Профессиональная компетенция классных руководителей как важнейшее условия их творческого саморазвития

Разделы: Классное руководство


Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности классного руководителя связаны с новыми задачами воспитания в современных условиях:

  • приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;
  • создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
  • оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;
  • социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Важное значение приобретают вопросы компетентности, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

Международная Комиссия по образованию пришла к выводу, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности.

Рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда.

В отечественной педагогике, в обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В.А.Сластенин, А.К.Маркова, А.М.Новиков, Л.И.Кобышева, Н.В.Кузьмина, Г.В.Мухаметзянова, С.Н.Чистякова и др.).

В настоящий период получает распространение следующее содержание компетентности как владения и обладания человеком соответствующего профессионализма, что включает его личностное отношение к предмету и содержанию деятельности.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.

Педагогическая компетентность направлена на реализацию личностных качеств специалиста, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в вопросах своей профессиональной деятельности, максимально раскрывая свои личностные качества, адаптируясь к запросам современного образования.

Важное место в содержании компетентности отводится таким понятиям, как профессионализм – концентрированный показатель личностно-деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его гражданской зрелости, ответственности и личностного долга.

По мнению исследователей, профессионализм педагога – это результат творческой деятельности личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные и воспитательные задачи.

Можно выделить следующие элементы педагогической компетентности:

  • специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемого предмета;
  • методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся;
  • социально-психологическая компетентность в сфере общения;
  • дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся.

Компетентностная  готовность педагога к реализации деятельности класс­ного руководителя включает:

  • его ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;
  • его технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);
  • его умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Но классный руководитель не может быть «мастером на все руки». Успешный классный руководитель всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства.

Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Повышение компетентности классных руководителей реализуется через:

  • чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск;
  • методическую и обучающую деятельность в самом образовательном учреждении (в том числе через приобретение учреждениями качественной методической литературы);
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • применение в своей деятельности опыта школьных коллег,
  • проведение мониторинговых исследований,
  • анализ воспитательной деятельности.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям, обеспечивающих качество воспитательной работы. Есть   несколько видов специальных  компетентностей, которые  отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя.

Нормативно-правовая компетентность:

  • знание законодательства о современном образовании;
  • нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;
  • умение применять правовую базу о защите детства;
  • применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

  • овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
  • разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);
  • обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;
  • разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;
  • проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.

  • разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры и т.д.);
  • определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социоприродной среде;
  • овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;
  • подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.

Социокультурная компетентность  направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.

  • изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;
  • обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;
  • организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;
  • разработка системы освоения детьми природной среды.

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:

  • поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
  • насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;
  • формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;
  • овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;
  • знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;
  • изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

Классный руководитель должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить  мониторинг, диагностику, прогнозировать результат,  творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Одним из важных и самых трудных элементов в работе заместителя директора, руководителя ШМО, классного руководителя является анализ воспитательного процесса и его результатов. Анализ воспитательной работы – это не констатация: что-то сделано, что-то не успели сделать. Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче – это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.  Большую помощь  в выявлении результатов воспитательной работы оказывает мониторинг.

Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании  в школе, обеспечивающая непрерывное слежение за  его состоянием и прогнозирование его развития.

Мониторинг предполагает непрерывное, длительное наблюдение за деятельностью классного руководителя,  учащихся.  Мониторинг должен определять моменты перехода одного качества в другое, корректировать, поддерживать или ослаблять соответствующие тенденции воспитательного процесса.

Концептуальная модель мониторинга

Именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания УВП. Организация мониторинга в школе стала возможной, т.к. за годы существования школы создана и стабильно функционирует информационная база, которая систематически пополняется и активно используется педагогическим коллективом.

Исходя из результатов мониторинга за прошлый учебный год, можно сделать следующие выводы об эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса:

  • В целом наблюдается повышение эффективности воспитательного процесса.
  • Выявляются проблемы, требующие принятия управленческих решений: о развитии самоуправления в коллективах, о путях формирования мотивации, о повышении уровня воспитанности, о дальнейшей работе по повышению профессионального мастерства педагогов.
  • Самыми сложными проблемами для классных руководителей являются умение анализировать воспитательную работу, умение проводить педагогическую диагностику, эффективность классных воспитательных мероприятий.
  • Требуется детальный анализ причин такого состояния воспитательного процесса на различных уровнях и составление программы дальнейшего развития воспитательной системы.

Поэтому огромное значение в работе ШМО играет хорошо организованная, продуманная диагностическая работа с педагогами, которая позволяет:

  • прогнозировать перспективы профессионального роста учителя;
  • видеть сильные и слабые стороны в работе с учителями с целью создания системы коррекции;
  •  формировать педагогическую культуру и мастерство педагога;
  • способствовать росту и совершенствованию методической культуры педагога;
  • стимулировать качество деятельности МО школы.

Для того чтобы диагностические исследования были эффективны, ЗДВР и руководителю ШМО необходимо определить пакет диагностических методик. В своей работе мы используем следующие методики и диагностики:

  • методика изучения уровня профессионализма классных руководителей;
  • методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя;
  • диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания;
  • диагностика успешности педагога;
  • диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей;

Таких методик не должно быть много, но они должны быть использованы в течение 2-3 лет, что позволит увидеть динамику развития педагогического коллектива по определенным параметрам, позитивные изменения в работе.

Учить методике воспитательной работы можно на основе изучения уровня профессиональных затруднений тех людей, с которыми предстоит работать. Кроме профессиональных затруднений каждого классного руководителя, нужно знать и его сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и навыкам. При этом выявляются положительные моменты в работе классных руководителей, которые мы используем в организации методической помощи, так как обобщение и распространение педагогического опыта – одна из форм воспитательной работы.

Приложение