"Нумерация чисел в пределах 1000, приемы устных и письменных вычислений в пределах 1000"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания о нумерации чисел в пределах 1000, повторить приёмы устных вычислений и письменного сложения в пределах 1000.
  2. Развивать логическое мышление и внимание на уроке.
  3. Воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение радоваться успехом своих товарищей.

Оборудование: магнитная доска, карточки с заданиями, экран-таблица (спектра), раздаточный материал, раздаточные математические доски (спектра), палитра, пирамида (спектра).

ХОД УРОКА

На магнитной доске расположены числа 498 499 500 501 502 798 799 800 801 150.

I. Вводная часть.

- Сегодня на уроке мы закрепим знания о нумерации чисел в пределах 1000, повторим изученные приёмы устных вычислений и письменного сложения.

II. Устный счёт.

- Сегодня, ребята, нам предстоит большая, серьёзная работа. Но сначала задания, требующие внимания.

  1. Назвать среди данных чисел число, которое не имеет ни одного соседа.
  2. В числе 498 сколько единиц в каждом разряде?

- Сколько всего единиц, десятков и сотен в данном числе?

  1. Назовите числа, которые состоят только из сотен.
  2. Назовите числа, в которых разряд десятков отсутствует.

- Разряд единиц отсутствует.

  1. Назовите числа, в которых 79 десятков.
  2. Назовите число, состоящее из 1 единицы III разряда и 5 единиц II разряда.
  3. Число 799 уменьшить на 7 сотен, на 9 единиц, увеличить на 1 единицу.
  4. Число 502 увеличить на 3 сотни и 9 десятков.
  5. Во сколько раз 630 > 70? На сколько 630 > 70?

120 увеличить в 4 раза.

120 увеличить на 40. Как считали?

А сейчас решим задачи. При чтении первой задачи вы должны быть очень внимательными.

1 задача

Одна сторона квадрата 6 см, другая на 2 см больше. Чему равен периметр квадрата? (Условие задачи неверно, лишнее данное)

- Составьте задачу так, чтобы условие было верным.

2 задача

Дан прямоугольник, который разделён на 2 равных квадрата. Одна сторона прямоугольника 1 см. На сколько больше периметр прямоугольника, чем квадрата?

- Молодцы, вы были очень внимательными и хорошо работали.

III. Работа по группам.

- А теперь посмотрим, как вы умеете дружно работать.

1 группа

  1. Написать все трёхзначные числа, у которых сумма числа сотен, числа десятков и числа единиц равна 3.
  2. Записать сказочные числа в виде суммы разрядных слагаемых АКС =

2 группа

  1. Написать все возможные трёхзначные числа с помощью цифр 2, 3, 4.
  2. Записать сказочные числа в виде суммы разрядных слагаемых ПОР =

3 группа

  1. Записать двузначные числа, в которых число единиц на 6 больше числа десятков.
  2. Записать сказочные числа в виде суммы разрядных слагаемых РВО =

4 группа

  1. Записать все двузначные числа, в которых число десятков в 3 раза больше числа единиц.
  2. Записать сказочные числа в виде суммы разрядных слагаемых ЕВО =

- Обсудите в группе, кто как работал над этим заданием и поставьте друг другу оценку.

IV. Самостоятельная работа.

1 вариант

1. Записать числа, состоящие из:

1) 2 ед. III р., 5 ед. II р., 4 ед. I р.

2) 5 ед. III р., 2 ед. II р.

3) 8 сотен, десятков в 2 раза меньше, чем сотен, 6 единиц.

2. Решить примеры, применяя приёмы устных вычислений.

650 : 5 = 740 - 80 =

2 вариант

1. Записать числа, состоящие из:

1) 3 ед. III р., 1 ед. II р., 2 ед. I р.

2) 4 ед. III р., 7 ед. I р.

3) 9 сотен, 8 десятков, а единиц в 3 раза меньше, чем сотен.

2. Решить примеры, применяя приёмы устных вычислений. 840 : 7 = 330 - 70 =

Написано на карточках.

На 2-й карточке – ответ.

1 вариант

I: 1) 254 2) 520 3) 846

II: 1) 130 2) 660

2 вариант

I: 1) 312 2) 407 3) 983

II: 1) 120 2) 260

Взаимопроверка, ставится оценка.

V. Работа над письменными приёмами вычислений.

На магнитном экране-таблице (спектра) составлено число.

Какое число я составила? (632)

Как вы думаете, в результате какого действия получено это число? (В результате действия сложения)

Следовательно, каким компонентом является это число? (Суммой)

Составьте эту сумму на экране-таблице и на раздаточных математических досках. (Спектра)

Суммой скольких слагаемых является это число? (Двух)

1 вариант выкладывает на раздаточных математических досках 1-е слагаемое, 2 вариант - 2-е слагаемое.

Назовите 1-е слагаемое, 2-е слагаемое.

Выкладываем эти слагаемые на экране таблицы. Получился пример:

Почему 6 сотен?

Ещё раз проговорим алгоритм решения примера, записанного в столбик.

VI. Самостоятельная работа.

1 вариант

1. Решить примеры:

2. Какими цифрами можно заменить каждую букву, чтобы получилась верная запись?

2 вариант

1. Решить примеры:

2. Какими цифрами можно заменить каждую букву, чтобы получилась верная запись?

Ответы:

1 вариант

I: 565     719     461

II: А = 1 В = 2 С = 3

2 вариант

I: 674        591          752

II: С = 2    К = 4      D = 3

III: С = 5   К =1       D = 3

Проверка на кодоскопе. Ставят себе оценку.

VII. Работа в группах.

Построение пирамиды.

Чтобы построить пирамиду, нужно группе решить очень много примеров на сложение и вычитание. Посмотрим, как с этой работой вы справитесь. Когда группа выполнит работу, каждый из вас берёт карточку № 4 и решает задачу. Дополнительная задача на карточке № 5.

Задача № 4

Масса 2-х ящиков с яблоками 22 кг. В одном ящике было 9 кг яблок. Сколько килограммов яблок было во втором ящике, если масса двух пустых ящиков 2 кг?

Задача № 5

Улитка ползёт по дереву, высота которого равна 6 м. За день улитка поднимается на 4 м, а за ночь спускается на З м. На какой день улитка достигнет вершины дерева?

VIII. Работа в парах с палитрами.

 

- Ребята, каждая пара сейчас будет работать с палитрой. Когда вы строили пирамиду, то решали примеры на сложение и вычитание. При работе с палитрой, вы будете решать примеры на умножение и деление в пределах 1000 (т.е. выполнять устные вычисления).

IX. Итог урока.

Ребята, как вы думаете, цели урока достигнуты?

Скажите, пожалуйста, как работал каждый из вас, как работала ваша группа и класс в целом?