Открытый урок по русскому языку. 4-й класс. Тема: "Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Повторить и обобщить знания учащихся по теме «Однородные члены предложения».
  • Способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков.
  • Продолжить работу по развитию речи учащихся.
  • Развивать орфографическое чутьё.

Оборудование: интерактивная доска, тестовые карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Тема урока

– Сегодня мы продолжим работу над понятием «Однородные члены предложения», и прежде, чем преступить к работе, давайте обобщим знания по этой теме.

1. Какие члены предложения являются однородными?
2. Какие способы связи существуют между однородными членами предложения?
3. В каких случаях между однородными членами предложения ставится запятая?
4. В каких случаях между однородными членами предложения не ставится запятая?

III. Чистописание

лес, поле, луг

– Устно составить предложение, осложнённое однородными членами предложения, используя данные слова.

IV. Коллективная работа (проектируется на доску)

  1. Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
  2. Что бы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  3. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз.
  4. Горькая правда – лучше сладкой лжи.
  5. Весело и бодро выплывает на небо золотое солнце.

– Какие из данных предложений осложнены однородными членами?
– Докажите это, составив к ним схемы.

V. Самостоятельная работа (проектируется на доску)

– По данным схемам составить и записать предложение.

(Проверка)

VI. Работа с учебником

VII. Знакомство с новыми словами:

Издательство, корректор, редактор.

VIII. Редактирование текста (проектируется на доску)

Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

– Устно исправить речевые ошибки.
– Выписать предложения с однородными членами, составить к ним схемы.

IX. Физкультминутка

X. Зрительно-слуховой диктант  (проектируется на доску)

Свеж_й  зел_н_ю   _деты  парки  ул_цы  п_ля.
(В) море солнечного света (по) гружается з_мля.

– Коллективно объясняются пропущенные орфограммы и знаки препинания.

(Текст записывается под диктовку)

– К первому  предложению составить схему.
– Во втором – выделить основу предложения.

(Взаимопроверка)

XI. Тест

1 вариант

– Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?

а) когда между ними есть союз но;
б) когда они связаны только интонацией перечисления;
в) когда между ними есть только один союз и;
г) когда между ними есть союз а;

– В каком предложении и какая запятая не нужна?

1. Сам не сыт, не богат, а гостям рад.
2. Всякому нужен завтрак, обед, и ужин.
3. Щедр, богат на слова, но скуп на дела.
4. Мир, счастье, труд рядом живут.
1) 1 предл., 2-я запятая
2) 2 предл., 2-я запятая
3) 3 предл., 2-я запятая
4) 4 предл., 1-я запятая

2 вариант

– Когда между однородными членами предложения ставится запятая?

а) когда между ними есть союз а;
б) когда между ними есть только один союз и;
в) когда между ними есть союз но;
г) когда они связаны только интонацией перечисления;

– В каком предложении и какая запятая не нужна?

1. Любит кошка рыбку, хочет её скушать, а в воду лезть боится.
2. Ветер срывал листья с лип, дубков, берёз.
3. День был ясный, солнечный, но холодный.
4. Диваны, столы, и стулья были сделаны из красного дерева.
1) 1 предл., 2-я запятая
2) 2 предл., 1-я запятая
3) 3 предл., 2-я запятая
4) 4 предл., 2-я запятая

XII. Домашнее задание

XIII. Итог урока