Повышение социальной компетентности и личной ответственности учащихся через включение в работу над социальным проектом

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня во всем обществе наблюдаются стремительные изменения, требующих от молодых людей все более новых качеств. На первое место выходят компетентная инициативность, умения самостоятельно принимать решения и творчески мыслить.

Именно в школе и должны закладываться основы развития творческой, думающей, инициативной, самостоятельной личности.

Высокую эффективность и динамичность этого развития обеспечивает метод проектов, который в настоящее время применяется в школах достаточно широко.

Особенной чертой проектной работы является то, что в процессе ее выполнения теоретическое изучение того или другого вопроса непременно сопровождается приобретением специальных практических умений и навыков. Это связано с необходимостью применения нетрадиционных для школьной практики методов сбора информации: опрос, анкетирование, интервьюирование и тому подобное.

Обсуждение результата проектных работ проходит в форме защиты перед учениками и учителями. Это в свою очередь требует от учеников выработки навыков публичного общения, дискуссии, умения аргументировано отстаивать собственную позицию.

Актуальным на сегодняшний день является социальное проектирование. Социальный проект является первым знакомством учащихся с элементами гражданского общества. Социальные проекты дают возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, приобщают учащихся к сотрудничеству с государственными  и общественными организациями, учат решать актуальные проблемы местного сообщества.

Вовлечение учащихся в социальные проекты формирует, прежде всего, человека-гражданина, воспитывает нравственную, ответственную, духовно развитую личность, повышает социальную компетентность.

Занимаясь социальным проектированием, ребята стремятся сделать жизнь лучше собственными усилиями. Они не только самостоятельно выбирают ЧТО сделать лучше, но и КАК это сделать. Они учатся работать в команде, проявлять самостоятельность, инициативность, при этом развиваются и организаторские способности.

Социальное проектирование в нашей школе ведется с 2005 года. В частности наша область социального проектирования связана с противопожарной безопасностью.

Учащиеся не раз выезжали в пожарные части № 39 и № 55, где с ними проводились и практические занятия с использованием специальной материальной части.

В течение года учащиеся сдали 4 зачета. Последний зачет сдавали в пожарной части №39. Все получили удостоверение члена Дружины Юных Пожарных (ДЮП), которая к тому времени уже была создана.

Потом всей дружиной выбирали командира, придумывали эмблему и название команды.

Занимаясь пожарным делом, ребята изучали статистику Российской Федерации, по которой ежегодно происходит 200386 пожаров, погибает более 15 165 человек, причем 5% от общего числа погибших - дети. Причина каждого десятого пожара в стране - шалость детей с огнем и бесконтрольность взрослых.

Ребята из дружины юных пожарных справедливо определили целевую проблему в посильной ликвидации противопожарной безграмотности.

К профилактической деятельности дружина уже была готова. Профессионально подготовленные ребята поняли, что каждый из них может принести реальную пользу в предупреждении пожара, если поделится знаниями с другими, что в итоге может спасти многие жизни.

Исходя из актуальности данной темы, и возник наш проект.

Проект назывался: "Скажем пожару: "Нет!"".

Проект предназначен для разъяснения детям правил пожарной безопасности и неразрывно связан с общим учебно-воспитательным процессом. Необходимо помнить, что прочные навыки соблюдения требований пожарной безопасности формируются у детей лишь в ходе многократной и систематической разъяснительной работы.

Цель проекта: создание учебной наглядной материальной базы для эффективного проведения теоретических и практических занятий с детьми в своей школе и с детьми из других детских учреждений по правилам пожарной безопасности.

Дружина поставила перед собой задачи:

1. Собрать учебно-методический материал.

2. Создать наглядную учебно-материальную базу по противопожарному делу, а именно систему стендов и музей:

  • разработать свои чертежи стендов, составить бизнес- план и утвердить у директора школы.
  • разработать игровые формы и методические пособия достаточно сложной информации по противопожарной безопасности.

3. Проводить занятия на созданной материальной базе, как с детьми нашей школы, так и с детьми других детских учреждений, то есть выйти за рамки школы.

Цели, которые дружина поставила перед собой, достигнуты.

Новизна проекта заключается в том, что практический эффект от применения учебно-методических возможностей детского пожарного подразделения и наглядно оформленной учебной базы извлекается из "игры в игре", т.е. дети старшего возраста играют в пожарных и инструкторов, расширяя при этом свой тематический кругозор, а дети младшего возраста с удовольствием играют в игры, предложенные старшими по противопожарной тематике, получая при этом конкретные и полезные знания. Ребята из дружины юных пожарных чувствуют свою значимость, проявляют при этом инициативность, стремятся быть нужными и полезными, демонстрируя творческую активность.

Этот проект занял в окружном конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся Северо-Западного учебного округа города Москвы "БУДУЩЕЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА" 1-е место.

В городском конкурсе социальных проектов "Я - гражданин России" этот проект получил номинацию "Безопасность".

Овладев определенными знаниями и навыками по пожарной безопасности, учащиеся хотели быть полезными и социально-значимыми для местного населения.

Оказавшись свидетелями возгорания машины на улице Окружной, ребята на очередном сборе дружины, обсудив причины пожара, пришли к выводу, что с тыльной стороны дома площадка для разворота специального транспорта загромождена личными автомобилями, что практически исключает регламентный маневр и парковку специальных бригад при происшествиях. В данном случае это привело к полному уничтожению одной машины, а расширение возгорания могло привести к большим потерям и человеческим трагедиям.

У ребят возникли вопросы:

- Если бы горела квартира, как подъехали бы пожарные к месту происшествия?

- Почему машины ставятся так близко к дому и понимают ли автолюбители, что это может привести к пожару?

- Что думают об этом местные жители?

- Что думают об этом местные власти?

На сборе дружины пришли к выводу, что надо провести анкетирование жителей по вопросу стихийно-образованной автостоянки около дома и возгоранию машины на площадке, расположенной около жилого дома.

Так и возник следующий проект, который ребята назвали: "Безопасность - это важно!".

Таким образом, работа учащихся в социальном проектировании позволяет повысить социальную компетентность. Работа в коллективе обеспечивает учащимся возможность объединения в группы по интересам. Творческая работа воспитывает чувство долга, способствует развитию коммуникативных навыков, повышает ответственность перед обществом.

Схематично приведем социальную обусловленность наших проектов. Схема № 1, схема № 2.

Несомненную пользу приносят и другие аспекты проекта: внеурочная занятость ребят и их профессиональная ориентированность.

Считаю, что наработанный нами опыт может быть применен в других школах. Он поможет обеспечить популярность темы противопожарной безопасности в школе, воспитать чувство долга перед обществом, сформировать из учащегося человека-гражданина, способного принять обоснованные решения в сложных ситуациях в интересах других. Школьникам предоставляется широкая возможность учиться и учить.