Урок по окружающему миру "Как зимой помочь пицам"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

1. Привлечение внимания детей к птицам, остающимся на зимовку в городах.

2. Познакомить с городской акцией “Покормите птиц зимой”.

3. Повышение уровня экологической культуры.

4. Воспитывать бережное отношение к птицам.

5. Развитие творческих способностей и воображения; освоение навыков хорового пения, умения слушать и понимать музыку.

6. Знакомство с новым музыкальным инструментом.

Оборудование:

1. Карточки со словами: “ Акция “Покормите птиц”; флейта, снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, зимующие птицы, перелетные птицы, галка, сорока”.

2. Фотографии зимующих птиц; изображение флейты (Приложение 1).

3. Записи голосов птиц (Приложение 3).

4. Таблица с изображением зимующих и перелетных птиц.

5. Различные виды кормушек.

6. Игрушки для кукольного спектакля, инсценировки (чиж, заяц, синица ит.д.)

7. Выставка книг о птицах.

8. Отрывки из музыкальных произведений: С.Прокофьев “Петя и волк” (Приложение 3).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Ребята, к нам в гости опять пришли муравьишка Вопросик и Мудрая черепаха. Они принесли с собой солнышко, как воспоминание о лете.

II. Актуализация знаний.

1. Беседа учителя.

А теперь сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе жаркий летний день, лесную поляну, залитую солнцем. Тихо-тихо о чем-то шепчутся листья деревьев и поют птицы.

2. Прослушивание записи пения птиц.

На свете много разнообразных птиц. Птицы - это песнь и полет! Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год. Голоса их слышны днем и ночью.

3. Прослушивание мелодии флейты из симфонической сказки С.Прокофьева “Петя и волк”.

(Приложение 3)

Ребята, как вы думаете, это поет настоящая птичка?

Правильно, это не настоящая птичка. Во все времена люди наслаждались птичьим пением. Ученые наблюдали за птицами; поэты сочиняли стихи, а писатели - повести и рассказы. Написано много книг о птицах. Некоторые из них представлены на нашей выставке.

А композиторы стремились изобразить птичьи голоса в музыке. И для этого удивительно подходит музыкальный инструмент, который называется флейта, а вот это музыкант, который играет на флейте (показ рисунка).

Мы с вами слышали эпизод из симфонической сказки С.Прокофьева “Петя и волк”, в котором флейта изображает птичку.

Композиторы очень часто сочиняли музыкальные произведения, в которых рассказывалось о птицах и изображалось птичье пение. Это и “Весенние голоса” Штрауса, и “Утро” Грига, и “Песнь жаворонка” Чайковского.

Лето прошло, ушли солнечные денечки. Дни становятся короче, ночи длиннее. С наступлением холодов исчезают многие виды насекомых. А это означает, что в зиму многим птицам просто не прокормиться и не выжить. Поэтому они с наступлением холодов улетают в теплые края, чтобы пережить суровую зиму. А с наступлением тепла они вновь возвратятся в родные края. Такие птицы называются перелетными.

И мы с вами знаем песенку про перелетную птичку. Вспомните ее название. Вспомните, о чем эта песня, какой характер музыки, как ее надо исполнить. Исполнение детьми песни “Скворушка прощается” сл. М.Ивенсен, муз. Т.Попатенко.

4. Беседа по содержанию песни.

- Какой характер у музыки?

- Почему скворушка поет печальную песенку?

- О чем он грустит?

5. Беседа о перелетных птицах.

- А какие птицы улетели в теплые края вместе со скворушкой?

- Какие перелетные птицы вам знакомы? (Утки, гуси, журавли, грачи, скворцы, соловьи, ласточки, стрижи)

- Как жалко, что птицы улетели.

III. Сообщение темы и цели урока.

Звучит запись веселых птичьих голосов, которая прерывается тревожным стуком, как будто стучат клювом по оконной раме.

- Вы слышали, друзья?

- Кто-то стучит в окошко.

- Что это?

Телеграмма:

Внимание! Внимание!
Наши маленькие друзья!
Срочно нужна помощь!
Живем рядом с вашей школой,
Нам голодно!

Подпись неразборчиво

- Кто это?

- Это птицы.

Тема нашего урока: “Как зимой помочь птицам”.

Цель: научиться правильно оказывать помощь птицам.

- Какие птицы это могли написать? Давайте отгадаем.

Деятельность детей, отгадывание загадок сопровождается показом фотографий (Приложение 1).

Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей)

В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица! (Воробей)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Пусть я птичка-невеличка;
У меня, друзья привычка;
Как начнутся холода,
С первым снегом я сюда. (Снегирь)

Зимой в морозный солнечный денек, точно румяные яблочки, сидят на ветках красногрудые снегири.

Спиною зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)

В мороз, словно лимончики, нахохлившиеся синички притаились на ветках деревьев рядом с нашими окошками.

IV. Инсценировка (кукольный спектакль) “Синица”.

Заяц: Никак не пойму, почему вас синицами называют? Сколько смотрю, а синих перьев так ни разу и не видел.

Синица: А ты лучше послушай, как я разговариваю, и сразу догадаешься. Си-си-си.

Заяц: Теперь понятно за что вас синицами назвали!

Синица: Летом синицы питаются насекомыми, которых в это время года в лесу много. А зимой в лесу нам очень плохо, одни семена растений отыскать можно, да около дятла удается поживиться зимующими насекомыми или личинками, когда он кору от деревьев отдирает. Сытой синице и сильный мороз не очень страшен, ну а когда синица голодная, то ее и маленький морозец погубить может. Вот и летим мы поближе к человеку, чтобы прокормиться. Кто сала кусочек привяжет, кто семечек или крошек насыплет, не боятся синицы человека и говорят ему за доброту: “Спасибо”.

V. Физкультминутка.

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,
И с дорожки - на плетень: тири-тири, тень-тень-тень. (А.Барто)

VI. Беседа о зимующих птицах.

- А какие еще птицы зимой остаются с нами? (Ворона, голубь, галка)

- Эти птицы называются зимующие птицы.

- Они просят нас о помощи.

- Когда же птицы нуждаются в заботе человека? (Зимой птицы нуждаются в заботе человека)

- Почему? (Трудно достать корм)

- А как мы им можем помочь? (Можно сделать кормушки)

- Кто уже сделал кормушки?

С приходом зимы многие птицы улетают в теплые края, а те, которые остались зимовать, из лесов перебираются ближе к жилью человека - парки и скверы городов. В городах легче найти себе пищу.

Работа по учебнику с. 56-57.

VII. Деятельность детей, отгадывание загадок.

Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

- Теперь откройте учебник по закладке и рассмотрите рисунок на с. 56.

- Кто прилетел к кормушке?

- У кого дома есть кормушка для птиц?

- Какие птицы к вам прилетают?

- Рассмотрите на с. 57, какие бывают кормушки.

Мудрая черепаха и муравьишка Вопросик пригласили к нам в гости доктора Айболита. Он расскажет, как и чем можно подкармливать птиц.

VIII. Сообщение ученика.

1. Кормушки для птиц бывают самые разные.

2. Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки, не повреждайте стволы деревьев.

3. Начинайте подкармливать птиц поздней осенью и продолжайте делать это до весны.

4. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

5. Не бросайте возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм.

6. Следите, чтобы в кормушке не было снега.

7. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов – этот корм птицы не съедят. Птицам нужны семена подсолнечника, арбуза, дыни, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба.

IX. Работа в рабочей тетради (с. 24. № 2).

- Рассмотрите рисунок.

- Какие птицы изображены?

- Соедините линиями рисунки и названия птиц.

- Проверьте по учебнику.

X. Инсценировка-миниатюра по мотивам притчи Л.Н.Толстого “Чиж”.

- Ребята, жалко птичек. Может быть их надо поймать, посадить в клетку и держать дома в тепле? Поить их, кормить , ухаживать за ними?

- Вот послушайте, какая история произошла однажды с девочкой Варей.

Автор: У Вари был чиж. Чиж жил в клетке. Варя пришла к чижу.

Варя: Пора тебе, чиж, петь. (Чиж густит, Варя приглядывается к птице).

(Варя удивленно) Чиж, пора тебе петь!

Чиж: Пути меня на волю, на воле буду весь день петь! И ты приходи послушать мое пение.

Автор: Варя подумала, открыла клетку.

Варя: (ласково гладя птицу). Лети, милый чижик, и пой на радость всем свои песни!

Чиж. Спасибо тебе, Варя, ты добрая девочка!

- Дети, почему чиж не пел?

- Где лучше жить птичкам?

- Есть даже такая пословица: не нужна соловью золотая клетка, лучше - зеленая ветка.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Так что же надо сделать для птички, чтобы ей действительно помочь?

- Возьму я в руки молоток, кормушку смастерю для птиц.

- Для воробьев, для снегирей, м а может быть - синиц.

XI. Рассказ учителя.

Утолив голод, птицы не разлетятся далеко, а будут внимательно осматривать ветки и стволы деревьев, кустарников, выискивать яйца насекомых зимующих под корой и в щелях, и уничтожать их. Подкармливая птиц зимой, вы приобретаете себе много верных друзей. А мы с вами знаем, что всем нужны друзья. А какую песенку мы знаем про дружбу мальчика и птичек? Давайте споем ее под фонограмму.

XII. Исполнение песни.

“Всем нужны друзья” cл.П.Синявского, муз. З.Компанейца (Приложение 3).

- С какими птичками подружился мальчик?

- Почему птички подружили с мальчиком?

XIII. Сообщение о городской акции.

У нас в городе Воронеже объявлена эколого-просветительская акция “Покормите птиц зимой!”. Акция - действие, направленное на достижение какой-либо цели. Обязательным условием акции является изготовление, развешивание кормушек и организация подкормки птиц. Ребята, кто хочет принять участие в этой акции?

XIV. Итог урока.

- Какие животные нуждаются в заботе человека зимой?

- Как помочь птицам зимой?

- О каких зимующих птицах мы с вами говорили?

XV. Домашнее задание.

1. Изготовить вместе с родителями кормушку, повесить ее и ежедневно кормить птиц.

2. Вместе с родителями найти книгу о птицах и прочитать.

Фотографии с урока. (Приложение 2).