Применение метода проектов в изучении немецкого языка во внеурочное время

Разделы: Внеклассная работа


Активные изменения последних лет в практике отечественного образования не миновали ни одну сторону школьной жизни.

Одна из ведущих новаций сегодняшнего дня – метод проектов.

Проектно-исследовательская деятельность – это одна из видов педагогических технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в  себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы.

Как учитель немецкого языка я вижу в методе проектов замечательное дидактическое средство для освоения предмета.

Каждый учитель стремится привить своим ученикам самостоятельность и активность в изучении предмета, в приобретении новых знаний и овладении новыми навыками.

Эффективно реализовать деятельный подход к обучению  немецкого языка возможно при помощи проектно-исследовательской деятельности.

Метод проектов  может привить ученикам вкус к овладению посильными приемами самостоятельной работы над языком, погрузить их в поисково-творческую работу, пробудить творческую фантазию, воспитать из них деятельные, критические и конструктивно мыслящие личности.

Мое мнение, что о методе проектов надо говорить как об обучении через деятельность.

Мой личный опыт проектной деятельности имеет начало с 2004 года. Так уж сложилось, что один и тот же детский коллектив за эти годы  пребывал в рамках самых различных по типологии проектов. На сегодняшний день заниматься проектной деятельностью стало для детей привычным и востребованным состоянием.

При изучении немецкого языка учащиеся отдают предпочтение практико-ориентированным проектам. По числу участников наши проекты групповые. По продолжительности  долгосрочные. Весь  проектный цикл выполняется во внеурочное время.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников. Продукт проекта заранее определен и может быть в дальнейшем  использован  на уроках немецкого языка, а также в жизни класса или школы.

Темы  всех проектов  дети выбирали  сами. Я подробнее остановлюсь на первом проектном опыте.

Детям младшего возраста средней школы более близка тема родного города, которая красной нитью проходит через все годы обучения  в начальной школе.

Итак, первый проект  учащиеся 5 класса назвали „Das Herz Moskaus“ («Сердце Москвы». Фото 1).

В ходе проектной деятельности, ученики стремились самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей.

На данном этапе руководитель проекта должен суметь достаточно деликатно и ненавязчиво подвести ребят к определению целей и постановке задач таким образом, чтобы дети считали их вполне самостоятельно принятыми. Это пробуждает интерес и обеспечивает успех.

Ребята с удовольствием искали дополнительную информацию по данной теме, изучали ее, выделяли главную мысль, находили нужную информацию в иноязычном тексте, систематизировали  и анализировали информацию. Учащиеся учились работать  с разнообразным справочным материалом, старались грамотно и четко излагать свои мысли, работали с новой лексикой. Самостоятельно  и очень активно работали со словарем,  вычленяли незнакомые слова из контекста, распределяли лексические единицы по частям речи, большое внимание уделяли существительным, записывая их по родам в отдельные колонки, в дальнейшем все слова  проговаривали с учителем. Был создан богатый тематический словарь по данной теме.

Z.B.
Die Hauptstadt
Die Turme
Der Spasski-Turm
Der Kutafja-Turm
Der Borowitzki Turm (Waffen-Turm)
Der Wiederaufbau – s,=
Der Hohe Platz
Der Ziegelstein-(e)s,-e
u.s.w.

Надо отметить, что  вся лексика повторялась  учащимися многократно в письменной и устной форме. Расширяя лексический запас,  учащиеся использовали  способ построения ассоциограммы по данной  теме. (Рисунок 1)

С большим энтузиазмом ученики 5 классов во внеурочное время занимались  творческой работой,  лепили, конструировали, при этом  к каждому элементу макета ребята делали бирки и подписывали их по-немецки, а это еще одна из дополнительных  работ с лексикой, которую дети выполняют с большим удовольствием.

Для обеспечения следующего этапа проекта, презентации его продукта, требовалось умение детей сформулировать предложение по-немецки, наглядно показать, грамотно озвучить.
Дети повторяли  грамматические правила, составляли диалоги, повторяли пройденные темы.

Таким  образом,  исследовав  языковые явления и отработав их с учителем,  учащиеся приступали к грамматическому оформлению полученной информации на немецком языке.

Ученики  делились на группы, отрабатывали диалоги, учитель  поддерживал и поощрял  детей.

Z.B.
– Meine Freunde und ich haben ein Projekt uber den Kreml  gemacht.
– Unser Projekt heisst „Das Herz Moskaus“
– Was habt ihr fur das Maket gebraucht?
– Was befindet sich noch auf dem Roten Platz? 
–  Wie heisst  der bekannteste Turm?
–  An allen vier Seiten dieses Turmes befindet sich ein schwarzes Zifferblat mit vergoldeten Zeigern.
 Die schonste Kathedrale befindet sich auf dem Roten Platz. Unsere Stadt gehort zu den grossten Stadten der Welt. U.s.w.

Таким образом, ребята учились самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивали критическое мышление.

Проектная деятельность при изучении иностранного языка мотивирует сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик-ученик на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения в различных видах  речевой деятельности, активизирует деятельность каждого участника проектной группы. Ученик вовлечен в  активный  учебно-познавательный процесс на всех уровнях усвоения нового языкового материала.

Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. Работать над проектом заставить невозможно. Но если ребенку ясна цель и понятны задачи, то он  увлечен и инициативен, жди от него еще много новых идей. Захваченные всеобщим энтузиазмом дети  обнаруживают свои скрытые возможности, поскольку высока мотивация  к решению общей проблемы. Дети не хотят  «ударить в грязь лицом» друг перед другом, а это тоже мотивирует  работу над собой, собственными привычками. Надо сказать, что активность ребят даже слабоуспевающих просто поразительна.

Проектная деятельность интересна тем, что дети пытались самостоятельно актуализировать свои знания, использовали и закрепляли уже сформированные умения, приобретали опыт работы в коллективе. Работа в группе нравится ребятам, они чувствуют  себя командой, стараются  помочь  друг другу.

В изучении иностранного языка очень важно использовать желание детей работать в группе, создавая тем самым положительную мотивацию учения. Метод проектов в изучении иностранного языка позволяет  в полной мере использовать коллективные формы работы, как в урочное, так и во внеурочное время.

Наш проект занял в окружном конкурсе  проектных и исследовательских работ учащихся Северо-Западного учебного округа города Москвы «БУДУЩЕЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА» 1-е место.

Макет Красной площади и Кремля  используется  на уроках  немецкого языка по теме «Город», востребован он и на уроках по другим предметам.

Ребята с гордостью демонстрировали свою работу на  выставке «Молодежная ЭКСПО». (Фото 2)

Презентовать свою работу детям очень нравится. Они с гордостью продолжают рассказывать по-немецки о своей работе при проведении в школе недели иностранного языка. Это очень важно, чтобы учеба доставляла детям радость.

Метод проектов позволяет детям учиться продуктивно, без принуждения, проявлять  самостоятельность и получать  от  учебы удовольствие.

Он позволяет наиболее полно реализовать два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивации к учению – в проектной работе она всегда положительная – и личный интерес.

Уверена, что метод проектов достаточно эффективно применим при обучении иностранному языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем его совершенствовании.