Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание.

Таким образом, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.

Для развития начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети). Кроме того, необходимо тесное сотрудничество с родителями. Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Но одного желания родителей недостаточно, необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами, работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей. К сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют знаниями в данной области. Поэтому-то и назревает необходимость в работе дошкольных учреждений по формированию гендерной компетентности сначала педагогов, затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается формирование гендерной идентификации у детей.

Рассмотрим этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

Этапы работы Дети Педагоги Родители
1.Диагностический Интервьюирование
Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера
Анкетирование
Цель: определение уровня знаний в области гендера
Анкетирование
Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера
2.Формирующий На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия; индивидуальные беседы. Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум Общее установочное собрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов и газеты детского сада «Здравствуйте» с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации
3.Заключительный Интервьюирование Анкетирование Анкетирование
Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.

Собрав и проанализировав данные интервьюирования детей и анкетирования педагогов и родителей, составляется план работы на учебный год. Затем приступаем к реализации запланированных мероприятий, т.е. к выполнению поставленных целей и задач формирующего этапа работы.

Цель формирующего этапа работы: сформированная устойчивость гендера у детей

Задачи формирующего этапа работы:

  1. Работа с детьми
    - Формирование начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек, способствующих развитию гендерного самосознания, осознанию образа «Я» мальчика/девочки (в настоящее время, в будущем) и его устойчивости, неизменности;
    - Формирование положительного отношения к будущей социальной роли (мужчины, женщины, мамы, папы и т.д.).
  2. Работа с педагогами и родителями
    - Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования гендерной идентичности у детей.

Работа с детьми осуществлялась на музыкальных, физкультурных занятиях, а так же на занятиях дополнительного образования (LEGO- конструирование, творческая мастерская, компьютерно-игровой комплекс, литературно-драматический кружок, музыкально-ритмическая гимнастика, фольклорно-музыкальный кружок).

В структуру каждого занятия включались следующие элементы:

  • Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)
  • Игровое упражнение или проблемная ситуация, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет» и др.)

На занятиях LEGO- конструирования в старших группах используется один раз в месяц металлический конструктор из серии «СУПЕР МАСТЕР», различные мозаики. Занятие проходит с дифференциацией детей на девочек и мальчиков. Мальчики создают из металлического конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни (прибить гвоздь и т.д.). Девочкам дается задание создать модель школы, семьи из мозаики. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают работы друг друга.

На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме, на занятия музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в определенной одежде: девочки в купальниках, а мальчики в велосипедках. Такой внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным. Кроме того, к каждому празднику в детском саду педагог готовит с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют, выполняя определенные роли: танец «Яблочко», «танец Кота и кошки» и др. Движения, разучиваемые на занятиях ритмикой, учат девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели.

На занятиях литературно-драматического кружка мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны). Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие задания: «Я начну, а вы продолжите». Три раза в год педагог вместе с детьми проводит открытые мероприятия («Есенинские осенины», «Пушкинский бал» и др.), где декорации, внешний вид детей – все соответствует эпохе того времени, которое обыгрывают дети. Это и бальные наряды девочек и фраки с цилиндрами у мальчиков. Отрабатывается походка, стиль общения и т.д.

На занятиях фольклорно-музыкального кружка дети знакомятся с национальным русским мужским и женским костюмом, традициями, русскими народными играми и др. В колыбельных песнях, пестушках, потешках присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочке, мальчику. Занятия в музее детского сада «Русская изба» способствуют не просто формированию гендерной идентичности, но и помогают сформировать у детей нравственно-патриотические качества, учат уважать старших. На посиделках в «Русской избе» девочки плетут бусики, а мальчики учатся топить печку и т.д. Участвуя в праздниках «Рождество», «Колядки», «Масленица» дети наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.

На занятиях в «Творческой мастерской» (изобразительная деятельность) создаются условия для того, чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания, учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и былинного героя, наделенного чертами мужественности), отражают принадлежность к определенной профессии. Педагог привлекает мальчиков и девочек к оценке работ друг друга, организует выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.

На занятиях в Компьютерно-игровом комплексе ребята имеют возможность играть и выполнять задания с учётом индивидуальных особенностей: выбирать уровень сложности игры (мальчики часто выбирают сразу более высокий уровень сложности, а девочки начинают с самого лёгкого), создавать рисунки (дети сами выбирают темы: мальчики чаще рисуют машины, роботов, а девочки - домики, зверят) и моделировать костюмы, машины, карнавальные маски в соответствии со своими предпочтениями. Есть программы, закрепляющие знания детей о гендере. На таких занятиях дети сначала наряжают персонажей разного пола, выбирают для них профессии в компьютерной программе, а затем то же - в дидактических играх.

Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Правильная организация игр детей, умелое руководство воспитателя, поможет ребенку принять роль и выполнить в ней женские и мужские функции, а посредством этого понять и принять свой гендер.

Вечера досуга, с привлечением мам и пап – прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т.к. представители противоположного пола являются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек. Это могут быть такие мероприятия, как «Рыцарский турнир», КВН «А ну-ка, девочки», различные выставки «Мир глазами девочек (мальчиков)», «Лего-проекты наших девочек и мальчиков» и др. мероприятия, акцентирующие гендер.

Работа с педагогами заключается в повышении их компетентности по вопросам формирования гендерной идентичности детей, а также по вопросам сотрудничества с родителями по данному направлению. Это различные консультации и семинары-практикумы: «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», «Психологические особенности мальчиков и девочек», «Знакомство с художественной литературой – как средство формирования начал мужественности и женственности у детей», «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей» и др.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например, проводится консультация: «Игра – средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родители не на словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают способы игровой деятельности.

Можно предложить родителям создать совместно с ребенком (сыном, дочкой) альбом «Игры, в которые я (мы) люблю (им) играть».

Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Литература

  1. Шелухина И.П. Мальчики и девочки.- Москва, 2008.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки - два разных мира.-Москва, 1998.
  3. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. №6
  4. Сказки для мальчиков и девочек // Обруч, 2006г. № 6
  5. Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. №5
  6. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать // журнал «Психолог в детском саду», 2005г. №4
  7. М.А.Панфилова Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.
  8. Т.Н.Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и в детском саду.- М., 2008