Литературное чтение. 3-й класс Д.Мамин-Сибиряк. "Медведко". Анализ произведения

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: Формировать умение принимать участие в анализе развития действия, художественных образов, в проблемном и стилистическом анализе.

Задачи:

  • Образовательные: учить детей понимать, находить и выделять главную мысль, уметь устанавливать причинно-следственные связи в природе, подвести учащихся к мысли о том, что каким бы «хорошеньким» не был лесной зверь, его не стоит держать в домашних условиях.
  • Развивающие: развивать речь, внимание, наблюдательность и любознательность к окружающему миру, логику, артистизм.
  • Воспитательные: воспитывать любовь ко всему живому и чувство ответственности.

Сверхзадача: вызвать потребность узнать что-то новое, пробудить интерес стать читателем художественного произведения, умеющим понять и оценить по возможности художественное произведение.

Оборудование: портрет автора – Приложение, музыкальное сопровождение – Ф. Шопен. Ноктюрн № 2; рисунки главных героев и героев помощников; альбом и краски; мягкая игрушка медвежонок.  

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация).

Создать эмоционально-психологический настрой, воздействовать на ум, сердце, чувства ребенка.

– Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим о красоте и жизни «странного народа».

Как много в мире красоты,
Которой часто мы не замечаем.
Все потому, что каждый день встречаем
Её давно забытые черты.

Мы знаем, что красивы облака,
Река, цветы, лицо любимой мамы.
И Пушкина летящая строка,
И то, что человек красив делами.

Но есть ещё другая красота,
Которая не кажется красивой:
К примеру, красота крота. Крота? Да, да!
Или пчелы трудолюбивой.

Или змеи, лягушки и жука,
Или другого «странного народа».
Вглядись в лицо любого существа,
И ты увидишь, как оно прекрасно!

(Ф.Шопен, ноктюрн № 2 – музыкальное сопровождение.)

II. Воспроизведение знаний.

Повторение пройденного материала.

– И сейчас мы заслушаем сочинения о ваших любимых животных, которые вы написали дома. (2 ученика)

- Ребята, в своих сочинениях вы описали своих животных, как их любите. А когда вам приходиться уехать надолго, как вы поступите? Почему?

Вывод: наши животные не просто игрушка, которой можно поиграть и бросить. Мы отвечаем за них, должны заботиться о тех, кого приручили.

III. Погружение в урок.

Выведение ключевого понятия, работа над идеей произведения.

1. – Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова французского писателя философа Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили».

– Как вы понимаете слово «приручили»?

– От какого слова оно происходит? (сделать ручным, воспитать, навязать свою манеру поведения – обратиться к толковому словарю.)

– Как вы думаете, подходят ли эти слова к нашему произведению? Почему?

2. – Почему это произведение относится к жанру рассказа?

3. – Где происходит событие, описанное в рассказе? (на Урале)

Биография:

– Это не случайно, т.к. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился в небольшом заводском поселке Пермской области на Урале. Его отец был учителем в поселковой школе.

В доме была прекрасная библиотека, и поэтому к ним в дом приходило много людей: рабочих, охотников. Его еще в раннем детстве потрясала величавая природа Урала. И это все отложило свой отпечаток в его дальнейшей судьбе. Он начал печатать познавательные рассказы, сказки для детей о природе и животных. (1 ученик у доски)

– Какое животное является героем нашего рассказа? (Медведко – игрушка медведя)

4. Словарная работа. (Сопровождается рисунками на доске)

– Как вы понимаете, кто такой барин, кучер, кухарка, гимназисты.

Вывод: давно на Руси богатых и образованных людей называли баринами. У них на службе находился кучер, кухарка.

5. Выявление главных героев и героев помощников.

Главные герои Помощники
Барин
Медведко 
Кучер
Гимназисты
Кухарка

 

На доске:

План описания героев:

  1. внешний вид
  2. черты характера, манеры поведения
  3. отношение героев к нему.

– Какой прием использует автор при описании Медведко? (сравнение)

– С кем сравнивает? (с маленьким ребенком)

– А какой бывает маленький ребенок? (забавный, шаловливый)

– Что мы можем сказать об авторе? (заботливый, добрый, ласковый, любит животных)

Вывод: Медведко предстает перед нами как маленький ребенок, и автор за это его полюбил.

– Почему же барин и гимназисты решили его оставить дома?

– Найдите слова, как они говорят о Медведко. (Квартира большая, отчего не взять, он такой маленький и ничего не может сделать, забавный как маленький ребенок)

– Передайте с помощью красок на листе бумаги настроение героев в этот момент. (Ликование, радость от общения с «забавной игрушкой»)

6. Выборочное чтение. (2, 3, 4 части)

– С какими проблемами столкнулся барин? (Медведко рассердился как хищник, пытался укусить.)

– Почему же Медведко повел себя так?

– Удалось ли приручить лесного зверя? Почему?

Вывод. Это лесной зверь, у него свои повадки: бегать, грызть, драться, точить когти. Он не у себя дома, и это вряд ли станет его настоящим домом. В комнате невозможно создать привычных для Медведко условий жизни, ему нужна свобода и проявление своих инстинктов.

– Как меняется образ Медведко, как теперь его называют? Почему? (Поганый зверь, разбойник, зверюга)

– Передайте теперь настроение героев красками, оттенки каких цветов у вас преобладают? Почему?

7. Творческая работа.

а) Ролевое инсценирование.

– Вспомним вопрос, который задал автор кучеру, когда брал Медведко? (Ролевые сцены из 1 и 4 частей с игрушкой, 2 ученика)

– Нашел ли барин ответ на свой вопрос?

– Что вы почувствовали, прослушав диалог?

– С какой интонацией произнес слово «милый»? Почему? (Он осознал, что у животного иная манера поведения, отличная от человеческой)

– Правильно ли поступают люди, которые лишают свободы диких животных?

Итоговый вывод:

– Передавая Медведко из рук в руки, все любовались и восторгались им как игрушкой, но не осознавали всей важности приручения и ответственности за тех, кого приручили. А «мы в ответе за тех, кого приручили».

б) Минисочинение.

– Ребята, представьте и напишите продолжение этой истории, как сложилась дальнейшая жизнь Медведко. (Индивидуальная работа с музыкальным иллюстрированием)

IV. Эмоционально-логический итог урока.

– Ребята, что вы теперь сможете посоветовать своим друзьям, если они решат взять в дом какое-нибудь животное?