образом, учащиеся нашей школы не только усваивают систему знаний, норм, ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов общества, но и активно воспроизводят систему социальных связей, реализуют себя как личность, влияют на жизненные обстоятельства, окружающих людей.

Возвращаясь к эпиграфу своего выступления: “Учитель ничего не производит, кроме будущего…”, мы с уверенностью можем сказать, что педагогический коллектив школы № 4 работает на будущее своих учеников и старается создать все условия для успешной социализации личности!

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Их содержание следующее:

Для учащихся - уровень достижения системы базовых ценностей общества.

Для учителя - уровень социально-педагогического партнерства в целеполагании и деятельности:

а) умение ставить цели совместной деятельности;

б) умение реализовывать принципы открытости образования во взаимодействии с различными социальными партнерами.

Для администрации – уровень управления системой качественных изменений:

а) умение проектировать изменения;

б) умение проводить контрольно-оценочную деятельность процессов и результатов в условиях инновационной деятельности;

в) умение строить программы ресурсного обеспечения изменений.

Для школы в целом - содержательная, технологическая, организационная целостность реализации целей:

а) проектирование новых результатов деятельности школы;

б) выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе образования и социализации личности;

в) обеспечение единства учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования как условия достижения целей;

г) оптимизация внутренних маркетинговых и внешних социокультурных целей школы для воспитания нового человека.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ, НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

1. Трудности освоения новых способов деятельности в связи со сложившимися стереотипами могут привести к затягиванию процесса построения системы социализации.

2. Недостаточный уровень мотивации педагогов к воспитательной деятельности может повлечь за собой разрыв между обучением и воспитанием.

3. Рост негативного воздействия социальной среды может затруднить процесс формирования у учащихся качеств и черт идеального выпускника.

4. Недостаточная включенность учащихся в различные виды активной деятельности будет сдерживать процесс их становления как субъектов собственной жизни.

ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В процессе построения воспитательной системы социализации можно выделить следующие этапы:

I этап - проектный (2009г.-2010г.). В ходе данного этапа предполагается осуществить разработку модели системы социализации, создание программы деятельности, определение концептуальных положений и диагностических средств мониторинга за результатами развития личности учащихся и формированием общешкольного и классных коллективов, ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами социализации школьников.

II этап - практический (2010г.-2011г.), в ходе которого будет происходить реализация модельных представлений о воспитательной системе социализации, апробация и использование в образовательном процессе технологий, приемов, методов обучения и воспитания школьников, социальной и психологической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей; осуществление педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов, проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов.

III этап - обобщающий (2011г.-2012г.), в ходе которого необходимо обобщить опыт работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы социализации и наметить перспективы и пути дальнейшего развития образовательного учреждения.