Окружающий мир. Обобщающий урок-КВН по теме "Природа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных и растениях.
  • Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Картинки с изображением животных, растений.
  • Кроссворд. Перелётные птицы.
  • Карточки с пословицами и поговорками.
  • Компакт-диск с голосами птиц.
  • Магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент.

Готовность к уроку.

2. Сообщение темы урока.

– Как называется наш урок? (КВН)

– Что такое КВН?

– По какой теме КВН? (Природа)

– Что такое природа?

– Какая бывает природа?

– Что относится к живой природе? Приведите примеры.

– Что относится к неживой природе? Приведите примеры.

– По ходу урока мы будем отгадывать загадки, заполнять кроссворды, вспоминать пословицы и поговорки на тему “ Природа”, играть в игру, и многое другое.

– Соревнуются три команды. Название команд.

3. Разминка.

Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.

Учитель задаёт вопросы командам по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На обдумывание 5 секунд.

– Что делает ёж зимой? (спит)

– Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)

– Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

– Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (кукушка)

– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)

– Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму листву? (лиственница)

– Какое дерево, как и берёза даёт сладкий сок? (клён)

– Из какого дерева делают спички? (из осины)

– Какое дерево применяют для изготовления лыж? (берёзу)

4. Почтовый ящик.

– Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте кто их написал.

1 письмо.

“У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?”

(Синица)

2 письмо.

“Меня называют “ смотритель леса”. Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клёна. Осенью прячу под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?”

(Поползень)

3 письмо.

“Я зверь небольшой домашний, и каждый меня знает, но при этом я типичный хищник, охотящийся из засады. Молчаливый, скрытный, бесшумно передвигающийся зверь. Могу часами караулить добычу, которую выслеживаю главным образом с помощью слуха. Из засады молча, делаю несколько стремительных прыжков, но если добыча ускользает, то я её не преследую. Чтобы схватить и удержать добычу использую острые когти. С их помощью лазаю по деревьям. Кто я?”

(Кошка)

– Кто же написал вам письма?

– Как назвать их одним словом? (животные)

– На какие две группы можно их разделить? (звери и птицы)

– Назовите отличительный признак зверей. (тело покрыто шерстью)

– Отличительный признак птиц. (тело покрыто перьями)

5. Разгадать кроссворд. Перелётные птицы.

– Каких птиц называют перелётными?

– Назовите главную причину отлёта птиц.

у… (утка)
.т..ж (стриж)
ив…. (иволга)
..во..ц (скворец)
л..т..к. (ласточка)

6. Игра “ Прилетели птицы”.

– А сейчас отдохнём и поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…

– Что неправильно?

– А мухи-это кто? (насекомые)

– Вы правы. Ну что же, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

– Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…

– Комары – это кто? (насекомые)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы…

– Все мы молодцы!

7. Пословицы и поговорки.

Командам раздаются карточки с пословицами или поговорками. Надо их закончить:

Не зато волка бьют, что сер, а за то… (что овцу съел).

Волка ноги.. (кормят)

Не учи орла летать, а соловья… (петь).

8. Отгадать загадки.

Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Пока сорвёшь –
Всю руку обдерёшь.

(крыжовник)

Сидит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила.

(черника)

Он зелен, полосат,
И всё же
Большая ягода он тоже.

(арбуз)

– Ещё раз назовите отгадки.

– Что общего и чем различаются? (растения, культурные и дикорастущие)

9. Загадочное животное.

– Расшифруйте названия животных, записанных на листочках.

1 команда льдоша (лошадь)
2 команда кабел (белка)
3 команда шаугкял (лягушка)

10. Итог урока.

Награждение команды – победительницы и лучших знатаков природы.