Развивающее занятие для учащихся начальной школы "Тайны лабиринта ЕИНАМИНВ"

Разделы: Школьная психологическая служба


Целевая группа: учащиеся 2 класса (10–15 чел.)

Цель: развитие навыков произвольного и непроизвольного внимания через включение в игровую деятельность.

Задачи:

  • активизировать мыслительную и двигательную деятельность учащихся;
  • создать ситуацию успешности;
  • развить навык эффективного слушания;
  • развить навык саморегуляции поведения;
  • развить такие свойства внимания как переключение, объем внимания, распределение, устойчивость, концентрация.

Материалы: Карта Путешествий; цветовые карточки красного, синего, желтого и зеленого цветов по количеству учащихся; 4 геометрические фигуры из цветной бумаги (круг неонового розового цвета с буквами на обратной стороне “АН”, прямоугольник серого цвета с буквами “ВН”, квадрат неонового оранжевого цвета с буквами “ИМ”, треугольник неонового розового цвета с буквами “ИЕ”); заготовки заданий для выполнения самостоятельной работы в классе (мини-лабиринт, математический лабиринт, шуточный тест).

План занятия

  1. Приветствие учащихся.
  2. Анализ Карты Путешествий, обсуждение маршрута данного занятия.
  3. Разминка “На берегу финского залива”. Оформление доски (вывешивание 1 фигуры).
  4. Выполнение заданий № 1, № 2 по тетради. Оформление доски (вывешивание 2 фигуры).
  5. Игра “Цветные карточки”. Оформление доски (вывешивание 3 фигуры).
  6. Выполнение задания № 3 по тетради. Оформление доски (вывешивание 4 фигуры).
  7. Задание, связанное с оформлением доски (составление слова из предложенных букв).
  8. Подведение итогов, заполнение индивидуальных листов по самооценке в тетради.
  9. Заключительная часть (подведение итогов урока, прощание).

Ход урока

Психолог: Добрый день. Я рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста (учащиеся занимают места за партами).

Ребята, давайте начнем наше занятие традиционно – с изучения Карты Путешествий (Приложение 1).

В поисках сокровищ, мы проделали огромный путь: поднимались по крутым лестницам, балансировали на веревочном мосту, карабкались по уступам горы Мото-Рики, пробирались через лес вопросов и ответов, некоторые из нас застревали в болоте Лени…

Сегодня, мы попробуем пройти лабиринт с таинственным названием “Еинаминв”. Для того чтобы преодолеть это препятствие, вы должны очень внимательно меня слушать, точно, аккуратно и быстро выполнять все задания. После каждого правильно выполненного задания на доске будут появляться геометрические фигуры разного цвета, которые нам понадобятся в конце урока.

Поднимите руки вверх те из вас, кому маршрут на сегодня ясен (Учащиеся поднимают руки. При необходимости психолог повторяет инструкцию). Очень хорошо! Тогда, в путь.

Первым шагом в нашем путешествии будет разминка “На берегу финского залива”. Напоминаю правила: вы должны повторять за мной все движения и странные звуки, которые я буду произносить. Если мы будем дружны, то получится здорово!

Задание всем понятно? (ответ детей)

Садимся так, чтобы каждому было удобно. Спинки прямые. Руки свободно лежат на коленях. Приготовились! (зрительная проверка психологом готовности детей к выполнению задания) Начали!

Разминка “На берегу финского залива” (Приложение 2).

Психолог: Боевой дух и настрой виден у всех, поэтому вы получаете первую геометрическую фигуру (круг неонового зеленого цвета; на обратной стороне написаны 2 буквы “АН”). Молодцы! Хорошее начало!

Для того чтобы пройти большой лабиринт, каждый из вас должен пройти свои маленькие лабиринты. Для этого нам нужны наши тетради. Раздаст рабочие тетради…(психолог называет имя и фамилию ученика).

Открываем тетради, находим сегодняшнее число. …(и.ф. ученика) напомни нам, какое сегодня число (ответ ученика, устный комментарий ответа: “правильно”, “спасибо”).

Обращаем свое внимание на задание № 1 “Мини-лабиринт”. Возьмите в руки карандаш/ручку. Поставьте карандаш в центр лабиринта. У одних ребят в центре – машина, у других – корабль. По моей команде: “Начали!”, вы должны, не отрывая карандаша от бумаги, выйти из лабиринта: машина – к дому, корабль – к воде. Пересекать сплошные линии нельзя.

Внимание, тот из вас, кто выполнит задание, должен поднять правую руку вверх. Задача всем ясна? Тогда, начали! (Приложение 3)

Психолог засекает время (1,5 минуты). Пока учащиеся выполняют задание, психолог задергивает шторку на доске.

Проверка выполнения задания. Устный комментарий психолога в зависимости от полученных результатов работы.

Психолог: Следующее задание сложнее. Оно называется “Математический лабиринт”. Подобных заданий раньше мы не выполняли. Давайте одно задание сделаем вместе, потренируемся. (Объяснение выполнения задания проводится с активным привлечением учащихся).

Теперь, когда мы разобрались, как выполнять такие задания, начнем работу в своих тетрадях.

Внимание! Тот, кто выполнит задание раньше времени, должен положить руки на колени. Приготовились, начали! (Приложение 3)

Педагог засекает время на выполнение задания (не более 3 минут).

Пока учащиеся выполняют задание, он стирает одну букву из слова, написанного на доске, например, из названия месяца.

По истечению времени, звучит команда: “Стоп!”.

Устный комментарий психолога по сроку и качеству выполнения задания.

Психолог: Теперь, когда каждый из вас прошел свои личные маленькие лабиринты, вы заслужили вторую геометрическую фигуру (прямоугольник серого цвета, на обратной стороне которого написаны 2 буквы “ВН” вывешивается на доску самым “слабым” учеником).

Положите ручки на парту и возьмите цветные карточки. Поднимите их вверх, чтобы я увидела их цвета (учащиеся выполняют просьбу педагога). Спасибо.

Сейчас вы должны внимательно слушать мои команды, задания и поднимать вверх только те карточки, чьи цвета будут ответом на мои вопросы. Приготовились. Начали.

1 задание. Все учащиеся, поднимите карточки вверх… вниз… влево… вправо… Спасибо.

Ответьте карточками на мои вопросы:

  • какого цвета трава летом/осенью (зеленая/желтая карточка);
  • какого цвета небо (синяя карточка);
  • какого цвета спелый помидор/яблоко/лимон (красная/желтая/зеленая карточка);
  • какого цвета мел в моей руке (по выбору педагога);
  • покажите цвета светофора, начиная с верхнего цвета (красная/желтая/зеленая карточка).

– Поднимите карточки те, у кого в имени вторая буква С, И, Е, А, Л.

– У кого имя начинается на гласную/согласную букву.

– Поднимите карточки девочки/мальчики/вся группа/кто сегодня очень старается…

Устный комментарий психолога в зависимости от работы учащихся.

Вы все хорошо работали и в результате, на нашей доске появляется третья геометрическая фигура (квадрат неонового оранжевого цвета, на обратной стороне написаны 2 буквы “ИМ”).

Ребята, у нас осталось последнее задание, которое вы должны выполнить в тетради. Посмотрите на задание № 3. Оно заключается в том, что после моей команды вы должны прочитать задание и выполнить его в тетради. При выполнении этого задания будьте внимательны.

Тот, кто выполнит задание раньше времени, должен закрыть тетрадь и сложить руки на парте. Приготовились, начали! (Приложение 3)

Пока учащиеся выполняют задание, педагог у доски выставляет мягкую игрушку.

Проверка выполнения задания учащихся по выбору психолога.

Быстро и правильно задание выполнил/а … (ф.и. ученика), именно он/а вывешивает последнюю геометрическую фигуру (треугольник неонового розового цвета, с буквами на обратной стороне “ИЕ”).

Ребята, наше занятие подходит к концу. Нам осталось только разгадать название нашего большого лабиринта.

Педагог разворачивает геометрические фигурки, вывешенные на доске.

Ребята, попробуйте переставить так геометрические фигурки, чтобы из букв получилось всем нам хорошо известное слово.

Педагог раздает мини-комплекты с буквами на парты. Выполнение задания – сложить слово “ВНИМАНИЕ” (2–3 минуты).

Психолог (после выполнения задания): Молодцы! Правильно. Ребята, а кто вспомнит какого цвета был наш круг/прямоугольник/квадрат/треугольник? Цвет какой фигурки было легко/трудно запомнить, почему? (ответы учащихся).

Рекомендации ребятам как можно легче запоминать правила, используя цветные карточки. Вручение ребятам цветной бумаги неоновых цветов для лучшего запоминания правил по школьным предметам.

Психолог: Ребята, раз наш лабиринт называется ВНИМАНИЕ, позвольте задать вам вопросы:

  1. Сколько заданий мы выполнили в тетради? (3)
  2. Что изменилось в кабинете за время урока? (Появилась игрушка, стерта буква, задернута шторка).

Ребята, все задания на сегодня мы выполнили. Осталось только одно: открыть свои тетради на последней странице и поставить самому себе оценку за урок. (Приложение 4)

Наше занятие закончено. Спасибо. До свиданья.