Внеклассное мероприятие по развитию речи у младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Обобщить знание обучающихся по теме "Сказка".
  • Учить определять лексическое значение слова, в зависимости от контекста; исправлять лексические неточности в высказываниях разного типа.
  • Учить правильному грамматическому оформлению предложений;
  • Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся;
  • Развивать интонационную выразительность речи, учить различать стилистические оттенки слов;
  • Развивать коммуникабельность и умение формулировать свою мысль;
  • Воспитывать интерес к чтению и любовь к книге.

Оборудование: грамзапись, иллюстрации персонажей сказок, костюмы, "сказочные" предметы (горошина, скорлупа грецкого ореха, синий воздушный шарик, туфелька), разрезные фразы цитаты А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"; плакат со словами; поощрительные медали "Лучшему сказочнику", колпак "Главный сказочник"

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

(грамзапись "Сказки гуляют по свету")

2. Вступление.

Учитель:

- Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски!
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!

- Друзья! Мы начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки. Все люди любят сказки. Волшебные, весёлые и даже страшные - они всегда интересны!

Логопед: - Но не только интерес есть в сказках. Если мы сложим из разрезных фраз предложение, мы сумеем узнать ещё одну особенность сказки.

(Дети составляют : "Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!" А.С.Пушкин)

Логопед: - Как можно объяснить слова А.С.Пушкина? (Дети отвечают)

Логопед: - Действительно, в сказке всегда есть урок, но он очень мягкий, добрый, чаще это - совет.

Учитель: - Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Написать её может настоящий поэт и мастер . Вечные сказки - народные сказки. В них спрятана волшебная сила.

3. Работа со сказочными персонажами.

Учитель: - Посмотри на эту дорогу сказок (иллюстрации персонажей). Угадайте из каких сказок пришли к нам гости? (Дети определяют героев и отвечают, самому активному участнику вручается медаль).

Следующий конкурс проводят дети из логопедической группы:

Дети: - Мы будем задавать вопросы, а вы постарайтесь грамотно отвечать на них:

- чем угощала лиса журавля? (кашей)

- чем подавился петушок? (бобовым зёрнышком)

- что обещали купить родители дочке в сказке "Гуси-лебеди"? (платочек)

- из чего варил кашу солдат? (из топора)

- кого заморозил Мороз-Синий нос? (купца)

(правильно ответившему вручается медаль)

Учитель: - Узнайте сказку по предмету:

  • горошина ("Принцесса на горошине")
  • скорлупа грецкого ореха ("Дюймовочка")
  • синий воздушный шарик ("Вини Пух и его друзья")
  • туфелька ("Золушка")
  • золотой ключик ("Приключения Буратино")

(активному участнику вручается медаль)

4. Сценка.

Логопед: - Мы решили пригласить героев из этой сказки (Дети из логопедической группы в костюмах Мальвины и Буратино). Буратино представляет:

Буратино: - А вот и мы! Здесь Марвина! Ой! :

Логопед: - Дети, помогите Буратино, поправьте его. (Мальвина).

Буратино: - А я- Булатино! Ой!... (Буратино)

Мальвина: - Опять ты звуки перепутал, Буратино! Как ты будешь выполнять задание? Дети , придётся вам контролировать его ответы. (Из написанных слов на плакате надо составить название сказки, учитывая род, число и падеж слов. Буратино называет неправильные варианты, а ученики его исправляют):

два поросёнка
жадная орёл
деревянный кольцо
волшебное старуха
три мороза

Мальвина: - Вы отлично справились, ребята , молодцы! Самый грамотный получает медаль!

5. Физминутка. - Чтобы вы немного отдохнули, мы предлагаем сделать небольшую зарядку, которую так любит Буратино:

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!

- А теперь мы вас покинем, до свидания! (Звучит музыка "Буратино").

Конкурс "Звуки сказки"

Учитель: - Назовите сказку, музыку из которой вы услышите. (звучат мелодии: песня почтальона Печкина, "Улыбка", "Бременские музыканты").

- По мелодии вы хорошо определяете сказку, а сможете ли вы звукам их угадать?

Дети из логопедической группы: - На занятиях мы делаем такие упражнения "лллллллллл::" - упражнение называется "Гудит самолёт", а сказка? ("Ковёр-самолёт")

- "шшшшш:" - "Гусь шипит" (сказка "Гуси-лебеди")

- щёлкать языком - "Лошадка" (сказка"Сивка-бурка")

- "ррррррр:" - "Волк рычит" (сказки"Иван-царевич и серый волк" или "Волк и семеро козлят").

(вручение медалей)

6. Конкурс "Умники и Умницы".

Учитель: - Какие вы молодцы! Как много знаете о сказках! Настоящие умники и умницы. И я предлагаю провести конкурс, который так и называется "Умники и Умницы".

Вопросы команде "Умники":

- жилище Бабы-Яги?

- кто смастерил Буратино?

- кто из обитателей болота стал женой Ивана-царевича?

- как начинается сказка К.И.Чуковского "Федорино горе"? ("Скачет сито по полям , а корыто по лугам:")

- сколько лет рыбачил старик?

- какими словами начинается русская народная сказка?

Вопросы команде "Умницы":

- кого вынул старик неводом?

- что потеряла Золушка?

- имя главного героя сказки ""По щучьему велению"?

- как начинается сказка К.И.Чуковского "Тараканище"? ("Ехали медведи на велосипеде:")

- сколько голов у Горыныча?

- какими словами заканчивается русская народная сказка?

Учитель: - Наш конкурс тоже закончился, и победители получают медали.

7. Конкурс "Подумай и ответь".

Логопед: - Следующее задание для того, кто умеет правильно высказывать свою мысль. (Составление предложений по опорным словам).

- Выбежал, заяц, сундук, из.

- Подкрался , конь, к, Иванушка, и, накинул, петля.

- Козлята, отпереть, дверь, и, впустить, мать.

(вручение медалей)

Учитель: - Назови правильно сказку:

- "Сестрица Алёнушка и братец Ивашечка"

- "Царевна-Подушка"

- "Змей- Равниныч"

- "Василиса-Преумная"

- "Сивка-Мурка"

- "Лапша из топора"

- "Иван-царевич и белый волк"

8. Итог.

- Подсчёт медалей

- Вручение колпака "Главный сказочник"

- До свидания! До новых встреч!

"СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ - УРОК!"

Используемая литература:

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: книга для родителей, учителей и милых детей/ Автор-составитель В.В.Волина - М.: Просвещение, 1994.- 400 с.
  2. КобзареваЛ.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. - Воронеж: ЧП. Лакоценин С.С.., 2006. - 217 с.
  3. Лопухина, И.С. Логопедия. Звуки, буквы, слова./ Лопухина, И.С - С-Пб.:Дельта,2003.
  4. Поваляева, М.А.Справочник логопеда/ Поваляева, М.А. - Рос.-на-Д.: Феникс,2001.
  5. Табенкина А.Л., Боголюбская М.К.под ред. Зубаревой Е.Е. - М.: Просвещение, 1988 - 462 с.