"Что было бы с музыкой, если б не было литературы"

Разделы: Литература


Современная отечественная школа, к сожалению практически не формирует у школьников единой картины мира. Еще менее учитывает школа роль искусства как одного из важнейших способов отражения духовной жизни общества в этом мире. Эти и другие причины привели к тому, что программы школьных курсов не всегда согласованы друг с другом, а искусству по-прежнему отводятся вторые и третьи роли в образовательном процессе. Такое положение не может быть признано удовлетворительным.

В педагогической литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что каждому учителю-предметнику, чтобы не просто наполнять знаниями учащихся, а действительно развивать детей, необходимо знание смежных школьных программ так же, как каждому Музыканту-оркестранту — знание всей партитуры в целом, а не только своей отдельной партии.

В решении этой проблемы, на наш взгляд, филолог должен играть существенную роль.

Учитывая, что в педагогических вузах филологам по-прежнему не читают курсов истории музыки (как и истории изобразительного искусства), предложим некоторые сведения по предмету Музыка в рамках школьной программы. Эти знания полезны даже с точки зрения самообразования, ведь представление о литературе как искусстве слова без понимания связей литературы и музыки не может быть полным.

Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью. У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств.

Уже с класса на уроках музыки встают вопросы о связи музыки со словом. На уроке по теме «Интонация» учащиеся 11 класса анализируют интонации вопроса и ответа, повествования и восклицания, радости и отчаяния, призыва и тоски в музыкальной и разговорной речи. Здесь закладываются первые представления о речитативности музыки и музыкальности слова. В III—VIII классах еще больше внимания уделяется внутренним связям музыкальной и литературной речи. Начиная с V класса, интеграция музыки и литературы становится наиболее очевидной для школьников.

Программа раскрывает глубинные связи музыки не только с литературой, но и живописью, скульптурой, архитектурой. Специальная терминология, вводимая на уроках музыки, может закрепляться на уроках литературы с целью расширения словарного запаса школьников; произведения, предлагаемые программой «Музыка», могут быть использованы для создания эмоционального фона на уроках русской словесности, а также в качестве сюжетной основы для устных и письменных сочинений-миниатюр на уроках развития речи.

Ключевое знание первой четверти Vкласса формулируется так: что стало бы с музыкой, если бы, не было литературы? Очевидно, что не только школьников и учителей музыки может заинтересовать этот вопрос. В самом деле, как музыка связана с литературой? Что дает литература музыке?

Анализируя песни-танцы, песни-марши, протяжные песни, учащиеся приходят к выводу, что песня — это не чисто музыкальный жанр, она возникает только при взаимодействии двух искусств: музыки и литературы. Оказывается, не будь стихов, песня как жанр перестала бы существовать. Исполнив голосом мелодию песни-марша, мы получим марш, песня-танец при подобном исполнении обратится в танец. А чем же станет протяжная песня? Попробуйте, пожалуйста, пропеть на гласный звук «а» известную вам песню «Жаворонок» М.И.Глинки на стихи Н.Кукольника («Между небом и землей песня раздается…»). Что получилось? Как называется такой способ исполнения? Верно, получился вокализ (музыкальное произведение, в котором напевная мелодия исполняется на какой-либо слог или гласный звук; упражнение для голоса).Смело включайте в свой лексикон это новое для слово, ребята. Вы услышите его на уроке музыки в сентябре, хорошо, если этот термин прозвучит еще несколько раз на уроках литературы как бы невзначай. Программа по музыке предлагает школьникам знакомство с замечательным концертным сочинением С.В.Рахманинова «Вокализ», которое может украсить урок литературы, посвященный лирической поэзии, И пусть вокализ Рахманинова звучит на уроках литературы не только в V классе: послушав его однажды, вы сами поймете, как легко при помощи этой музыки создать эмоциональный фон на уроке литературы. Важно помнить, что в качестве фона может звучать только музыка без текста (инструментальная или вокализ), а для музыки с текстом необходимо выделять специальное время на уроке.

Слушая «Осеннюю песню» П.И.Чайковского из цикла для фортепиано «Времена года», «Песни без слов» немецкого композитора Ф.Мендельсона, Вариации (музыкальное произведение, основу которого составляет многократно повторяемая мелодия (тема), которая при каждом новом повторении видоизменяется (варьируется)) М.А. Балакирева на тему песни «Жаворонок» Глинки, ребята делают вывод, что прозвучала инструментальная музыка, но мелодия каждого из произведений напоминает песню.

Цепи урока: выявить уровень восприятия школьниками идейно-художественного смысла повести и музыкальных иллюстраций с учетом специфики каждого вида искусства.
Вступительная беседа об особенностях изобразительно-выразительных средств в литературе и музыке.

В чем сходство и различие музыки и литературы?

  • отображают реальный мир, настроения людей через художественные и музыкальные образы;
  • возбуждают эмоции;
  • литература — это искусство слова, а музыка есть искусство звука.

Какие изобразительно-выразительные средства помогают писателям и композиторам создавать художественную картину мира?

  • в литературе это пейзаж; через картины природы автор передает настроения и переживания героев; пейзаж создается писателем с помощью эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений;
  • в музыке это мелодия (мотив, напев), гармония, ритм, тембр.

Беседа по анализу идейно-художественного содержания повести А.С.Пушкина и музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова.

Учитель. Иногда пейзаж приобретает значение символа — предметного образа, который подразумевает какое-либо явление. Как вы объясните смысл заглавия повести? (Метель как явление природы вмешивается в события, происходящие в повести, и путает планы героев.)

— Какими художественными средствами нарисован метельный пейзаж при отъезде Марьи Гавриловны? Какое состояние героини он передает? (Олицетворения «ставни тряслись и стучали», «ветер выл»; «метель не утихала»; метафора «лошади полетели»; созвучия: ст-ст, в-в, л-л.)

— Марья Гавриловна взволнована, она испытывает «душевную метель», ужас и восторг одновременно.

Прослушайте отрывок из музыки Г.В.Свиридова. Как в нем передано душевное состояние героини?

— Композитор использует особые оркестровые эффекты и средства гармонии: звуки разной высоты; мелодия звучит по нарастающей; тембровая окраска — высокие голоса скрипок.

  • действие как будто замедлилось, время остановилось;
  • в музыке сначала радостное кружение (весь день Владимир в радостных хлопотах) вальса, потом — нервное беспокойство — «ломается» ритм музыки, затем — отчаяние и внезапная остановка мелодии как тупик, безысходность.

— Наконец, проанализируйте описание метели и дайте характеристику музыкального отрывка в сцене поездки Бурмина. (В повести употребление слов «вдруг», эпитета «ужасная», неопределенного местоимения «кто-то», лексических синонимов «метель» — «буря», стилистических синонимов «огонек» (как призыв) — «огонь» (как чувство), наречий «молча», «рассеянно» — все говорит о том, что герой не активен, все происходит помимо его воли; в «Тройке» звучит рассеянная безмятежность (колокольчик), затем неожиданное, внезапное появление в оркестре диссонансных звуков ударных инструментов, как бы подталкивающих героя.)

Учитель. Метель в повести А.С.Пушкина и музыке Г.В. Свиридова как будто «ведет» героев, заставляет их следовать своей судьбе. Метель выступает своеобразным символом судьбы.

А справедливо ли поступила метель-судьба по отношению к героям повести?

— Марья Гавриловна, подражая романтическим героиням, решилась без «благословения» обвенчаться, и метель справедливо «помешала» ей следовать этой дорогой; впоследствии она вынесла испытание смиренно (болезнь отца, гибель жениха, венчание с неизвестным); была верна памяти жениха. И за это вознаграждена.

— Владимир Николаевич эгоистичен (даже перед смертью умоляет обвенчаться), нравственно преступен перед родителями невесты; легкомысленно все отложил на последний день; не ответствен перед любимой; голос совести молчал в нем; и метель завела его в тупик (в лес).

— Бурмин осознал вину за свои «гусарские проказы»; достойно прошел испытания 1812 года, был ранен; не скрыл тайное венчание, полюбив Марью Гавриловну; не пытался перехитрить судьбу — и вознагражден.

Заключение учителя. Повесть «Метель проста, лаконична. Отличается сжатостью и точностью рисунка, быстротой и драматизмом сюжета. Писать надо «просто, коротко и ясно» (А.С.Пушкин). Прозу Пушкина иногда называют «нагая проза — без риторических и описательных украшений. Ни одного лишнего слова. Но какой емкий смысл заключен в ней! Это и есть гениальный художник слова. Свиридов — гениальный художник звука. Центральное место в его творчестве занимают жанры, связанные со словом. Такая музыка называется программной. Используя сюжет повести своего любимого автора, Свиридов передает средствами музыки ее эмоциональный смысл, идейное содержание.

Пушкин и Свиридов — великие представители русского искусства — выражают своим творчеством высокое этическое начало — верность долгу, слову, клятве.

Приложение