Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Оборудование:

  • Учебник Т.А. Ладыженская ,М. Т. Баранов и другие."Русский язык" 5 класс.
  • Карточки с дифференцированными заданиями.
  • Орфографические ученические словари.
  • Набор сигнальных карточек для самооценки учебной деятельности.

Дидактическая цель: формировать умение правильно писать безударные гласные а-о в корне с чередованием -лаг-лож-.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Образовательные задачи.

Познакомить учащихся со способом написания безударных гласных а-о в корне с чередованием -лаг-лож-. Вывести способ написания безударных гласных а-о в корне с чередованием -лаг-лож-. Вывести способ написания безударных гласных а-о в корне с чередованием -лаг-лож-.
Формировать умение правильно писать безударные а-о в корне с чередованием под руководством учителя. Формировать умение обосновывать правильное написание а-о в корне с чередованием -лаг-лож-. Формировать умение обосновывать правильное написание а-о в корне с чередованием -лаг-лож-.
Закрепить умение строить словосочетание по образцу. Совершенствовать умение обоснованно строить словосочетание под руководством учителя. Совершенствовать умение обоснованно строить словосочетание самостоятельно.
Закрепить умение находить однокоренные слова под руководством учителя. Закрепить умение подбирать и находить однокоренные слова. Закрепить умение обоснованно подбирать и находить однокоренные слова.
Закрепить умение находить чередование согласных и гласных звуков, опираясь на помощь учителя, на этапе проверки д/з. Закрепить умение находить чередование согласных и гласных звуков, выделять морфему, в которой встретилось чередование, на этапе проверки д/з. Закрепить умение самостоятельно находить чередование согласных и гласных звуков, выделять морфему, в которой встретилось чередование, на этапе проверки д/з.

Развивающие задачи.

Развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и обобщения при выполнении различных видов заданий. Развивать умение самостоятельно выводить новый способ действия при решении практических задач. Развивать творческий подход при анализе и обобщении учебного материала.
Развивать орфографическую зоркость (умение видеть и выделять изученную орфограмму) с помощью учителя. Развивать орфографическую зоркость (умение видеть и выделять изученную орфограмму) в процессе выполнения заданий. Развивать орфографическую зоркость (умение видеть и выделять изученную орфограмму) самостоятельно.
Развивать устную речь (умение давать ответ на поставленный вопрос). Совершенствовать речевые умения (умение давать полный связанный ответ на поставленный вопрос). Совершенствовать речевые умения (умение давать полный связанный ответ на поставленный вопрос).
Развивать умение работать со словарем с указанием страницы. Развивать умение работать со словарем под руководством учителя. Развивать умение работать со словарем самостоятельно.
Развивать умение работать с текстом на этапе выполнения домашнего задания, опираясь на помощь взрослого. Развивать умение работать с текстом самостоятельно на этапе выполнения домашнего задания. Развивать умение работать с текстом самостоятельно на этапе выполнения домашнего задания.
Развивать навыки контроля и самоконтроля. Совершенствовать развитие навыков контроля и самоконтроля. Развивать самостоятельность мышления, исследовательские умения, креативность. Совершенствовать развитие навыков контроля и самоконтроля. Развивать самостоятельность мышления, исследовательские умения, креативность.

Воспитывающие задачи.

Развитие сознания собственной деятельности через рефлексию:

  • физическую (успел-не успел)
  • сенсорную (комфортно-дискомфортно)
  • интеллектуальную (что понял, что осознал, какое затруднение испытал)

Формирование навыков совместной деятельности.

  • Расскажите это правило.
  • Приведите примеры.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Внимательно посмотрите все ли готово к уроку.

-Успокаиваемся, тихо садимся. Настраиваемся на рабочий лад.

2. Проверка домашнего задания.

-Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Морфемика и орфография).

-Что изучает морфемика?

-Что изучает орфография?

-Что было задано на дом? (Задание на карточках). Прочитайте задание(задание дифференцированное).

Карточка.

Носить, день, ковать, сынок, роспись, клевать, сон, друг, чулочек, кормить, расписать, кормлю, дня, несу, кую, сынка, сна, дружок, клюю, чулочка.

1. Записать слова с чередованием звуков, разделив их на группы в зависимости от того, в какой морфеме встретилось чередование. Выделить морфему, подчеркнуть чередование звуков.

2. Разделить слова с чередованием звуков на 2 группы (согласные, гласные)и записать парами. Выделить морфему, в которой происходит чередование. Подчеркнуть чередование звуков.

3. Записать слова с чередованием звуков парами. Выделить морфему, в которой происходит чередование. Подчеркнуть чередование звуков.

-Какой теоретический материал помогал вам выполнить домашнее задание?

-Что такое чередование?

-Какие звуки могут чередоваться?

-Приведите примеры из домашней работы. Исправьте ошибки.

-Где может происходить чередование?

-Приведите примеры из домашней работы.

-Поднимите руки, кто выбрал задание 1, задание2, задание3. Какое задание самое трудное? Какое самое простое?

-Молодцы, как вы справились, я проверю, когда соберу тетради.

3. Психологическая подготовка к изучению новой темы.

-Посмотрите на доску, прочитайте, Что записано на доске?(Предложения).

-В предложениях найдите слова с пропусками. В какой морфеме встретились пропуски?

-Давайте попробуем заполнить пропуски. Можем ли мы выполнить это задание? (Нет) Почему? (Не знаем правило).

(На доске). На ученика возл...жили обязанности старосты кружка. На юного музыканта возл...гали большие надежды.

-С чем же мы сегодня должны познакомиться? (С правилом, которое поможет нам заполнить пропуски).

4. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

-Как же будет называться тема сегодняшнего урока?

-Запишем в тетради (учитель на доске).Тема сегодняшнего урока "Правописание безударных гласных а-о в корне с чередованием -лаг-лож-".

-Посмотрите внимательно на тему урока. Давайте попробуем поставить цели урока. (Познакомимся с правилом правописания а-о в корне с чередованием -лаг-лож- .Будем учиться распознавать орфограмму в словах, правильно писать слова с этой орфограммой и выделять изученную орфограмму в словах).

-У вас на партах карточка 1. Прочитайте слова.

-Что это за слова? (Однокоренные).

-Какие слова называются однокоренными?

-Внимательно рассмотрите слова. Что происходит в корне? (Чередование звуков).

-Попробуйте догадаться, когда пишется -а-, а когда -о- в корне с чередованием -лаг-лож-.

(Дети отвечают).

Карточка 1.

Предложение предлагать
предположение предполагать
изложение излагать
приложение прилагать

-Давайте посмотрим, как же звучит правило в учебнике. (Дети читают правило).

-Когда же пишется -а-, а когда -о- в корне с чередованием -лаг-лож-?

Приведите примеры.

-Что нового узнали из правила? (....в безударном положении)

-Обратите внимание на то, как правильно выделяется орфограмма,

-А теперь вернемся к заданию на доске. Можем ли сейчас вставить гласные на месте пропусков? (Да).

-Какие? Объясните свой выбор. (Дети обоснованно выбирают гласную, учитель заполняет пропуски).

5. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.

-Продолжим закреплять новый материал. У вас на партах лежат карточки.

-Прочитайте слова. Что объединяет эти слова?

-Задание будем выполнять по группам.

-Прочитайте задание,

Карточка 2.

Прил...гать, сл..жить, отл...жит ,возл...гать , предл...жить ,безотл...гателъное, зал..жить.

1. Разделить на группы, записать в тетрадь. Придумать слова на изученную орфограмму в каждую группу. Выделить орфограмму.

2. Разделить па 2 группы, заполнить пропуски, выделить орфограмму.

3. Списать, выделить орфограмму. Вставить а -о на месте пропусков.

-Сможем сейчас выполнить задание? (Да). Что нам поможет? (Правило).

-Расскажите это правило,

-Назовите слова с корнем - лож -.Назовите слова с корнем - лаг-. Приведите свои примеры.

-Поднимите руки, кто правильно выполнил задание; кто ошибся. Кто выбрал задание1, задание2, задание3?

-Молодцы. А сейчас продолжаем закреплять умение правильно писать слова на изученную орфограмму.

6. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

-Откройте учебник на странице 176. Найдите упражнение 435.

-Прочитайте задание. Какое задание будете выполнять?(Строить словосочетания).

-Что такое словосочетание?

-По какой схеме строятся словосочетания?

-Составьте устно словосочетания.

-Поднимите руки, кто самостоятельно может выполнять это упражнение, кто испытывает затруднения.

-Ребята, кто может самостоятельно работать, выполняйте задание самостоятельно; кто испытывает

затруднения, будем работать вместе.(Комментированное письмо),

(Дополнительное задание для учащихся с высоким уровнем обученности: составить словосочетания по схеме прил .+ сущ, используя существительные из упражнения).

-Прочитайте слова с корнем -лаг- ;с корнем -лож-.

-Какое правило помогло вам верно записать эти слова?

-прочитайте словосочетания. Которые вы составили.

А сейчас внимательно посмотрите на доску. На доске записаны предложения, в которых пропущены слова.

Направо раскинулась чудесная поляна . На ней уютно ... лесная сторожка. Появился сторож.. ребятам пройти с дом. Он сказал: "Проходите и ...."Ребята сразу почувствовали себя как дома.

-На месте пропусков вставьте слова на изученную орфограмму. (Расположилась, предложил, располагайтесь) .

-Прочитайте. Что у вас получилось?(Текст). Докажите.

-О чем этот текст?

-Выпишите слова на изученную орфограмму. Выделите орфограмму. Выпишите предложение с прямой речью, объясните расстановку знаков препинания.(3адание для детей со средним и слабым уровнем обученности).

(Индивидуальное задание для учащихся с высоким уровнем обученности. На партах лежат словари). Выпишите из орфографического словаря слова на изученную орфограмму с приставкой рас-, раз -. (Проверка)Прочитайте слова, которые вы записали.

-Чем похожи слова? (Они на одно правило).

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

-А теперь найдите упражнение 43б. Внимание, это упражнение будете выполнять дома. -Прочитайте задание. Какое задание будете выполнять дома? (Заполним пропуски, с данными словосочетаниями составим предложения).

-Какое прению поможет выполнить домашнее задание? Расскажите.

-Ребята, кто сможет, постройте предложения так, чтобы получился текст.

-Поднимите руки, кто не понял, какое задание будет выполнять дома.

-Откроите дневники и запишите домашнее задание: правило, упражнение 436 на странице 178.

8. Итог урока и оценки деятельности учащихся.

-Давайте вспомним, над какой темой мы работали.

-Какие цели ставили?

-Поднимите руки, кто запомнил правило. Расскажите.

-Приведите примеры слов с корнем - лаг-, с корнем -лож-,

-Для чего нужно знать правило?

-А теперь найдите на партах сигнальные карточки. Поднимите красный сигнал те, кто старался, трудился, добивался поставленной цели, был активен, внимателен, давал полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, не допускал ошибок.

-Поднимите синий сигнал те, кто работал хорошо, активно, старался, но не всегда получалось верно,

-Поднимите зеленый сигнал те, кто старался, но не очень был активен, допускал много ошибок.

Не расстраивайтесь, дома вы еще подучите правило, и на следующий урок результат будет гораздо лучше.

-Молодцы, все ребята работали хорошо, старались, были активны, особенно хочется отметить работу ...

"5" получают ...

"4" ....

.............

-Благодарю вас за работу, урок окончен.