Информационные технологии на уроках математики. Урок «Формулы сокращенного умножения»

Разделы: Математика, Информатика


Тема: «Формулы сокращенного умножения».

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать материал по данной теме.
  2. Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по данной теме с включением игровых моментов с применением ИКТ, самостоятельной работы с проверкой на компьютере.

Технологии: презентация (приложение 1), компьютеры Pentium, Windows 2000; электронные программы «Universal Math Solfver» (UMS) и «КООDRAW».

Организационные формы общения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

III. Разминка (на знание формул сокращенного умножения).

Приложение 2.


формулы

Левая часть
формулы

Буква

Правая часть
формулы

Буква

1

(а + в)2

 

(а + в)(а2 – ав + в2)

Е

2

(а - в)2

 

а3 – 3а2в + 3ав2 – в3

Р

3

(а - в) (а + в)

 

а2 + 2ав + в2

Й

4

а3 + в3

 

а2 – в2

Т

5

а3 - в3

 

а3 + 3а2в + 3ав2 + в3

О

6

(а + в)3

 

(а - в) (а + в)

П

7

(а - в)3

 

а2 - 2ав + в2

Е

8

а2 – в2

 

(а - в)(а2 + ав + в2)

М

В первой таблице представлена левая часть формулы сокращенного умножения, а во второй – правая часть.

Задание. Для левой части формулы найти из второй таблицы ее правую часть и в первой таблице рядом с левой частью формулы поставить букву, соответствующую правой части формулы (эти формулы пригодятся при выполнении практической части урока).

Ответ: Й Е Т Е М О Р П

Читаем обратно: П Р О М Е Т Е Й

Вопросы:

  1. Кто такой Прометей?
  2. Что означает это имя?

За информацией обратиться: www.google.ru

Поиск в Интернете: Прометей

Результаты поиска:

  1. http://mythology.sgu.ru/mythology/linc_personag/prometey.htm
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Прометей
  3. http://greekroman.ru/prometheus.htm

Прометей в греческой мифологии - один из титанов и его имя означает «мыслящий прежде», «предвидящий». Он похитил с неба огонь и научил людей пользоваться им. За это разгневанный Зевс повелел приковать его к скале. Ежедневно прилетавший орёл клевал печень титана. Поэтому образ Прометея стал символом человеческого достоинства, величия. Отсюда пошло выражение "прометеев огонь", т.е. священный огонь, горящий в душе человека.

Рисунок 1

Рисунок 2

IV. Практическая часть.

Где применяются формулы сокращенного умножения?

  1. При упрощении выражений.
  2. При разложении выражений на множители.
  3. При решении уравнений.

Примеры применения формул сокращенного умножения с помощью программы «Universal Math Solfver» (UMS).

Упрощение выражений4.024, 4.036

Разложение на множители2.030, 2.044

Решение уравнений – 1.183, 1.190

V. Самостоятельная работа (карточки).

Программированная таблица

  1. Код задания – это абсцисса точки, код ответа – ордината точки.
  2. Из предложенных вариантов ответов, найти верный и рядом с кодом задания записать код ответа.
  3. Записать координаты точек в программе «KOODRAW» и нарисовать по координатам рисунок.

Приложение 3.

№ задания
(№ точки)

I.Упростить
выражение

х

у

Ответ

у

1

(4х + у)2 – 8ху

0

 

3 + 3у3

-2

2

2- у2)2 + 2х2у2

-2

 

3 – у3

0

3

(х – 3у)(х +3у) + 3у2

-8

 

16х2 + у2

-15

4

3(х + у)3 – 9ху (х + у)

-4

 

х2 – 6у2

-8

5

(2х – у)3 + 12х2у - 6ху2

-15

 

х4 + у4

-4

 

№ задания
(№ точки)

II. Разложить
на множители

х

у

Ответ

у

6

2 - 45

-4

 

-2(х + 2у)2

4

7

у4 -8у2х + 16х2

-8

 

2(2х – у)(4х2 +2ху + у2)

15

8

-2х2 – 8ху - 8у2

-2

 

3(х + 3у)(х2 +3ху + 9у2)

4

9

16х3 -2у3

0

 

5(х – 3)(х + 3)

2

10

3 + 81у3

2

 

(2х – у – 2)(2х – у + 2)

8

11

2 – 4ху + у2 - 4

8

 

2 – 4х)2

8

 

№ задания
(№ точки)

III. Решить уравнение

х

у

Ответ

у

1

(х – 7)2 + 3 = (х – 2)(х + 2)

4

 

-2; 0; 2

-2

2

(х + 6)2 – (х – 5) (х + 5) = 79

15

 

 4

2

3

х3 - 4х = 0

4

 

-1/3; 0

-4

4

25х2 – 10х + 1 = 0

8

 

1,5

0

5

3 + 6х2 + х = 0

2

 

0,2

-8

Ответ:

Приложение 4.

Вопросы:

  1. Что за фигура у вас получилась?
  2. Что она означает?

Основным символом министерства РФ по чрезвычайным ситуациям является Белая Звезда Надежды и Спасения, на базе которой разработана эмблема МЧС России, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны - голубой треугольник в круге оранжевого цвета.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Вопрос:Что общего между Прометеем и МЧС России?

Ответ: Прометей добыл огонь для людей, а Государственная противопожарная служба МЧС России тушит огонь.

VI. Конкурсы.

А где ещё применяются формулы сокращенного умножения?

  1. При доказательстве некоторых утверждений и тождеств.
  2. На формулах сокращенного умножения основаны некоторые математические фокусы и загадки, позволяющие производить вычисления в уме.

1. «Отгадывание задуманного числа»

  • Задумайте число (до 10);
  • Умножьте его на себя;
  • Прибавьте к результату задуманное число;
  • К полученной сумме прибавьте 1;
  • К полученному числу прибавьте задуманное число.

Скажите мне число, которое у вас получилось и я отгадаю, какое число вы задумали.

Решение:x² + x + 1 + x = x² + 2x + 1 = (x + 1)²

Например,5·5 + 5 + 1 + 5 = 36, тогда x = √36 – 1 = 6 – 1 = 5.

2. «Эрудит»

Любое натуральное число, оканчивающееся цифрой 5, можно записать в виде 10а + 5.

Например, 25 = 2·10 + 5.

Доказать, что для вычисления квадрата такого числа можно к произведению а(а + 1) приписать справа 25.

Например, 25² = 625, т.к. 2 ·(2 + 1) = 6.

Доказательство: (10а + 5)² = 100a² + 100a + 25 = 100a(a +1) + 25 = a (a +1) ·100 + 25.

Найдите по этому правилу 45², 75², 115².

3.«Письмо из прошлого»

Задача Пифагора: Всякое нечётное число, кроме единицы, есть разность двух квадратов.

Решение:

1 способ.

(n+1)2 – n2 = (n+1-n)(n+1+n) = 2n + 1 - нечётное число.

2 способ.

(n+1)2 – n2 = n2 + 2n + 1 - n2 = 2n + 1 – нечётное число.

Рисунок 6

В школе Пифагора эта задача решалась геометрически.

Действительно, если к квадрату со стороной n прибавить гномон, представляющий нечётное число 2n+1 (на приложение 4. выделено цветом), то получится квадрат со стороной n+1, т.е.n2 + (2n+1) = (n+1)2 или (n+1)2n2 = 2n + 1

Приложение 5.

VII. Задание на дом.

Из учебника:

№ 884

Доказать тождество:

а) (a+b)² + (a-b)² = 2(a²+b²)

б) (a+b)² - (a-b)² = 4ab

в) a²+b² = (a+b)² - 2ab

г) (a+b)² - 2b(a+b)=a² - b²

№ 1072

В книге Леонарда Эйлера (XVIII в.) используется тождество: (p²+cq²)(r²+cs²) = (pr+cqs)² + c(ps-qr)².

Докажите его.

VIII. Итог урока.

На уроке мы вспомнили, каким образом применяются формулы сокращенного умножения при упрощении выражений, при разложении выражений на множители, при решении уравнений.

Рефлексия.

1) Учитель обращается к учащимся с вопросами:

  • Что нового узнали на уроке?
  • Чем полезен был урок?

2) Учитель предлагает учащимся самим оценить свою работу и поставить себе оценку.

Вывод: Формулы сокращенного умножения следует знать наизусть, так как они применяются практически во всех задачах по математике.