Воспитание гражданина

Разделы: Внеклассная работа


В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине и семье.

Ныне важно осознать и разработать пути и средства формирования человека, способного жить в гражданском обществе. Одним из приоритетов воспитания должна стать гражданственность с ее установкой: от того, что я делаю, за кого голосую, зависит, как будем жить я и моя семья, к каким последствиям приведут социально-экономические преобразования.

Смысл гражданственности – это патриотизм, нравственность, правовая культура.

Патриотизм-качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Согласно этому гражданственность и определяется как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. книге Аристотеля «Политика» представлена концепция гражданства, определены основные параметры этого феномена. По Аристотелю следует: Человека делает гражданином гражданство родителей, членство в политическом обществе и разделение его законодательных и исполнительных функций, пользование конституционными правами участия в законодательной и исполнительной власти. На воспитание высоких гражданских качеств всегда была ориентирована художественная, философская и педагогическая мысль России. «Два чувства дивно близки нам. В них сердце обретает пищу: Любовь к отеческим гробам, Любовь к родному пепелищу. На них основана от века По воле бога самого Самостоянье человека, Залог величия его» – А.С.Пушкин.

Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности, выделив такие разновидности любви к Отечеству:

  • Физическую любовь, т. е. привязанность к месту своего рождения, малой родине.
  • Нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растет, воспитывается и живет.
  • Политическую, т.е. любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется.

Размышляя о воспитании гражданина В.Г.Белинский указывает на тесную связь родителей и школы. Невозможно любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников.

Изучая особенности проявления гражданских чувств у учащихся 5- ого класса я выяснила мотивы, которые позволили ребенку осознать себя гражданином, они были таковы: «Помогаю родителям, пожилым людям и всем, кто попросит помощи», «Ничего не делаю плохого для своей страны», «Не дерусь», «Родился в России, живу и буду жить в России».

Я поняла, что представления учащихся 5-ого класса о гражданских ценностях носят не конкретный характер. Это побудило меня к работе над воспитанием у детей моего класса гражданственности через воспитание патриотизма прежде всего. Я поставила перед собой задачи: формирование личности ученика, способного к выполнению в будущем социальных ролей, сотрудничество учителей-предметников, родителей, учащихся по воспитанию навыков гражданина.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования качеств гражданственности, необходимо сделать следующие выводы: необходимо объединить педагогические усилия семьи, органов государственно-общественного управления; продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость; чаще обращаться к образцу, примеру; гражданственность созидательна, а значит, формируется через деятельность; строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением.

Итак, моя работа классного руководителя по воспитанию у учащихся гражданственности началась с 1 сентября, с Урока русского языка, целью которого было – воспитывать у учеников чувство патриотизма, любви к Родине и ее языку, гордости за свою Родину и ее язык. Дети должны были почувствовать, что они являются носителями могущественного, красивейшего языка. На уроке присутствовали родители.

Затем мы познакомились с правилами для учащихся 5-го класса.

Важный этап в жизни учеников – это выборы актива класса. Воспитание активного гражданина начинается с игры. Воспитательный эффект игры в том, что ее участники получают возможность по иному взглянуть на свою жизнь, на своих товарищей, на жизнь класса. Дети включаются в практическую деятельность, что им позволяет освоить правовые нормы и отношения. Они оценивают свои возможности и достоинства и своих товарищей по классу – кто сможет их возглавить, кто поведет за собой. Выборы проходили в форме игры «Я выбираю». Ребята не только должны были выбрать актив класса, но и объяснить свой выбор.

Каждый ученик в бюллетене должен был написать фамилию, выбранного в актив класса, затем опустить бюллетень в урну.

Следующим этапом в своей работе я выбрала воспитание патриотизма, начиная со своего округа. Мы с детьми прошли по своему округу с фотоаппаратом, сфотографировали интересные места и 9 мостиков, так как газета, издаваемая нашим округом называется «На девяти мостах». Мы оформили фотовыставку о нашем округе и познакомились на классном часе поближе с его историей. Итог работы – мини-сочинение «Мой округ».

Классный час «С чего начинается Родина?»

Классный час «Государственные символы»

Классный час «Я – Гражданин России»