Формирование у детей старшего дошкольного возраста устойчивого эмоционально-положительного отношения к труду в природе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создание системы работы по данной проблеме.

Задачи:

  1. Создать условия для качественного осуществления трудового воспитания детей.
  2. Способствовать формированию знаний о способах трудовых действий, развитию трудовых навыков и умений по уходу за растениями и животными.
  3. Формировать эмоциональное отношение к труду в природе, уголке
  4. Содействовать развитию положительных взаимоотношений между детьми в процессе трудового взаимодействия.
  5. Поощрять стремление детей к самостоятельному труду по уходу за растениями и животными, с учётом живых объектов.

Одна из основных задач: способствовать формированию знаний о способах трудовых действий, развитию трудовых навыков и умений по уходу за растениями и животными. Так как зная о потребностях растений и животных, о том, что это- живые организмы, о которых нужно заботиться, дети будут стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными.

Актуальность опыта:

  1. Это важно для разностороннего развития;
  2. Этот вид деятельности способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  3. Существует проблема бережного и заботливого отношения к природе.
  4. Недостаточно современной литературы по данной проблеме.
  5. В детском саду работает молодое поколение без специального образования и мой опыт поможет им в работе по этой проблеме.

Анализ литературы великих педагогов прошлого времени: Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, Н.К.Крупской, а также учёных нашего времени Р.С. Буре, Д.В. Сергеевой, Е.И. Корзаковой, П.Г. Саморуковой, показал, что труд в природе имеет большое воспитательное значение, он является средством нравственного, умственного и сенсорного развития, а также развивает наблюдательность, любознательность, вызывает интерес к объектам природы. Дети в процессе труда получают знания о животных и растениях, учатся устанавливать простейшие взаимосвязи.

В начале и конце года была проведена диагностика детей «Определение уровня сформированности умений и навыков по уходу за оъектами природы», использовав методику автора Т.А.Серебряковой. В ходе диагностики были выявлены результаты, определившие проблему, как привить детям интерес к труду, совершенствовать навыки ухода за растениями и животными.

На основании полученных результатов диагностики, была спланирована работа с детьми по формированию умений и навыков по уходу за объектами природы. Использовались разнообразные формы работы:

  • перспективный план по данной теме;
  • конспекты занятий;
  • поручения (длительные)
  • дежурства;
  • совместная деятельность;
  • коллективный труд;

Также в работе используются различные методы и приемы:

  • Наблюдения;
  • Дидактические игры;
  • Чтение художественной литературы («Зяблик» С. Михалкова, «Мой пес» Данько, «Под кустом» Павловой, «Синичкин календарь» В. Бианки, «Уехали» А. Барто);
  • Моделирование;
  • Простейшие опыты;
  • Проблемные ситуации;
  • Мини-музей «Фиалковая поляна».

Все методы и приёмы направлены на формирование трудовых умений и навыков, развитие интереса к труду, закрепление знаний об объектах природы и формированию положительных эмоций к труду.

Использование инноваций, таких как моделирование, помогают детям более осознанно осуществляют трудовой процесс, сравнивать, анализировать, развивать мышление.

Моделирование используется перед наблюдением, чтобы поставить задачу, заинтересовать. После наблюдения помогает сделать выводы, углубить наблюдения. Оно воспитывает познавательный интерес, ставит перед детьми новые вопросы, заставляет присматриваться к окружающей природе.

Мини-музей «Фиалковая поляна» вызывает интерес, дети получают новые знания о жизни растений (на лугу, на поле, дома, в лесу), а также принимают участие в поделке экспонатов, исполняют роль экскурсоводов.

В течение этого года была создана игротека, которая включает в себя настольные и дидактические игры. Они распределены на группы по целям. Так, например, цель настольных игр, таких как «Времена года», «Ягоды и фрукты», «Что где растет», «Зоологическое лото» - систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Дидактические игры разбиты на 5 групп. Первая группа включает в себя игры:

  • Найди, что я опишу;
  • Отгадай, что за растение;
  • Магазин «Цветы»;

Цель этих игр – находить общие признаки растений и отличительные черты.

Ко второй группе относится игра «Скорая помощь», которая развивает и поддерживает желание ухаживать за растениями.

В третью группу входят игры:

  • «Вершки-корешки»;
  • Съедобное-несъедобное;
  • Загадай, мы отгадаем;

цель которых, определять предметы по одному признаку, учить составлять по частям, определять степень зрелости.

Цель игр четвертой группы – учить находить деревья по описанию, названию, группировка растений по строению. Она состоит из игр:

  • Кто где живет?
  • Угадай, какой наш дом;
  • Найди дерево по семенам.

Игра «Необычное путешествие», относится к пятой группе. Она расширяет нравственные представления детей о деятельности людей в природе.

По результатам диагностики на конец года прослеживается положительная динамика формирования у большинства детей трудовых умений и навыков. Формированию у детей трудовых умений и навыков помогает предметно-развивающая среда, которая представлена уголком природы. Уголок природы в группе расположен в хорошо освещённом месте. Дети свободно могут подойти и понаблюдать за рыбками, комнатными растениями. Также он расположен рядом с уголком книги и уголком ИЗО. Общаясь с природой, свои впечатления дети могут выразить в своих работах. Рассматривая книги о животных и растениях, дети придумывают рассказы о них, которые записываются в книжки-малышки, а ребята их оформляют рисунками, аппликацией.

Уголок природы содержит:

  • Растения;
  • Аквариум с рыбками,
  • Инвентарь для труда;
  • Модели;
  • Календарь природы и погоды;
  • Календарь наблюдений за птицами;
  • Макеты;
  • Карты-схемы;
  • Настольные и дидактические игры;
  • Картинки с изображением труда в природе;
  • Экран дежурства;
  • Экологическая мастерская;

Большую роль в воспитании у детей трудолюбия играет преемственность детского сада и семьи. В работе с родителями используются:

  • Анкетирование;
  • Родительские собрания;
  • Информационные стенды;
  • Практикумы;
  • Совместную работу родителей и детей на цветнике детского сада;
  • Досуг детей и родителей «Встречи с интересными людьми»;
  • Конкурсы для родителей;

Таким образом, вся организованная и проведенная мною работа способствовала формированию у детей знаний о способах и необходимости трудовых действий, развитию трудовых навыков и умений по уходу за растениями и животными. В группе сформировались положительные взаимоотношения между детьми, укрепились чувства коллективизма, взаимопомощи. У ребят развивается эмоциональное отношение к труду в природе, в группе. Они самостоятельно ухаживают за растениями и животными, бережно к ним относятся, сопереживают, эмоционально реагируют на положительные изменения в жизни растений и животных. В целом сложилась система работы по формированию у детей устойчивого эмоционально-положительного отношения к труду в природе. Планируется пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, художественной литературой познавательного характера, а также создание видеотеки для ознакомления детей с объектами природы. Предполагается проведение просветительной работы по данной проблеме с родителями в форме консультаций, практикумов, создания стенгазеты, например, «Природа дарит чудеса», а также привлечение родителей к участию в жизни детского сада путем организации посадки кустарников вокруг участка.