Социальная адаптация детей-сирот через уроки ИЗО в специальных образовательных учреждениях

Разделы: МХК и ИЗО


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р, в которой говорится о том, что “Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем и общие тенденции мирового развития: динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации…”. Всё это позволяет нам сделать вывод, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Происходит все более явная ориентация на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Особенно актуально решение поставленных выше задач для педагогов специальных учебных заведений и интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида.

Работа с воспитанниками данных учебных учреждений отличается по многим параметрам от работы с детьми, воспитывающимися в полноценных социальных условиях. За годы с момента лишения родителей и до начала самостоятельной жизни ребёнок-сирота проходит адаптацию в нескольких учреждениях. Такое перемещение детей из одного социального учреждения в другое пагубно сказывается на всём развитии воспитанников и особенно негативно на развитии их творческих способностей. Кроме того зачастую дети имеют психологические и физические отклонения в развитии.

Существуют и другие сложности. Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь). Главной же целью преподавания изобразительного искусства является эстетическое воспитание и подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, формирование качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в современных социально-экономических условиях.

Кроме того, одна из главных задач художественного воспитания заключается в том, чтобы сформировать личность, человека с гармонически развитым миром эмоций и мышлением, формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, человека умеющего творчески действовать в разнообразных жизненных условиях, воспринимающего и творящего мир “по законам красоты”. Это значит, что необходимо дать подрастающему поколению знание основ художественной культуры и одновременно побудить его к творчеству. Развивать у школьников способности восприятия искусства и потребности в общении с ним. Полноценный художественно – творческий опыт содействует развитию художественного образного мышления, воображения, а развитые творческие способности позволяют творчески выполнять любой вид деятельности, что является одной из главных личностных ценностей. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У детей с ЗПР эта потребность часто бывает нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл занятий изодеятельностью в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством.

Физическое и физиологическое влияние изодеятельности заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием речи и работы мозга. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах, каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.

Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию и не испытывают удовольствия от этой деятельности. Причины заключаются в том, что не все дети успевают выполнить задание или получившийся рисунок не соответствует замыслу, что ведёт к неудовлетворению своей работой и последующий отказ от изобразительной деятельности.

Следовательно, умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества. Перед педагогами, встаёт задача формировать мотивацию изучения предмета. Кроме того у детей сформировано

неправильное понимание самого предмета изобразительного искусства. В их понимании они должны только рисовать и раскрашивать, воспринимать же теоретический материал они совершенно не готовы.

А, как известно, существует три вида деятельности: изображение, постройка, украшение. Изобразительное искусство включает в себя графику, живопись, декоративно – прикладное искусство, скульптуру и архитектуру. Работая в каждом виде искусства, в разных жанрах у ребёнка формируется образовательная компетенция, которая реализуется во взрослой жизни, помогая детям адаптироваться в окружающем мире. Изобразительное искусство является наиболее эффективным средством для развития всех сторон индивидуальности. Для многих профессий умение рисовать не просто полезно, но и обязательно. Задача педагога заключается в том, чтобы не только дать детям теоретические знания и научить их способам изображения, а с ориентировать их на практическое применение полученных ЗУН.

В наше время высоких технологий очень ценятся изделия ручного труда, авторские вещи. Благодаря огромному труду, беззаветной преданности работе и терпению педагогов специальных учреждений выпускники могут изготовить подарок другу или родственнику на праздник. Могут украсить свою одежду дизайнерскими находками или украшениями, выполненными из бисера или другого материала. В тяжёлую минуту качественно и интересно выполненное изделие можно продать. Всё это ведёт к экономии бюджета и умению заработать деньги в трудное время достойным способом.

Естественно занимаясь с детьми только на уроках воплотить в жизнь программу обеспечивающую овладением как можно большим спектром умений и навыков невозможно, но специфика учёбы и жизни в школе-интернате это позволяет.

В целом, в основе обучения изобразительному искусству можно выделить следующие принципы:

1. обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры. То есть, учитывая особенности наших детей, необходимо больше внимания уделять практической деятельности;

2. авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства. Это происходит на каждом уроке в процессе игры “Художник – зритель”. Сначала дети работают над своим произведением, и они выступают в роли художников. А во время выставки в конце урока выступают в роли зрителя и аналитика.

В ходе обучения искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: “автор”, “зритель”, “критик”, “искусствовед”, “живописец”, “график”, “скульптор”, “дизайнер” и т.д. Любые виды учебной деятельности на уроке носят личностный смысл, согласуется с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика. Главное не просто научить ребёнка азам художественного мастерства, а раскрыть ребёнка как личность, сформировать у него художественно-образное мышление, творческое отношение к жизни, к природе. Развитие художественно-творческих способностей на занятиях изодеятелености возможно лишь через личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, результат которого – выявление и развитие художественно-творческих способностей каждого.

Проследим, как занятия изобразительной деятельностью помогают детям подготовится к взрослой жизни, поступлению в образовательные учреждения профессионального звена, что даёт им возможность стать квалифицированными специалистами в выбранной ими трудовой области.

Подготовка к будущей профессии начинается с раннего детства, как только ребёнок взял в ручку карандаш или кусочек пластилина. Художественные материалы оказывают непосредственное влияние на работу ребёнка побуждая его видеть и осязать. Контакт с ними порождает эмоциональный подъём и осознание. Сами по себе являясь частицами реальности, данные материалы побуждают ребёнка к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие. Выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы. Некоторые материалы, такие как карандаш, мелки и фломастеры, позволяют “усилить” контроль, в то время как другие – пастель, краска и глина – способствуют более свободному выражению. На первых уроках при работе с детьми, имеющими проблемы в поведении, можно предложить ребятам использовать в работе графические материалы. Дети в таких случаях чувствуют себя более уверенно. Например, при изучении средств выражения в графике на одном уроке предлагаю ребятам “поработать” с линией (толщина, направление) при помощи карандаша. Затем сделать те же упражнения, но с использованием туши и такими инструментами как перо и кисть. Ребята с живейшим интересом делятся впечатлениями, полученными в ходе работы, и обсуждают особенности работы с разными материалами и инструментами. С целью усиления концентрации детей на занятиях использую технику - пунктуализм (точечное рисование).

Как уже говорилось выше, многие ребята чувствуют себя неуверенно в отношении своих способностей. Для того чтобы дети чувствовали себя более уверенно можно использовать на уроках задание на изготовление коллажа так как вырезание картинок из журнала “уравнивает” их и позволяет даже очень неуверенным ребятам участвовать в работе.

Далее, вводить в работу гуашь, акварель и пластилин. Эти материалы дают возможность более глубокого самовыражения. По сути, на уроках происходит терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Это своего рода психокоррекция детей с невротическими, психосоматическими нарушениями, с трудностями в обучении и социальной адаптации.

На каждом занятии и уроке по изобразительному искусству происходит развитие чувственно-двигательной координации, так как требуется согласования участия многих психических функций. В частности происходит согласование межполушарных взаимодействий, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Изначально занятия изобразительной деятельностью способствует развитию мелкой моторики руки ребёнка, что непосредственно влияет на речевые и мыслительные процессы, которые способствуют развитию познавательной сферы. Всё это даёт возможность ребёнку обучаться. Наиболее эффективным для развития мелкой моторики считаю, обрывную аппликацию и поэтому включаю её в учебную деятельность, чтобы охватить большее количество детей. Для облегчения работы в этой технике можно разрешить ребятам наметить контур желаемого предмета, а затем, придерживая бумагу левой рукой, правой аккуратно по линии оборвать бумагу. Кроме того такая работа имеет терапевтическое значение и ведёт к снятию стресса у детей так как требует концентрации и полного переключения на выполняемое действие.

Для развития внимания, воображения, фантазии можно использовать также словесное рисование. Сначала ребята описывают воображаемую картину словами, а потом изображают её.

Необходимо объяснять детям, что умение рисовать, знание законов построения, цветоведение необходимо для освоения многих специальностей. Для этого можно продемонстрировать им очевидные связи, которые прослеживаются в таких специальностях как художник, художник-оформитель, декоратор и так далее. Но есть профессии, где связь видна не сразу. В процессе бесед педагог может подвести ребят к осознанию того, что умение рисовать необходимо, например швее, чтобы сделать изделие, задуманное ею или заказанное клиентом. Умение правильно изобразить тот или иной предмет мебели необходимо также столяру при принятии заказа, чтобы уточнить желание заказчика, иначе при несоответствии изделия желанию клиента тот от него может отказаться. Повар-кондитер также должен владеть художественными навыками, чтобы эстетически оформить приготовленное блюдо или кондитерское изделие, тем более что покупатели стали более требовательны к внешнему виду продукции. Как известно, 90% информации человек получает зрительным путём, следовательно, любому рекламному агентству необходимы специалисты способные максимально влиять на зрительное восприятие, а значит, они должны хорошо изображать и украшать.

Анализ результатов поступления выпускников Астраханского ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Астраханская специальная (коррекционная) школа-интернат имени С.И.Здоровцева для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VII вида” в профессиональные образовательные учреждения показал, что количество выпускников, выбирающих специальности, связанные с применением знаний, умений, навыков по изодеятельности, из года в год существенно увеличивается: от 2 в 2005 году до 18 в 2008.

Исходя из выше сказанного, видно очевидное, уроки ИЗО необходимы для подготовки будущих квалифицированных специалистов особенно учреждений коррекционного типа и являются базовым компонентом в подготовке учащихся в образовательные учреждения профессионального звена, что позволит им получить профессию и адаптироваться в социуме.

Литература

1. Алёхин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя. - М.:Просвещение, 1984.-160.

2. АРТТЕРАПИЯ www.vash-psihoterapevt.ru/?methods=6 – 18 Кб

3. Бабанский Ю. К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1988.

4. Боголюбов Н.С. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учётом индивидуального подхода. М.,1993 .

5. Богоявленская Д.Б. О диагностике художественного творчества//Художественное творчество. - Л.: Наука, 1993.

6 .Венгер А.Л., Цукерман Н.К. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Библиотека развивающего обучения. Выпуск 12. Томск. “ПЕЛЕНГ”, 1993.

7. Грановская Р.М., Элементы практической психологии, СПб, “Свет”, 1997 г., с. 77-78.

8. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь.- М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с./Серия: В помощь специалисту.

9. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.

10. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Москва. “Просвещение”,1995.

11. Киселёва М.В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.:2008. – 160с., ил.

12. Концепция ИЗО.

4.3.1.Концепция и технология обучения изобразительному искусству. www.pligin.ru/p_s_sc/IZO.htm-124Кб

13. Методические рекомендации по оценке степени готовности детей к обучению в школе. НГПИ. Новосибирск, 1984

14. Программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Министерство образования Российской Федерации. Москва “Просвещение”, 1992.

15. Технология организации художественно-творческой деятельности школьников. Астрахань, 2000.

16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие познавательных способностей у младших школьников. Популярное пособие для педагогов и родителей. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. -120с.: ил.