Организация самостоятельной работы ученика в современных условиях

Разделы: Музыка


Роль педагога в деле воспитания навыков самостоятельной работы исключительно велика: нельзя ограничиться лишь словесными объяснениями того, «как надо дома учить». Значительная часть работы уже на самом уроке должна быть выстроена так, чтобы последовательность и ход этой работы были образцом того, что конкретно ребёнок должен затем делать дома. Следует достаточно часто заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был один, и педагог не находился с ним рядом. В этом случае следует лишь время от времени вмешиваться в работу ученика для того, чтобы внести в ход работы те коррективы, которые создадут условия для самостоятельного обнаружения и устранения ошибок и неточностей. Самостоятельная домашняя работа ученика требует постоянного внимания к ней педагога. Необходимо помочь ребёнку в составлении дневного расписания таким образом, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы. Не все дети и подростки понимают, что работа за инструментом требует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но и даже  вредной, если ребёнок переутомлён. Поэтому лучше всего заниматься музыкой рекомендуется в утренние часы, если нет такой возможности, то желательно перед приготовлением уроков. Такое переключение внимания благоприятно отразится на занятиях любого рода. Учащиеся музыкальных школ и школ искусств не могут много времени уделять фортепианной игре. Кроме посещения занятий и приготовления уроков, им необходимо читать книги, общаться с компьютером, ходить в кино и театры, посещать концерты и заниматься спортом, иначе они вырастут недостаточно культурными и физически незакалёнными людьми. Поэтому педагог должен обратить особое внимание на повышение качества домашней работы. Приучать ученика с первых лет заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала даром.

Стремясь рационализировать процесс самостоятельных занятий ученика, некоторые педагоги указывают, сколько минут надо сидеть над гаммами, этюдами и полифонией. Этого делать не следует, потому что одно из самых важных для ученика положений – научиться гибко распределять свое время между объемами работы и поставленными задачами. Приобрести этот навык возможно только на практике, и в этом ребёнку должен помочь педагог соответствующим проведением урока, умелым акцентированием первоочередных задач, возникших в процессе изучения программы.

Важнейшее условие плодотворных домашних занятий ученика – всемерное развитие инициативы, навыков самостоятельной работы. Человеку по природе свойственно чувство самостоятельности, стремление самому испытать и попробовать. В этом стремлении отстоять свое право дети проявляют особое упорство. Часто родители и педагоги не учитывают этой детской особенности психики, поэтому основной задачей педагога является необходимость найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, выявляя и развивая всё лучшее, что есть в его даровании. Успех учителя зависит от того, насколько глубоко проник он в человеческие и музыкальные особенности ученика.

Проблема развития учащегося и воспитание самостоятельности теснейшим образом связаны. Невозможно выявить в полной мере творческий облик ученика, не предоставив ему возможности самостоятельно мыслить и работать. Педагог в свою очередь должен научить ребёнка умению слушать себя, умению мыслить, анализировать свои достижения и ошибки.

Приходя на первые уроки, дети сталкиваются с новой для них областью познания, в которой на каждом шагу возникает определённый интерес к происходящему и многочисленные  вопросы. Необходимо, чтобы с самого начала ребёнок мог получать на них ответы. Педагог, воспитавший в ребёнке желание учиться и пытливость мысли, дает ему путёвку в будущее.

Развитие навыков самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик понимает, какую художественную цель преследуют указания педагога, рекомендуемая аппликатура, динамический план, оттенки и т.д. Очень часто ученик проводит лишнюю и даже вредную работу, невнимательно разбирая текст и заучивая ошибки, он потом тратит много времени на их исправление. Проигрывая механически несколько раз в темпе уже выученный пассаж, на изучение которого было потрачено много труда, ребёнок заигрывает его, и пассаж  перестает выходить. Это является наглядным примером непродуктивно расходуемого времени. Поэтому основным, первоочередным навыком, который должен быть воспитан в ученике, является «навык предварительного обдумывания», умение представлять каждую поставленную задачу до её выполнения. Отсутствие этой привычки является главным недостатком в самостоятельной работе ученика. В этом целиком виноват педагог, который не даёт ученику необходимого для этого времени. Педагогу кажется, что урок продуктивен лишь тогда, когда ученик непрерывно играет, а педагог также непрерывно объясняет, поправляет и останавливает.

Между тем, продуктивность на уроке повышается, когда есть время для мысленной работы ученика и идёт предварительное обдумывание поставленной задачи. Становится ясно, что ребёнок, не приученный к анализу на уроке, никогда не будет делать этого дома. Следует помнить, что детям свойственно думать медленно, поэтому нужно учитывать их психологическое состояние. Чем меньше ребёнок, тем медленнее он думает. Педагогу не следует торопить ученика и всем видом показывать своё нетерпение. Это приводит к тому, что ребёнок становится небрежным и торопливым в исполнении произведения.

Для воспитания в учениках самостоятельности полезно, чтобы время от времени они сами, без педагога выучивали небольшие произведения. Разученные таким образом пьесы полезно прослушивать на классных собраниях, а затем проводить обсуждения с последующим выявление всех достоинств и недостатков исполнения.

Чтобы достаточно хорошо организовать самостоятельную работу ученика, следует знать условия, в которых он живёт. Когда в классе появляется новичок, желательно побывать у него дома, познакомиться с родителями, понять, чем живёт и дышит данный ребёнок. Иногда родители не понимают, что вредно играть на расстроенном инструменте. Порой не учитывается плохое освещение пюпитра и клавиатуры. Все эти, казалось бы, мелочи имеют огромное значение. Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой. Некоторые слишком опекают ребёнка, лишая его всяческой самостоятельности, или же наоборот совершенно не следят за тем, чтобы создать тишину для ребёнка, занимающегося на фортепиано. Иногда приходится проводить с родителями воспитательную беседу, чтобы они не мешали, а помогали развитию ребёнка. Родители должны следить, чтобы ребёнок занимался в необходимых условиях, но вмешиваться в работу без крайней нужды не следует. Нет ничего хуже, когда мать и педагог начинают учить ребёнка в четыре руки.

Успешность самостоятельной работы во многом определяется существующим в семье отношением к труду, в частности, к детскому труду. К сожалению, приходится отмечать, что отцы и матери стремятся оберегать своё чадо от любых трудностей, хотя сами прошли суровую школу жизни. Надо ли говорить о том, что пока педагог не добьётся перелома в отношении к труду в семье ученика, попытки научить его работать самостоятельно будут входить в противоречие с укладом жизни и, скорее всего, окажутся мало эффективными.

Подводя итог вышесказанному, я хочу ещё раз подчеркнуть необходимость с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы. Конечно, не всегда труд, а тем более самостоятельная работа заинтересовывает ребёнка, но стремиться к этому очень важно. Одна из первых задач педагога-пианиста – воспитать в ученике любовь к работе за инструментом и интерес к самому процессу исполнения. Со стороны учителя следует добиваться умения убедительно показать, к каким музыкальным результатам приводит хорошо проделанная домашняя работа и обязательно поощрять за ее успешное выполнение. Очень важно живым примером на уроке показать ученику, что значит по-настоящему работать над выполнением какой-либо трудности, тем самым вовлекать его в процесс самостоятельной пианистической работы.

Все эти общие пожелания в работе с разными учащимися реализуются по-своему с каждым индивидуально. Тем не менее, они носят принципиальный характер и служат своего рода основной установкой, которая поможет найти верный подход к этой важной проблеме.

Воспитание творческой самостоятельности учащихся всегда было в центре внимания музыкальной педагогики. Разумеется, со временем в деятельности музыкантов-педагогов исполнительских классов произошли большие изменения, и многое значительно улучшилось; однако организация самостоятельных занятий ученика дома и сегодня остаются «ахиллесовой пятой» процесса обучения в ДМШ и ДШИ.

Мы уже говорили о том, что отсутствие упорядоченных навыков самостоятельной работы характерно для очень многих учащихся музыкальных школ. Поэтому необходимо установить, в чём, собственно, должно состоять это упорядочение, какие привычки, умения, подходы должны быть усвоены учеником для того, чтобы домашняя работа была достаточно продуктивна, постараться вскрыть те трудности, которые лежат на пути выработки правильных направлений работы.

Проблемы развития навыков самостоятельной работы у ученика всегда будут современными и актуальными, будут волновать педагогов разных поколений, заставляя их искать всё более действенные и продуктивные методы воздействия на учеников с целью воспитания в них осознанного и оптимально рассчитанного по времени подхода к организации работы дома.

Список литературы:

1) «От урока до концерта» Фортепианно-педагогический альманах. Составитель Грохотов С.  (Выпуск 1)
2) Бочкарёв Леонид «Психология музыкальной деятельности»
3) Перельман Натан «В классе рояля»
4) Майкапар Самуил  «Музыкальное исполнительство и педагогика»