Урок-зачет по русскому языку (3-й класс) по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Определить уровень сформированности умения применять изученные правила в практической деятельности.
  2. Развивать функциональную грамотность интеллектуальных свойств личности: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение.
  3. Совершенствовать умение оценивать собственную деятельность на уроке.
  4. Воспитание ценностных отношений.

Оборудование: карточки, опорные схемы, школьные принадлежности, картинки с отгадками.

Ход урока

I. Чистописание.

рп//да//во//

Природа, портрет, вода, подарок.

II. Словарная работа.

Конкурс «Кто догадливей»

(Двое учеников приглашаются к доске. Перед каждым комплект картинок-отгадок. Выиграет тот, кто правильно и быстро найдёт отгадку и покажет классу).

Загадки:

  1. Красная девица сидит в темнице,
    А коса на улице. (Морковь)
  2. Кафтан на мне зеленый,
    А сердце, как кумач,
    На вкус, как сахар, сладок,
    А сам похож на мяч. (Арбуз)
  3. Не мышь, не птица,
    В лесу резвится,
    На деревьях живет
    И орешки грызет. (Белка)
  4. Повернулось к солнцу
    Золотое донце. (Подсолнух)
  5. Не ездок, а со шпорами,
    Не сторож, а всех будит. (Петух)
  6. У косого нет берлоги
    Не нужна ему нора
    От врагов спасают ноги,
    А от голода- кора. (Заяц)

III. Работа над темой урока.

1. (Запись на доске)

Норка, гладкая, красные, галка, лиса, рыжие, бант, пушистая, солнце.

Задание: внимательно прочитайте и разделите на две группы (существительное и прилагательное) Б-1.

Докажите в какой группе существительное.

2. Изменение имен существительных по числам.

Б-2, задание 2.

3. Род имен существительных.

Б-3. задание 3.

Физминутка.

Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

4. Падежи имен существительных.

Учимся называть падежи с вопросами.

5. Работа с карточками.

а) Игра «Кто быстрее».

Образуются 3 команды по склонениям. Каждая групп доказывает правильность своего выбора.

б) Б-5, задание 5. просклонять.

6. Одушевленные, неодушевленные имена существительные.

Физминутка.

Красим дом (сверху вниз водим руками).

Красим скамейку (движения слева направо).

7. Собственные и нарицательные имена существительные.

Б-7, задание 7. (Проблемная ситуация).

8. Резерв.

Б-8, задание 8. (Проблема).

IV. Итог урока.

Самооценка учащихся.

Маршрутки.

Учащиеся ставят себе оценки за каждый вид работы, потом ставят итоговую оценку.

Задания к билетам

1. Определение имени существительного (запись на доске).

2. Измените имена существительные по числам

звезда -

 

 

дерево –

куст -

 

 

бревно –

лебедь -

 

 

журавль –

3. Запишите существительные в три столбика.

Юг, вершина, море, осень, поле, луг, друг, метель, петух, сено, картина, окно.

4. Назовите падежи с вопросами

5. Просклонять.

Мышка, болото, друг, сирень.

6. Распределите слова в две группы.

Продавец, лиса, жаворонок, ребенок, шмель, книга, роза, ученик.

7. Приведите свои примеры нарицательных существительных, собственных существительных.

Нарицательные существительные

 

 

Собственные существительные

профессии

 

 

географические названия

виды транспорта

 

 

поэты

 

 

 

писатели

8. Распределите слова по способам образования имен существительных.

Безрукавка. Голосишко, полет, отголосок, ручной, листок, забег, непогода.

9. Сделайте морфологический разбор имен существительных.

В лесу появилось много грибов.

Холод сковал землю.