Урок русскогоя зыка в 3-м классе "Мягкий знак на конце существительных третьего склонения"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Формировать умения распознавать существительные женского и мужского родов с шипящим на конце. Показать, что на конце существительных женского рода после букв шипящих согласных пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода мягкий знак не пишется.
  • Формировать умения учиться (проблема – мотивация - поиск знаний).
  • Воспитывать ценные качества личности - способность к напряженному умственному труду, самостоятельность, коммуникативные компетенции.
  • Создавать объективные предпосылки для формирования волевых качеств и свойств личности.
  • Развивать положительные эмоции, связанные с учением и способность детей к самообразованию, самовоспитанию.

Тип урока: “Формирование знаний”

Метод ведения: словесный, по организации обучения: проблемный

Оборудование: учебник, презентация к уроку, маршрутный лист, иллюстрация на тему: “Весной в лесу”,  квадрат “да – нет”, слова на данное правило, кроссворды.

Ход урока

Оргмомент

Ребята, сегодня урок у нас необычный. У нас много гостей. Мы все волнуемся. Но вы мне поможете вести урок и у нас все получится! Посмотрите на гостей, друг на друга, улыбнитесь, скажите добрые слова

-Какие слова поддержки вы могли бы адресовать своим товарищам?

-А какие задания вы хотели бы выполнить сегодня на уроке?

(Дети предлагают: узнать новое правило, отгадать загадки, кроссворды, писать под диктовку, сочинять, работать в группах и др.)

Молодцы, какой интересный урок вы помогли мне составить. Как много заданий! Успеть бы, со всем справиться! За работу!

Этот план урока у вас отражен в маршрутных листах и на доске (слайд №1)

Девиз урока: “Пусть на уроке каждый возьмет столько, сколько сможет”

(слайд №2)

Чтобы нам не сбиться с намеченного пути по нашей бесконечной лестнице знаний, нам поможет маршрутный лист, где каждый себя будет оценивать и к концу урока каждый увидит, на сколько ступенек вы смогли подняться.

Успехов вам!

2. Умственная разминка: “Лакомство для ума”

(Квадрат “Да – нет”)

Если вы согласны с утверждением показываете квадрат синей стороной, нет – красной.

а) Апрель – первый месяц в году.

б) Чертова дюжина – это 13.

в) Солнце – это планета.

г) Отчество Пушкина – Александрович.

д) Имя, отчество вашей учительницы напишем с заглавной буквы, потому что она хорошая учительница. (ответы детей)

е) 6 . 8 = 48

ж) 6 . 7 = 47

з) Как назвать доктора по-другому? (врач)

и) Мелкие деньги? (мелочь)

к) Неправда? (ложь)

Запишите три последних слова в тетрадь и на доске (отметьте успешность разминки в маршрутном листе).

Изучение нового материала (слайд №3)

1. Есть в русском языке слова, которые пишут по правилам. Вам нужно их знать, чтобы писать без ошибок. Вот эти три слова, которые мы записали, а также слова рожь, кирпич, шалаш, камыш, нож, ночь, мышь, тоже пишут по определенному правилу.

- Как вы думаете, на какое правило эти слова?

Ваша задача: сформулировать это правило и записать его под цифрой 1.

Записали, а теперь проверяете себя по подсказкам, если нужно уточняете. Если в первый раз ошиблись, то в следующей строке ошибку исправьте.

А я вам буду помогать, направлять ваши мысли.

Для тех, кто затрудняется, я открываю подсказку №2. (слайд №4)

Слова записаны в 2 столбика

2. нож мышь
шалаш ночь
кирпич рожь

Постарайтесь вывести правило и записать его под цифрой 2.

Для тех, кто затрудняется подсказка №3 (слайд №5)

3. нож мышь
шалаш ночь
кирпич рожь

-В этих слова выделены шипящие.

-Сформулируйте правило и запишите под цифрой 3.

-Рассмотрите слова, записанные во 2 столбике. (слайд №6)

-Определите род существительных.

-Сформулируйте и запишите правило под цифрой 4.

Рассмотрите слова, что в них особенного? (слайд №7)

- Какой частью речи являются слова?

-Определите род имен существительных.

- Как пишем имена существительные мужского рода с шипящим на конце?

-Какое правило можно вывести?

Запишите его под цифрой 5.

-Откройте учебник и прочитайте правило на стр. 102.

- Проверьте, правильно ли вы записали слова:

врач, мелочь, ложь.

Кто сам “открыл” правило правописания, поднялся на ступеньку выше, отметьте в маршрутном листе. (если кому-то не удалось самостоятельно “открыть” правило правописания, не огорчайтесь, мы еще много заданий выполним на это правило и вы поймете и встанете на эту ступеньку обязательно!)

Какая тема нашего урока? (слайд №8)

Чему должны научиться?

Правописание Ь знака в именах существительных после шипящих

1. Научиться определять место, где возникла орфографическая задача.

2.Определить к какой части речи относится данное слово, определять род существительных.

3. Писать слова в соответствии с правилом.

4. Грамматическая сказка.

 Я скажу вам по секрету, что Ь знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней , как тень. Из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука.

А Ь именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем. Другим буквам, которым приходиться близко встречаться с Ь нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства. Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Ь.

- Как вы думаете, почему букве Ш так не нравился Ь?

-Почему иногда после шипящей Ш становится Ь и что он обозначает?

Чтобы нам не забывать об этом, давайте составим алгоритм.

(Алгоритм – путь, рассуждение по применению правил на практике)

У меня карточки перемешаны, давайте установим их последовательность (слайд №9)

Алгоритм

Определить, на что оканчивается слово.

Определить часть речи, к которой относится слово.

Определить род.

Написать слово в соответствии с правилом.

А кто проще составит опору? (работа в парах, на отдельных листах)

слайд (№10)

Мужской род Женский род
Ь (перечеркнуть) Ь

5. Работа в динамических парах (слайд №11)

Пользуясь данным алгоритмом (опорой) работаем в динамических парах.

У каждого своя карточка

У вас на парте лежат правила работы в группах

1-й диктует – 2-й пишет

2–й диктует – 1-й пишет

Каждый проверяет работу своего товарища (отмечаем на полях +, -)

По моему сигналу пары меняются.

- Кто научился применять данное правило на практике, отметьте в маршрутном листе, что вы поднялись еще на 1 ступеньку выше.

А хотите еще выше?

Тогда играем

Игра: “Какое слово лишнее”

У вас на столах есть карточки с Ь. Я буду читать слова, а вы, если нужно в этих словах писать Ь, поднимаете карточку.

Багаж, вещь, грач, мышь, чиж, этаж, молодежь, конь, печь, плач, грач, еж, ерш, товарищ

- Объясните, почему слово – конь, вызвало недоумение?

Я видела ваше старание и желание догадаться раньше других. Отметьте следующую ступеньку в маршрутном листе.

7. Творческая работа

А вы знаете, что слово – живое существо. Оно подобно человеку может радоваться, грустить. Слово может быть добрым или злым. Слово содержит положительный и отрицательный заряд.

Произнесите любое слово. (например – лес). Определите его знак. А теперь представим, что это слово выступает в качестве магнита (по принципу “доброе тянется к доброму”). Образуем магнитное поле слов с шипящими на конце (дети снимают напечатанные слова со стен класса)

Камыш, ключ, тишь, ландыш, луч, еж, товарищ, стриж, дочь, шалаш, уж.

Задания по выбору: (работа в группах. Дети сами объединяются в группы “по интересам”)

Составить тест, употребив некоторые слова ( на доске нарисована картина на тему “Весной в лесу”, где изображены: уж, шалаш, грач, ландыш и т.д)

Сочинить стихотворение по рифме:

……….камыш

……….тишь

………..мышь

………..спишь

3. Отгадать кроссворд (слайд №12)

-Проверка: дать рецензию на рассказ

-Оценить стихотворение и объяснить, какое слово встретилось не по теме урока.

-Кроссворд – взаимопроверка

8. Рефлексия урока

Посмотрите на план урока

- Все ли мы успели выполнить?

Чему вы научились?

-Что больше всего вам понравилось?

Молодцы, хорошо поработали!

- Кто поднялся на 5 ступенек?

А кому было не интересно на уроке?

Здорово шагать вперед, когда путь указывает такая яркая звезда, как Солнце. И я хочу, чтобы солнышко всегда было вашим верным спутником. И помните: (слайд №13)

“Все доброе на земле от Солнца, а все хорошее от человека”.