"Каждый народ земли — художник" (конспект урока)

Разделы: МХК и ИЗО


Класс: 4.

Тема четверти: “Каждый народ земли – художник”.

Тема урока: “Многообразие художественных культур в мире”.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: дизайнерская мастерская.

Цель:

1.(Образовательная) повторить и закрепить знания, умения и навыки детей по изученной теме.

2.(Развивающая) развивать внимание, память, наблюдательность, мелкую моторику. Развивать коммуникативные навыки в дизайнерском искусстве. Развивать интерес к искусству других народов.

3.(Воспитательная) воспитывать уважение к искусству и традициям других народов.

Оборудование и учебные наглядные пособия:

1. Для учителя:

  • зрительный ряд: слайды с изображением архитектуры, природы, одежды изучаемых стран;

  • литературный ряд: японская поэзия;

  • музыкальный ряд: произведение Баха (орган), народная японская и греческая музыка (“Сиртаки”, “Сакура”).

2.для учащихся: бумага (загрунтованная) и белая, тушь, трубочка, клей, гуашь, ножницы, простой карандаш, посуда для воды.

План урока

1.Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. -------------------------------2мин.

2.Повторение и обобщение знаний. -----------------------------------------------7мин.

3.Практическая работа. -----------------------------------------------------------16мин.

4.Игра “Художник – Зритель”. ----------------------------------------------------3мин.

5.Подведение итогов. ---------------------------------------------------------------2мин.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня Мы с вами, мы – это я и весь 4 “А”, проводим обобщающий урок по теме “Каждый народ Земли - художник”.

Мы вновь поговорим о многообразии художественных культур в мире, совершим увлекательное путешествие по разным странам мира и даже перевоплотимся в дизайнеров. И делать мы будем это не просто так.

Дело в том, что ко мне обратилось туристическое агентство “Вокруг света” с необычной просьбой: помочь в оформлении рекламного буклета. Агентство разрабатывает новый экскурсионный маршрут “Три великие культуры: Греция, Япония, Средневековая Западная Европа”. А я хочу сделать этот проект вместе с вами.

2.Повторение и обобщение знаний.

- Чтобы рассказать о культуре любой страны, там нужно побывать.

Поэтому мы начнём выполнение заказа с увлекательной экскурсии. В роли экскурсовода буду я, Бойко Елена Васильевна.

Во Время экскурсии вы увидите много интересного, услышите много нового. И чтобы всё это запомнилось лучше, я приготовила для вас Краткий СЛОВАРЬ путешественника – он на ваших столах.

Просмотр слайдов.

- Наше путешествие ми начнём с Греции.

- Кто может назвать столицу Греции? (Афины).

- Что такое Акрополь? (обрывистый холм, где была городская крепость).

- Самый прекрасный храм Древней Греции? (Парфенон).

- К какому ордеру относится Парфенон? (дорическому).

- Какой ещё ордер знаете? (ионический).

- Какой храм ионического ордера мы знаем? (Эрехтейон).

- В чём своеобразие этого храма? Какие колонны на портике? (кариатиды).

- Давайте, ещё раз перечислим все ордера (дорический, ионический, коринфский).

- Храмы, какого ордера сравнивали с мужчинами? (дорического), а с женщинами? (ионические).

- Из скольких частей состоит колонна дорического ордера? (2). Назовите их (капитель и ствол колонны).

- Чем отличается ионическая колонна? (добавляется база и другая капитель).

- С чем можно сравнить складки на одежде греков? (с каннелюрами колон).

- Откуда мы знаем о жизни древних греков? (изучая росписи ваз).

- А сейчас мы посетим страну восходящего солнца. Догадались какую? (Япония).

- Почему она так называется? (на востоке восходит солнце).

- Что изображено на флаге страны? (солнце).

- Посмотрите внимательно, кто знает, как называется самая известная гора Японии? Правильно это Фудзияма.

- Что японский народ ценит больше всего? (природу).

- В чём своеобразие природы Японии?

- Что самое знаменитое построили японцы? (сады).

- Какие самые необычные сады они построили? (сады – камней, сад камней храма Рёандзи ).

- Как называется здание японского храма? (пагода).

- Как называется национальная одежда? (кимоно – платье-халат).

- Традиционные цвета кимоно? (мужчины – холодные цвета, женщины – тёплые).

- С чем сравнивают японцы своих женщин? (цветы, бабочки).

- Цветение, какого растения собирает наибольшее количество туристов? (сакуры). Традиция любования сакурой очень древняя.

Смотрю вокруг и вижу:
Розовая дымка
Обволокла уставший сад
Но вишни цвет задумчивый,
И нежный-
А это значит вновь пришла
Весна.
Туман весенний, для чего ты скрыл
Те вишни, что окончили цветенье
На склоне гор?
Не блеск нам только мил,-
И увяданье миг достоин
Восхищенья!
Ки-Но Цираюки.

- на какое наше дерево похожа сакура? (вишня).

- А сейчас давайте поговорим о средневековой Западной Европе.

- Какие современные страны находятся на территории Западной Европы? (Франция, Германия, Англия, Испания.)

- Сохранившиеся старые замки относятся к тому периоду.

- Давайте вспомним, как был устроен средневековый город?

- Что строили в центре города? (соборы).

- Как назывался стиль в архитектуре, когда всё стремиться вверх? (готический).

- Самый известный собор в Париже? (собор Парижской Богоматери).

- На здании в качестве водостоков стояли фигуры горгулий.

- Как называли вход в собор? (портал).

- Чем было заполнено пространство окон в соборах? (цветными стёклами).

- Как это называется? (витраж).

- Как называется окно круглой формы? (роза).

- Каково своеобразие в одежде средневековья? (обувь с длинными носами, высокие головные уборы).

- Наша экскурсия подошла к концу и нам пора преступать к работе.

3. Практическая работа.

- А сейчас вы – дизайнеры.

- Но прежде я хочу предложить вам три кандидатуры ребят, которые войдут в состав художественного совета и будут помогать отбирать работы мне как председателю совета для проекта буклета это…

Критерии оценки и отбора работ ( на доске):

  1. Правильное композиционное решение.
  2. Аккуратность.
  3. Лучшее цветовое решение.

- В связи с малым количеством время отводимого на задание мы с вами сейчас будем осваивать новые техники исполнения.

- Для основы работы агентство предлагает вам использовать такие заготовки (показ).

- У вас на столе есть шаблон с очертаниями средневекового города. Возьмите половину альбомного листа, положите её вертикально и сложите пополам, отгибая от себя. Прогладьте линию сгиба. Возьмите шаблон контура средневекового города.

- На шаблоне изображён весь город? (половина). Как надо приложить шаблон к согнутому листу бумаги? Теперь придерживая шаблон одной рукой, другой обведите его.

- Какие правила работы с ножницами нам необходимо помнить при работе? При помощи ножниц вырежьте очертания города.

- Какого цвета краски используем? Почему? (цвет камня разный).

- Возьмите лист основы. Как определить расположение листа, если это небо? Почему?

- Возьмите кусочки паралона и набрав краску, методом примакивания сделайте очертания города.

- Пока работа подсыхает, вернёмся к Греции. Изготовим часть колоны. Возьмите маленький листочек бумаги. Согните его пополам вдоль. Посмотрите, где у вас шаблон колонны. Какому ордеру принадлежит эта колонна? Приложите её к бумаге, обведите и вырежьте.

- А теперь придвиньте работы поближе и будем “сажать” сакуру (через трубочку для коктейля дуют на каплю туши в разном направлении)

- В основании дерева приклейте колонну. Как надо наносить клей?

- Что будем делать сейчас? Правильно, цветы. Какой цвет нам для этого понадобится? Как его получить? Как называются цвета, полученные при добавлении белого?

- Кто всё сделал, добавьте на своей работе травку, чтобы больше чувствовалась наступающая весна.

- Члены художественного совета, пройдите и просмотрите работы.

4. Игра “Художник – зритель”.

- Давайте посмотрим на наши работы.

- Удалось ли нам совместить разные культуры и выполнить заказ туристического агентства?

- Понравились работы?

- Какая, по вашему мнению, наиболее удачная?

- Мне понравились ваши работы, и я предлагаю отдать в агентство все наши дизайнерские разработки, пусть их художественный совет тоже выберет, и узнаем, совпали ли наши мнения и какая работа в итоге войдет в рекламный буклет.

5. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, какова же была тема нашего урока?

- Соответствовала ли наша работа на уроке теме?

- А теперь я хочу узнать, запомнилась ли вам экскурсия? Сумеете ли вы теперь различить культуру этих стран? Кто из вас самый внимательный? Итак, вопрос – ответ – только не хоровой!

1. Я стою на вершине горы Фудзияма. В какой стране я нахожусь?

2. В руках у меня модель двух ордеров: назовите их.

3. Я в прекрасном саду камней. Где я?..

  • На этапе закрепления можно использовать тест (прилагается).

Рисунок1

img3.jpg (73386 bytes)

Рисунок 2

img1.jpg (99785 bytes)

Рисунок 3

Детские работы

img5.jpg (53254 bytes)

Рисунок 4

img4.jpg (55219 bytes)

Рисунок 5

См. приложение 1, приложение 2, приложение 3.