Родительское собрание "Как помочь ребенку стать читателем"

Разделы: Работа с родителями


Цели и задачи:

  • напомнить родителям о ценности детского чтения;
  • дать советы по привитию любви к чтению, привлечению к чтению детской литературы, развитию познавательного интереса;
  •  вооружить рекомендациями по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной » книги, по возрождению традиции семейного чтения;

Предварительная работа и оформление:

  1. Анкетирование родителей и детей. (См. приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5).
  2. Выставка детской художественной литературы.
  3. Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения (эти или др.высказывания могут быть высвечены на дисплее или развешены в аудитории, где проходит собрании):
  • «Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» К. Паустовский.
  • «Книга, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.» М.Горький.
  • «Повысить качество восприятия классики - повысить нравственное здоровье людей». Д. Лихачев

План проведения собрания:

  1. Вступительное слово о роли чтения.
  2. Анализ результатов анкетирования.
  3. Обсуждение путей решения этой проблемы.
  4. Советы родителям.

Ход родительского собрания

Поблагодарю родителей за то, что нашли возможность собраться дружно и поприветствую их словами из песни: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

А здорово потому, что тема нашего разговора интересна и очень важна. Много чудес на свете: о некоторых знает весь мир, некоторые находятся далеко, другие не очень. Слайды №2, №3.

Но есть ещё одно чудо света. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью, А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. И как вы догадались – это КНИГА!

Книга, как птица,

 

 

Книга — богиня:

Может весь мир облететь.

 

 

Чудо свершает порой

 Книга — царица:

 

 

Книга — рабыня:

Может сердцам повелеть.

 

 

Часто проходит сквозь строй.

 

 

 

Е. Баратынский

КНИГА! Она входит в нашу жизнь с самого детства, и мы привыкаем к ней. Как к воздуху, как к солнцу.

КНИГА! Как много мы узнаём с её помощью!

И не зря многие известные люди пели гимн книге. Слайды: №4, №5 (приложение 5).

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

О роли чтения говорят на разных уровнях и в разных странах, так как это проблема не только в России, но и в других странах. И в каждой стране по-своему решают эту проблему. Так, в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популярного сериала, в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги частного бизнеса. В Японии с 1958года существует закон о поощрении детского чтения.

В России с целью поддержки чтения 2007 год был объявлен годом чтения.

Но, к сожалению, проблема не решена и об этом на разных уровнях продолжают говорить.

Так газета «АИФ» недавно провела акцию – за читающую Россию. На страницах указанной газеты высказали свое мнение известные люди.

В №37 за 2009год известный ученый Сергей Капица приводит данные ВЦИОМ, что 35% россиян не читают книги вообще.

Свою статью он озаглавил так: «Россию превращают в страну дураков», где он говорит о том, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга.

Режиссёр Станислав Говорухин в №39 «АИФ» в статье «Поколение без души вырастет в России, если не будет читать» вот какие мысли высказал - Мы в последнее время процесс чтения воспринимаем только как процесс получения информации. Но это не совсем верно! Информацию можно почерпнуть из Интернета или учебников. А книги дают нам пищу духовную, воспитывают чувства. Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, - тщетный человек. Это моё глубокое убеждение. Потому что в его духовном воспитании не участвовали великие педагоги. И если мы сейчас не научим наших детей читать, не начнём снимать добрые фильмы именно для семейного просмотра, мы получим поколение, где, как в той поговорке, человек человеку будет не братом, а волком».

Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения".

Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

Обсуждению путей решения этой проблемы, роли родителей в решении этой проблемы посвятим нашу сегодняшнюю встречу.

Сегодня, когда чтение детей рассматривается как национальная ценность, нужно помочь им полюбить книгу. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребенка читать. Но негативным фактором в формировании читателя- ребёнка является утрата традиции семейного чтения. Совместное чтение книг, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Сегодня вы много раз услышите, что не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение семейного чтения является важной задачей в воспитании читателя

Если мы с вами совместными усилиями это не сделаем, то, как говорят, психологи позже это сделать очень трудно.

А вот данные социологов:

  • Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,
  • а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
  • 40% читают книги от случая к случаю.

 Данные о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
  • Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
  • Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%
  • Читают для самообразования 10% школьников

(Данные взяты из статьи В.П.Чудиновой, журнал "Школьная библиотека", 2003, 8).

Обработка анкет детей вашего класса показала (дать анализ).

А вот результаты анализа ваших анкет (дать анализ).

Вывод: мало, недостаточно читаете с детьми.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?

(Дать возможность высказаться родителям).

Не читающие родители.

Причем не просто не читающие, а пренебрегающие КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» - психологи и педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум, ребенок воспылает любовью к А. Пушкину, К.Чуковскому.

Насилие.

Главный вопрос, который беспокоит родителей: Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?

Вот как отвечает на этот вопрос Даниэль Пеннак.

«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить»... или «мечтать»...

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!».

— Марш к себе и читай!

Результат?

Никакого.

Он уснул над книгой. Окно вдруг показалось ему выходом в какую-то заманчивую даль — туда-то он и упорхнул. Спасаясь от книги. Но спит он чутко: раскрытая книга по-прежнему лежит перед ним. Если мы украдкой заглянем в дверь, то увидим: он сидит за столом и прилежно читает. Даже если подкрасться совсем бесшумно, он услышит нас сквозь тонкую пелену дремоты.

Ну, как, нравится?

Он не ответит «нет», не совершит святотатства. Книга священна, как можно не любить читать?

Успокоенные, мы вернемся к телевизору».

Этот подросток, засыпающий над книгой, воспринимает ее как спрессованную скуку, как невыносимый груз бесплодного усилия. Обратим внимание на последнюю фразу, относящуюся к поведению взрослых: «Успокоенные, мы вернемся к телевизору». О чем она говорит? Она говорит о том, что взрослые отчуждены от читающего ребенка: у них свои интересы и своя жизнь.

СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения? 

(Пригласить родителей к диалогу).

Прежде всего, читайте сами! Нет ничего эффективнее примера взрослых членов семьи и культивирования в доме любви к книге. Тогда у ребенка возникает потребность в чтении естественно и незаметно. И ещё раз напомню- не читающий родитель воспитывает не читающего ребёнка.

Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка читать. Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл.

Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!

Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность – ребёнку очень важна Ваша поддержка в этом нелегком деле.

Отнеситесь ответственно к выбору книги.

Немаловажным является и то, как будет складываться круг литературы для чтения: какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по тематике, по оформлению, по жанру или настроению. Нельзя допустить, чтобы книжки воспринимались только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многоцветен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре (сегодня мы почитаем грустную сказку «Русалочка», а завтра найдем время для озорных «Вредных советов»).

Читайте ребенку и вместе с ребенком! Слайды №6, №7.

Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты, Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому…».

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему ребёнку.

Руководство детским чтением - сложная и увлекательная наука и одновременно искусство. Учиться этому можно всю жизнь, накапливая собственный опыт и знакомясь со специальной литературой. Могу порекомендовать вам специальный журнал для родителей «Семейное чтение».

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них.

  • Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки.
  • Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.
  • А вот метод, который предлагает известный педагог III. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон почитайте с ним книжку, а потом оставьте ее раскрытую и уйдите из комнаты. Но будьте тактичны и внимательны к юному читателю: не давите, не заставляйте читать, не настаивайте на чтении более «сложных» книг, как вам кажется, более соответствующих возрасту вашего ребенка, если он до сих пор самостоятельно читает только совсем уж «детские» книжки.

Иногда причины, мешающие ребенку начать читать, носят психологический характер: у ребенка сформировался своеобразный барьер против чтению, который малыш пока не в состоянии преодолеть сам. А может, у вашего ребенка есть другие причины отказа от чтения: ему сложно читать из-за нарушений зрения, он читает книжку, в которой ему встречается много незнакомых слов (иногда такого непонятого слова достаточно одного, чтобы ребенок бросил читать), крохе сложно представить то, о чем он читает.

Самое важное, что могут родители:

1) Посоветовать школьнику записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Вот что по этому вопросу думает автор книги для родителей «Что и как читать вашим детям от года до десяти» (СПб, 2000) известный библиограф нашей страны Нонна Николаевна Тимофеева. Прислушаемся к ее авторитетному мнению:

«Для этого, — говорит она, — надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на все детство». В этом могут помочь библиографические справочники, которые бывают двух видов: одни предназначены взрослым, другие — детям и представляют собой увлекательные книги о книгах. К пособиям первого типа относится упомянутое уже пособие Нонны Николаевны «Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением».

2) Организовать дома семейную библиотеку.

«Дом, в котором нет книг, — говорил Цицерон, — подобен телу, лишенному души».

Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей. Они рассчитаны не только на удовлетворение потребностей детей, но и на их опережение.

Зная это, выполняя это надо помнить, что это даст результаты только тогда, когда будем любить детей и делать будем это с любовью. Слайд № 8.

Я сегодня хочу подарить Вам некоторые советы, а чтобы руководствоваться ими соблюдайте следующие принципы: Слайд № 9.

Там, где семья, школа и библиотека сообща занимаются педагогикой детского чтения, появляются талантливые читатели.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть с наслаждением — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России

Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение".

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Пусть наши совместные старания, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей сильной страстью и принесет им счастье.

Не могу не напомнить вам о решении Всемирной организации здравоохранения, которая включила чтение в число 12 показателей здоровья. Слайд №10

Предложить родителям решить ситуации (обмен мнениями). Приложение №4

Поблагодарить родителей. Пожелать удачи и ответить на их вопросы.