Как провести результативный урок. Из опыта коммуникативного преподавания иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


В современном информационном мире существует большое количество всевозможных методик по изучению иностранного языка. Можно найти огромное количество материала, затрагивающего их особенности. Выбор очень индивидуален и зависит не только от типа учеников, но и учителей.

Когда приходишь в класс, помимо мысли об основной цели урока, в голове всегда держится информация о необходимости результата. Именно сегодня, сейчас пусть он будет невелик, но его очень хочется видеть. Ведь не редко мы, учителя, акцентируем внимание учеников: «Сегодня вы получите очень важную (сложную, интересную) информацию! Будьте предельно внимательны». И дети готовы к форс-мажору урока. А завтра? Уже ведь не так сложно, и не так важно? Ведь то, что было важно, оно было вчера? А когда еще так будет важно? Вы, как взрослый человек понимаете, что на в самом деле важно все, от «A» до «Z». И стараетесь выработать свою систему подачи материала, при которой важна работа и участие каждого ученика на каждом уроке.

Сформированные речевые умения - это конечный результат множества единиц уроков. И именно от них в совокупности, и от каждого в отдельности и зависит основной исход обучения. И если в идеале каждая из этих единиц результативна, то, следовательно, мы сможем сделать большой шаг вперед к компетентному владению языком.

Эта статья есть синтез накопленных знаний об идеальном результативном уроке, где каждый ученик после каждого такого урока смог почувствовать свой прогресс и увидеть, если не сразу, то вскоре результат. В первую очередь информация будет полезна начинающему учителю, а также всем, кто увлечен своей педагогической деятельностью и неравнодушен к ее результатам.

Наши физиологические особенности мыслительных процессов и памяти устроены так, что порой одну информацию мы очень долго помним в деталях, а другую забываем, практически, тут же после ее получения. Задумайтесь, почему? Одной из причин является доступность и последовательность подачи материала. Эту идею необходимо считать центральной идеей результативного урока.

Из опроса коллег были выявлены следующие критерии результативного урока:

  • Высококвалифицированный компетентный учитель;
  • Тщательно спланированный урок;
  • Взаимосвязь и последовательность по отношению к основному курсу;
  • Высокая познавательная активность учащихся;
  • Индивидуальный подход
  • Хорошо организованная и построенная структура урока;
  • Коммуникативное использование языка;
  • Аутентичные ресурсы;
  • Высокая степень самостоятельности учащихся, использование своего стиля обучения;
  • Постоянное отслеживание результатов.

Каждый из вышестоящих пунктов можно было бы подробно рассмотреть, но предметом обсуждения этой статьи станут лишь три пункта из вышестоящих, являющихся, по мнению автора, основой и залогом результативного урока, это как то:

  • критерии планирования урока;
  • критерии эффективного урока;
  • успешная организация процесса урока

Рассмотрим критерии эффективного планирования урока:

Критерии Пояснения
Цели урока Нельзя упустить основное – цель урока. Именно ее формулировка порой играет важную роль для осознания учеником того, чему он должен научиться. Поэтому в центре находится учащийся. И цели для него четко поставлены, объяснены, приняты, достижимы, реальны по количеству, должны вписываться в изучаемую программу или курс. Хотелось бы подчеркнуть, что при формулировке цели учителю самому приходится четко понимать, чему он «завтра» научит учеников. Пример: «К концу урока учащиеся смогут понимать информацию о погоде на слух и устно высказывать свои планы, используя условные предложения I типа». Туманные формулировки мешают пониманию целей урока и ученикам, и учителю.
Шаги или стадии Уже упоминалось насколько важны каждый шаг или стадия, целиком подчиненные основной цели урока. Все шаги можно распределить как ступени логически связанные и вытекающие одна из другой. Это крайне ответственный момент в процессе урока. Ученик будет очень вам благодарен, если вы приведете его к конечной цели урока. Для способных и для менее успешных учащихся это разное расстояние, но результат будет выше как у первых, так и у вторых, если учитывать логичность и последовательность в достижении конечной цели урока. Каждый учащийся должен пройти постепенно условно называемые ступени: «А, В, С». И, пропустив «В», на ступени «Е», вероятно, начнутся проблемы. Многие учителя пользуются схемой: Языковой образец - тренировка – владение. Именно стадия тренировки и должна быть пошаговой, с учетом познавательных способностей ребенка.
Виды деятельности учащихся Подбор видов деятельности также должен отвечать основным задачам урока, целям учащихся и при этом быть сбалансированными, то есть затрагивать несколько видов навыков, варьироваться. Особенно это касается младших классов, т.к. эта возрастная категория требует частой смены видов деятельности для поддержания продолжительного внимания и развития интереса к уроку. Необходимо также учитывать количество времени на их выполнение. Оно может различаться в разноуровневом классе, и этот момент надо учитывать. Полезно задавать на уроке себе вопрос: «Что сейчас делает ученик с хорошо или плохо развитыми умениями?» И разрабатывать дополнительные задания, для разноуровневого класса.
Виды взаимодействия учащихся и учителя Взаимодействия лучше варьировать, но их соответствие деятельности учащихся обязательно. Это взаимодействия:
  • учитель-ученик (T-St),
  • учитель – класс (T – Cl),
  • класс – учитель (Cl – T),
  • ученик – ученик(St – St),
  • группа – группа (Gr – Gr)
Увлекающийся учитель может стать дирижером урока, забыв, что его основная функция - быть источником языковых знаний. Таким образом, играя постоянно ведущую роль на уроке, учитель уменьшает самостоятельность и контакты учащихся, отсюда как следствие - одностороннее взаимодействие. И, конечно, в минус идет языковая практика учеников.
Инструкции Если они краткие и четкие, то ответная реакция учащихся, как правило, адекватна. И по ходу урока можно наблюдать, насколько задание было понятно и принято.
Вспомогательный материал, ТСО и др… Весь вспомогательный материал, ТСО и прочее должен соответствовать целям, задачам, видам деятельности и при этом быть хорошего качества.
Домашнее задание Четко объясненное и реалистичное по количеству заданий, а также соответствующее целям урока домашнее задание может гарантировать его результативное выполнение. Вряд ли успешен будет ученик, который весь урок занимался аудированием, а на дом получил задание написать сочинение. Пусть даже на ту же тему, которой был посвящен урок. ( Если, конечно, это не являлось более обширной целью нескольких уроков)

Данная таблица показала нам только одну сторону медали, на которую следует ориентироваться учителю в процессе подготовки к уроку. Но планирование еще не урок, ведь обучение - это не одностороннее движение учителя к ученику. При наличии тщательно спланированного урока надо помнить о том, что ученик не только должен двинуться навстречу, но и осознать, куда его ведут, и понять, что он сможет пройти этот путь и пройти его самостоятельно. Проявляется вторая сторона медали – ученик и его ожидания от урока, а также обстановка и форма реализации запланированного на практике.

Приведем следующие критерии эффективного урока, где закладывается еще одна сторона результата

Критерии Пояснения
Мотивация Очень многого можно достичь, если на протяжении всего урока интерес и мотивация поддерживаются учителем.
Языковой материал Присутствуют образцы изучаемого материала наряду с подробной информацией о нем (значение + функциональное применение в контексте)
Возможности для эксперимента Учащиеся имеют возможности совершенствовать язык в изучаемых смысловых структурах, а также в новых ситуациях
Комментирование, критика Учитель и учащиеся дают комментарии по поводу высказываний отвечающего, но только после его завершения. Учитель обязательно должен показать, что он рад успехам своих учеников.
Положительный социо-эмоциональный климат При его наличии идет хороший контакт как между учителем и учениками, так и между учащимися, что, конечно, отражается на конечном результате
Самостоятельность учащегося Крайне необходимо развивать способности учащихся оценивать и отслеживать результативность обучения в целом; умение рефлексии также ведет к осознанным результатам
Цели учащегося Цели учащихся достигнуты. Домашнее задание логично вытекает из той информации, которую дети получили на уроке.

Отдельным пунктом хотелось бы также упомянуть о способностях учителя управлять классом во время урока. И этот процесс запланировать сложно:

“Nothing is as easy as it looks.
Everything takes longer than you expect.
And if anything can go wrong it will
At the worst possible moment.” 

Что означает из слов актера-комика Мёрфи: «Не все так легко, как выглядит. Кое-что занимает больше времени, чем вы ожидаете. И если что-нибудь будет не так, то это произойдет в самый неподходящий момент».

И если ранее предложенные критерии были расположены методично и звучат как правила, которым следует учитель или нет, то в манере проведения урока проявляется личность и стремления педагога к достижению своих педагогических целей. Существенна каждая деталь поведения учителя с момента начала урока, с первой его минуты: каким голосом, в какой манере идет обращение учителя к своим ученикам, поддержание дисциплины, гибкость и предприимчивость в решении сложных моментов, возникших на уроке, постановка парт, соблюдение времени, использование доски. Язык, на котором ведется урок (имеется в виду не иностранный или родной, а сама речь, способ выражения и передачи любой информации, начиная от подачи материала и заканчивая оценочными репликами по отношению к учащимся), тоже имеет большое значение. Стремление учителя видеть своих учеников успешными и результативными понятно и это отражается и в активности учеников, их личной заинтересованности в успехе, в стремлении к эксперименту, в отсутствии страха делать ошибки, задавать вопросы.

Как именно понять, насколько результативен был урок?

Весь результат вышерассмотренных вопросов необходимо рассмотреть с помощью измерительной системы за один взятый урок.

Первое, о чем можно говорить как о результате, - это то, что критерии планирования урока, критерии эффективности урока и успешная организация процесса урока присутствуют на 90%. Учитель дал все, что мог. Второе касается, конечно, непосредственно учащихся. Практика введения регулярной системы отслеживания результатов учащимися и учителем должна быть отработана с начала учебного года. На уроке желательно часть успешности отслеживать самими учащимися. Можно использовать простую таблицу по количеству выполненных заданий на уроке.

  1     2     3     4     5     6     7     8     9  
+ + ? + + - ? + +

Таблица заполняется учащимися в процессе урока, где «+» значит: справился целиком, все было понятно; « - » не справился; «?» возникли затруднения.

Также о результате говорит наличие к концу урока правильно выполненное задание, соответствующее основной цели урока. Следующий результат должно показать домашнее задание. Еще дальше – это контрольный тест с учетом уже нескольких уроков. И, наконец, результат, являющийся самым прочным, это теперь постоянное использование полученных знаний в речи, письме и т.д., то есть в продуктивных коммуникативных ситуациях.

Суммируя всю информацию, собранную здесь о результативном уроке, можно прийти к следующим выводам. Конечно стремление учителя к идеалу, постоянный поиск и творчество помогает учащимся достигать очень многого, и это является мощным локомотивом для их будущего результата в обучении. Результата, который зависит от того, насколько:

  • хорошо был спланирован каждый урок и учтены все критерии его эффективности;
  • в процессе урока была создана атмосфера, способствующая реализации учеником своих познавательных целей;
  • успешна организация процесса урока;
  • отработана система отслеживания результатов учащихся.

Нам всем хотелось бы жить в идеальном мире, где все строго подчинено законам людей, природы, морали. Но, увы, все вокруг нас не совсем так порой, как нам бы хотелось. Наверное, каждому учителю хотелось бы, заходя в класс, видеть спокойных, примерных учеников, прилежно выполняющих домашнее задание запоминающих все на ходу и активно реагирующих на все творческие порывы учителя. Все, конечно, не так. Зачем и кому бы тогда нужны были поиски учителя лучшего пути обучения? Ведь идеал недостижим! Зачем тогда все равно эти поиски?

Настоящий учитель знает ответ на этот вопрос.

Предлагаю вашему вниманию, как пример «Критериев планирования урока» три урока различной степени сложности. Смотри Приложение. Они были апробированы и откорректированы согласно требованиям учащихся моих классов, но являются предметом возможной реализации и адаптации к условиям других школ и учащихся.