Открытое занятие по экологии из цикла "Неживая природа" "Каменный уголь" для детей 6–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • познакомить детей со свойствами каменного угля (имеет чёрный или бурый цвет, твёрдый, от удара рассыпается на куски, пачкается, бугристый, как дерево, тяжёлый, тонет в воде, не растворяется в воде и ни в какой из жидкостей);
  • закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели;
  • испытать радость от экспериментирования, открывать новое в знакомом;
  • развивать интерес и любовь к родному краю, формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.

Материалы к занятию: посылка с каменным углём, кассета с записью письма, загадка про уголь, подносы с каменным углём на каждого ребёнка, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток, влажные и сухие салфетки, модели, древесный уголь для рисования, листы бумаги, мольберты, магниты, камень.

Подготовка к занятию: беседы на тему «Полезные ископаемые», «Что находится внутри шахты»; чтение произведений художественной литературы о неживой природе; загадывание загадок.

Используемая литература: Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. «Почемучка», «В союзе с природой» Л. И. Грехова.

Ход занятия.

Воспитатель: - Мне передали посылку. Как проверить, действительно ли она предназначена нам? (высказывания детей). - Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада? Кто помнит номер нашего детского сада? - Значит посылка для нас. Хотите узнать, что в посылке? (открывает посылку, показывает детям), в посылке достаёт кассету, включает запись: «Здравствуйте, дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам посылку с предметом неживой природы. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку, которая находится в конверте. Желаю удачи. Хозяйка Медной горы».

– Что ж, слушайте загадку:

С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки -
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Этот очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.

Воспитатель. - Догадались о каком камне идёт речь? Вот он какой, каменный уголь. А хотите послушать сказку о каменном угле? « В одной деревне жил доктор. Однажды он собрался к больному, но кого-то надо было оставить сторожить дом, а собаки у него не было. Тогда доктор попросил это сделать уголёк-замарашку, который жил у него возле печки. Когда он ушёл, в дом ворвался злой разбойник, чтобы похитить все вещи доктора. А уголёк громко залаял на разбойника». - Может ли так быть на самом деле? А в сказке такое может быть? Ведь в сказке, как вы знаете, возможно всё. Каким образом ещё уголёк может прогнать грабителя и спасти вещи доктора?(высказывания детей).

Воспитатель. Хозяйка Медной горы прислала нам уголь, чтобы мы исследовали его свойства, узнали его полезность и другим рассказали. Вы хотите проделать опыты с каменным углём? Тогда закройте глаза, сейчас мы с вами отправимся в детскую научную лабораторию для проведения опытов. (дети открывают глаза, видна надпись «Детская научная лаборатория»). В лаборатории все имеют визитки, для вас тоже они заготовлены. Пройдите к столам, найдите визитку со своим именем, прикрепите её к одежде и займите своё рабочее место. Если вы согласны, то я буду вашим научным руководителем. (себе визитку прикрепляю). Чтобы ваши пальчики были послушными, сделаем для них гимнастику:

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Воспитатель. - Посмотрите, что у вас на столе, это то, что нам нужно для проведения опытов.

Воспитатель. Какого цвета уголь? (он чёрный). В работе нам будут помогать модели, вот первая модель.

Воспитатель. Уголь твёрдый или мягкий? Он мягкий. Как вы поняли, что каменный уголь твёрдый? - Пробовали надавить на него или сжать в руке(модель выставить).

Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт(ударяю по куску каменного угля молотком - он рассыпался на несколько мелких кусочков). -Какой вывод можно сделать?

Дети. - Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень.

Воспитатель. - Как думаете, что произойдёт, если ударить молотком по камню? (предположения детей). - Давайте проверим (ударяю по камню, с ним ничего не происходит, показываю детям результат, они делают вывод). Дети. - Камень прочнее, чем уголь(выставить модель).

Воспитатель. Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается(выставить модель). Положите уголь и вытрите руки салфеткой.

Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите(ответы детей).

Дети. - Он бугристый, как дерево.

Воспитатель. - Каменный уголь- это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.

Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки).

Дети. - Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул. Воспитатель. Почему?

Дети. Он тяжёлый (выставить модель).

Воспитатель. Как вы думаете, он растворяется или нет? Как это можно проверить?(помешать воду палочкой). - Меняет ли цвет вода? Так растворяется уголь или нет?

Дети. Не растворяется.(поместить модель).

Воспитатель. Запомните, каменный уголь не растворяется ни в одной из жидкостей. Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети. Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается, он бугристый как дерево, уголь тяжёлый, не растворяется в воде и других жидкостях).

Воспитатель. Какое настроение у вас от проделанной работы?

Что вас больше всего порадовало во время занятия?

Какие слова вы бы хотели сказать угольку?

Как, по-вашему, люди используют уголь? Уголь используют в качестве топлива. Шахтёры добывают его из земли. Большую часть угля добывают близко от поверхности, но некоторые угольные шахты расположены очень глубоко. Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа.

Воспитатель. - Ребята, наша работа в лаборатории закончена, я предлагаю вернуться в группу. Но сначала надо навести порядок на ваших рабочих местах.(дети наводят порядок на столах, закрывают глаза и возвращаются в группу).

Воспитатель. - Мне показалось, что в посылке ещё что-то было. Смотрите, здесь уголь, давайте нарисуем угольком картинки, потом сделаем выставку, лучшие картины отправим в подарок для Хозяйки Медной горы.(дети идут в зал рисовать углём).