Внеклассное занятие

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Расширить знания учащихся о возможности правильной организации режима дня, его значении для здоровья и успешной учебы.
  • Познакомить учащихся со средствами восстановления здоровья: физическими упражнениями, приемами самомассажа, плаванием, общением с природой.
  • Понятие об отдыхе и расслаблении.

Оборудование: карта-схема путешествия, раздаточный печатный материал.

I. Наверное, каждый из нас хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать, забыть о головной боли или насморке. Как сохранить свое здоровье на долгие годы?

Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.

Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, иметь знания о гигиене и первой медицинской помощи, не вредить своему организму.

Сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по городу Здоровянску. Мы познакомимся с его жителями, и они научат нас секретам здоровья. Посмотрите на карту нашего путешествия: на ней много остановок и на каждой нам предстоит узнать много интересного и ответить на многие вопросы. Итак, в путь!

Остановка “Секреты быстрых, точных, умных”.

В этом городе живут “успевайки”.

Почему они себя так называют?

– Да потому, что все успевают: и уроки готовить, и в спортивной секции позаниматься, и с друзьями поиграть. Да еще почитать и по дому помочь. В чем же секрет?

“Первый секрет”. Секрет первый – верный помощник всех детей – режим дня. Режим дня помогает хорошо учиться и укреплять свое здоровье.

Режим дня – это правильное распределение по времени – учебы, отдыха, спокойных занятий и движений (режим дня – это то, что зависит только от самого человека и человек может организовать его так, чтобы не вредить своему здоровью и успешно справляться с делами). У каждого ученика должен быть составлен свой личный режим дня.

Перед Вами – примерный режим дня младшего школьника, занимающегося в первую смену в школе.

Заполни свой режим дня.

Рекомендуемый режим дня   Твой режим дня (заполни самостоятельно)
Подъем 7.00  
Гимнастика, водные процедуры 7.00 – 7.30  
Завтрак 7.30. – 8.00  
Дорога в школу 8.00 – 8.30  
Занятия в школе 8.30 – 12.30  
Дорога домой 12.30 – 13.00  
Обед 13.00 – 14.00  
Прогулка на свежем воздухе 14.00 – 15.00  
Подготовка домашнего задания 15.00 – 16.00  
Полдник 16.00 – 16.30  
Занятия в кружках, помощь по дому, прогулка 16.30 – 18.00  
Ужин 19.00 – 19.30  
Свободное время 19.30 – 20.30  
Подготовка ко сну 20.30 – 21.00  
Сон 21.00 – 7.00  

“Второй секрет”. Второй секрет – режим дня должен чередовать учебу с отдыхом, тихие игры с подвижными, прогулки с просмотром телепередач.

Информационная справка.

Отдых – это проведение некоторого времени без особых занятий, работы для восстановления, сна. Отдых необходим любому организму и , конечно же, человеку.

Расслабление – процесс ослабления напряжения мышц, а также вообще снятие внутреннего напряжения.

Переутомление и перенапряжения, отрицательно влияющее на состояние здоровья школьника, возникают чаще всего из-за неправильной организации режима дня.

Третий “секрет”. Секрет третий: взялся за дело – не отвлекайся. Учишь уроки – по сторонам не смотри. Решил сувенир сделать в подарок маме – собирай его. Идешь в магазин – сначала сделай покупку, а уж потом играй с друзьями.

Четвертый “секрет”. Секрет четвертый: делай все быстро и хорошо. Можно застелить постель без единой морщины на 20 секунд, если потренироваться. Можно аккуратно посуду помыть за 3 минуты, если постараться. Есть очень интересные дела: чтение книги, игры, просмотр телепередач. А есть и не очень: посуду помыть, в магазин сходить, комнату прибрать… Но ведь и не интересные дела нужно тоже выполнять. Постарайся делать и их тоже с интересом.

II. Существует поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух!” Как вы ее понимаете?

Совместное обсуждение компонентов здоровья, построение схемы, выделение взаимосвязей компонентов здоровья:

Вывод: здоровье человека – жизненно важная ценность, оно складывается из многих взаимосвязанных друг с другом компонентов.

Остановка “Солнце, воздух и вода” – наши верные друзья.
Назовите компоненты здоровья человека.
Докажите, что они взаимодействуют друг с другом.

Организм человека находится в постоянной и тесной связи с природой. На него обрушиваются колебания температуры воздуха, его влажности, скорости ветра. При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к вредным воздействиям внешней среды и даже к возбудителям инфекционных заболеваний. Это достигается:

  • Физическими упражнениями;
  • Закаливающими процедурами;
  • Самомассажем;
  • Плаванием и т.д.

Физические упражнения.

Утренняя гимнастика зарядит ребенка хорошим настроением на весь день, поможет быстро побороть вялость и сонливость. Повторяемые изо дня в день разнообразные физические упражнения, всесторонне воздействуя на организм, укрепляют его. Гимнастика улучшает координацию движений, развивает и укрепляет мышцы, связки, весь опорно-двигательный аппарат. Занятия утренней гимнастики требуют относительно мало времени – 10–15 минут. Комплекс состоит из 8-10 упражнений, упражнения должны последовательно воздействовать на основные мышечные группы и органы.

Начинают зарядку обычно с ходьбы на месте и легкой пробежки. Затем – упражнения в потягивании с глубоким дыханием, наклоны вперед, назад, в стороны, подскоки, бег. Завершается комплекс ходьбой с постепенным замедлением темпа, дыхательными упражнениями, позволяющими привести организм в относительно спокойное состояние. Каждое упражнение повторяют 8–12 раз.

Не забывайте. Пред зарядкой необходимо проветрить комнату. Упражнения должны выполняться четко, ритмично, без напряжения. Дыхание – глубокое и ритмичное, вдох производится носом, выдох – ртом.

Чтобы восстановить работоспособность во время приготовления домашних заданий, рекомендуется при проявлении первых признаков усталости сделать перерывы обязательно заполнить их несложными физическими упражнениями. Физкультурная пауза благотворно скажется на состоянии мозга, восстановит тонус мышц, снимет напряжение с органов зрения и слуха, с уставших от долгого письма пальцев рук. Физкультурная пауза благотворно скажется на состоянии мозга, восстановит тонус мышц, снимет напряжение с органов зрения и слуха, с уставших от долгого письма пальцев рук. Физкультурная пауза включает 3–4 простых упражнения; продолжительность комплекса 2–3 минуты.

Закаливание – это получение организмом стойкости для сопротивления болезням. Начиная закаливаться, нужно знать о правилах закаливания.

Правило первое: постепенность.
Правило второе: систематичность.
Правило третье: подбор процедур должен быть индивидуальным.
Правило четвертое: закаливающие средства необходимо разнообразить и применять в комплексе.

Основными средствами закаливания является вода, воздух и солнце.

Сегодня мы познакомимся с такими процедурами закаливания, как обтирание и обливание.

Главные оздоровительные свойства воды: помогает коже выделять вредные продукты обмена веществ в организме (обтирание)

И очищает от болезнетворных микробов (при купании, принятии ванн).

Закаливание водой можно начинать с обтирания. Перед закаливанием необходимо посоветоваться с родителями: с какой температуры воды лучше начинать. Для первого обливания температура воды должна быть +32; +33оС. Через день температуру снижай на 1 градус. После обливания необходимо хорошенько растереть тело.

Как проводить обтирание?

Сначала готовить воду. Намочив рукавичку или полотенце в воде, быстро растирают им грудь, живот, спину… Потом вытираются до красна сухим полотенцем.

Температура воды уменьшается постепенно. Но если начинаешь закаливание – делай эти процедуры каждый день, иначе не получишь хорошего результата. Температуру воды можно уменьшить до +20о С.

Полезен для организма контрастный душ, т.е. поочередное обливание то теплой, то холодной водой.

Летом закаляет купание в реке, озере, море. Несколько советов:

  1. В воду входить сразу. Войдя по грудь, два – три раза окунись.
  2. Не окунайся слишком разгоряченным или охлажденным.
  3. Выйдя из воды, быстро разотрись до потепления.
  4. Не принимай сразу после купания солнечную ванну, посиди в тени.
  5. Находиться можно в воде до 10 минут и под присмотром взрослых.
  6. После купания в водоеме прими дома душ с мылом.

Принимая солнечные ванны, следует соблюдать простые правила. Начинай загорание в тени 3–4 минуты, с перерывом 10 минут. Каждый день прибавляй по 2–3 минуты пребывания на солнце. Полезно чередование: несколько минут на солнце, несколько минут в тени. Загорать следует в утренние и вечерние часы. Не забудь, выходя на солнце, надеть на голову панаму или платок. А еще, если врач запретил загорать, можно принимать воздушные ванны во время похода, когда маршрут лежит через лес. Во время воздушных ванн нужно больше двигаться. Начинать лучше в летнее время, в местах, защищенных от ветра. При температуре +16, +18оС первая ванна должна длиться 2–3 минуты, затем увеличиться до 20 минут. Можно организовать дневной сон на свежем воздухе в комнате с открытыми окнами, на веранде, под навесом.

Обязательно нужно проветривать комнату перед сном.

Обсуждение:

  1. О каких способах (формах) закаливания организма вы узнали?
  2. Назовите правила приема солнечных ванн.
  3. Как следует закаляться свежим воздухом?
  4. Расскажите о формах закаливания организма водой.
  5. Для чего проводится утренняя гимнастика? Нужны ли физкультурные паузы?
  6. Совместное построение схемы.

Путешествие по городу Здоровянску закончилось.

Задание: Составить альбом о факторах закаливания организма, формах и правилах в произвольной форме.