"Богатырская" тема в искусстве

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Тема: “Богатырская тема” в искусстве.

Цель:

  • дать воспитанникам представление о взаимосвязи музыки с живописью, литературой, театральным искусством на примере “Богатырской темы”;

  • развивать и совершенствовать певческие навыки, актерское мастерство, развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость;

  • воспитывать патриотизм и прививать любовь и уважение к искусству, к Родине через знакомство с героями былин - богатырями.

Должны знать:

  • фамилии композиторов М. Мусоргского, А Бородина;

  • название симфонии “Богатырская” и пьесы “Богатырские ворота” ;

  • понятие (симфонический оркестр);

  • искусства (литература, живопись, музыка и т.д).

Должны уметь:

  • рассказать о музыке и биографии композиторов;

  • рассказать о картине В. В. Васнецова “Богатыри” и былинных героях А. Поповиче, Д. Никитиче, И. Муромце;

  • разыграть сказку “Богатырь и чудовище” ;

  • аргументировано отвечать на вопросы;

  • разгадывать ребусы и кроссворд;

  • вокализировать, анализировать музыкальные произведения, внимательно слушать.

Средства обучения:

  • презентация по теме урока; (Презентация 1)

  • слова – характеры (к музыкальным произведениям);

  • слова для определения качества личности богатыря;

  • рисунки детей по теме урока (художественная галерея);

  • дополнительный материал (иллюстрации богатырей);

  • итоговые вопросы;

  • ребусы, вопросы к кроссворду;

  • фрагменты музыкальных произведений М. Мусоргского, А. Бородина;

  • музыкальные эффекты к сценке.

Урок разработан по проектной технологии. Класс заранее разделился на три группы (музыканты, художники, театралы). Дети нашли материал и презентовали его на уроке в виде: текстового материала, рисунков, музыки, песни, сценки, сценических костюмов.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Закрепление и обобщение изученной темы (Путешествие с Чевостиком)

У. - Ребята, сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие по стране знаний вместе с Чевостиком. Слайд 2

Чевостик очень любознательный. Для того чтобы узнать кто такой богатырь, он отправился в Третьяковскую галерею. Поможем Чевостику. Слайд 3-4

ХУДОЖНИКИ: рассказывают о картине В. В. Васнецова “Богатыри” и былинных героях А. Поповиче, Д. Никитиче, И. Муромце.

О картине. “Богатыри” Виктора Васнецова.

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет. Слайд 5

Картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.

Словарь. Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия) Слайд 6

Богатыри (от др. -тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову “Б. ” соответствовали “храбр”, “храбор”, “удалец”. Слово “Б. ” встречается в летописях начиная с XII в.

Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря: человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный; воин, защитник.

Вопросы закрепления с Чевостиком (выполняет весь класс)

  • продолжите фразу -какие три богатыря изображены на картина В. Васнецова ;

  • богатырь –это…,

  • выберите из предложенных иллюстраций наиболее подходящую к слову богатырь и объясните, какими чертами наделен ваш богатырь (выбрать слова из списка). Рисунок 1-8

  • в каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена?; Слайд 8

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

У. - Чивостик подумал:- Кто из композиторов сочинял произведения на “Боготырскую” тему? И отправился в консерваторию. Слайд 9-10

МУЗЫКАНТЫ: рассказывают о музыке и биографии композиторов М. Мусоргского, А Бородина.

О композиторе. Портрет Мусоргского писан в Петербурге в феврале 1881 года в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина. Слайд 11

Стасов справедливо считал его “одним из величайших созданий всего русского искусства”. Мусоргский — один из крупнейших и самобытнейших русских композиторов XIX века. В его музыке нашли отражение острые социальные конфликты русской действительности 60—70-х годов. особое место занимал среди композиторов “Могучей кучки”. По выражению Стасова, Мусоргский показал в своей музыке “океан русских людей, жизни, характеров, отношений, несчастья, невыносимой тягости, приниженности, зажатых ртов”.

Как и многие другие передовые русские художники XIX века, Мусоргский искал в истории ответов на жгучие, наболевшие вопросы современности.

О музыке. Слайд 12

Картинки с выставки” Мусоргского не относятся к числу крупных сочинений композитора: “Картинки с выставки”, написанные для рояля по мотивам картин художника Гартмана – произведение весьма скромное. Тем более что картины эти почти детские, на них изображены колоритные сцены из сказок или бытовые зарисовки: “Тюильрийский сад”, “Старый замок”, “Балет невылупившихся птенцов”, “Быдло” …Однако именно в “Картинках с выставки” творческая манера Мусоргского проявилась в полном блеске. “Богатырские ворота” музыка, которая вполне могла бы стать российским гимном, столько в ней силы и мощи, так прочна в ней связь с русским народным духом – эта мелодия напоминает широкую величальную песню. Чтобы картина сверкающих богатырских ворот в городе Киеве стала еще более впечатляющей, Мусоргский украшает мелодию прорезающими гаммами и завершает тему колокольным звоном: композитор обладал особым мастерством музыкального подражания русским колоколам, и этот вариант – лишь один из многих в его творчестве.

Слушание: фрагмент “Богатырские ворота” М. Мусоргский. Слайд 13

Вопросы: выберите слова подходящие к характеру музыке.

О композиторе. Портрет написан художником Ильей Ефимовичем Репиным, которого называли “богатырём русского искусства”. Слайд 14

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В. В. Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная.

Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

О музыке. Симфония №2 -Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический. . В музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине.

Слушание: фрагмент “Богатырская” симфония №2 А. Бородин Слайд 15

Вопросы:

-выберите слова подходящие к характеру музыке;

-продолжи фразу стихотворения Слайд 16;

-в каком искусстве проявилась тема богатырей,

и в каком виде она представлена? Слайд 17

У. -Чевостик, выйдя из консерватории пошел по улице и остановился около музыкантов которые пели песни и играли на инструментах.

Исполнение учащимися песни “Катюша” сл. М. Исаковский, муз. М. Блантер.

Вопросы: О чем поется в песне? Какие слова песни говорят о защитнике Родины?

Вопросы закрепления с Чевостиком: (выполняет весь класс)

-разгадайте ребусы (фамилии композиторов);

-разгадайте кроссворд (Вопросы к кроссворду):

1. Симфония А. Бородина, которую называли “львиной”, “героической”.

2. Проезд, запираемый створами (в строениях, стенах, заборах).

3. Концертный инструмент пианиста.

4. Бывает и симфоническим, и народным, и струнным;

У. - Задумавшись, Чевостик побрел дальше и остановился у театральной афише Слайд 18, которая кричала о предстоящем представлении сказки “Золушка”? Слайд 19

А существуют ли сказки о богатырях? Слайд 20

ТЕАТРАЛЫ: Сказка “Богатырь и чудовище” (театрализованная сценка). Слайд 21

Вопросы: Кто победил в сказке? Какое качество помогло богатырю выстоять и победить?

Вопросы закрепления с Чевостиком:

В каком искусстве проявилась тема богатырей, и в каком виде она представлена? Слайд 22

3. Итог урока. Чевостику с нами было иноересно и познавательно. Он узнал:

1. В каких искусствах проявилась богатырская тема?

2. Почему художники, композиторы, актеры обращают внимание на Богатырскую тему?

Какие этапы вы прошли, готовясь к уроку:

  • искали информацию в интернете (картинки);

  • искали текстовый материал к теме (биографии композиторов, о музыке композиторов);

  • подбирали музыкальный материал;

  • работали над образом актеров;

  • рисовали рисунки.

Что вам удалось лучше всего, а что хуже?

У. - Чевостик с вами не прощается, он говорит “До свидания” Слайд 23

4. Д/З Слова кроссворда.

См. приложения: “Качества богатыря”, "Слова-характеры к музыке"? "Ребусы".

Прослушайте звуковое сопровождение: Мусоргский, Бородин.