Элективный курс для 9-х классов по теме "Элементы радиотехники (антенны)"

Разделы: Физика


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи курса
  3. Учебно-тематический план
  4. Темы практических работ
  5. Учебно-методическое обеспечение, техническое оснащение
  6. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
  7. Литература

1. Пояснительная записка

Представленный элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся, рассчитан на 17 академических часов и предназначен для учащихся 9 классов.

Курс «Элементы радиотехники (антенны)» является предметно-ориентированным и предлагается для изучения в школах имеющих классы физико-математического и информационно-технологического профиля.

Изучая данный курс, учащиеся знакомятся с элементами радиотехники, получают определенные представления о принципах приема и передачи радиосигнала, приобретают навыки по изготовлению антенны. Кроме того данный курс способствует формированию научного мировоззрения учащихся, может положительно повлиять на мотивацию к получению большего количества знаний.

Данный курс не только расширяет знания по предмету физика, но и обеспечивает интеграцию с технологией.

Актуальность курса определяется необходимостью подготовки к профильному выбору предмета и выбору профессиональной деятельности в области телекоммуникаций.

Конечным образовательным продуктом данного курса является изготовление действующей модели антенны.

Сегодня никого не удивляют современные средства связи. Мы к ним привыкли, мы ими пользуемся, мы без них не можем. Ежедневно пользуемся телефоном, мобильной связью, радио и телевизионными приемниками. Те открытия, которые были сделаны в конце 19 века, воплотились в реальность. Это передача информации, речи, изображения на расстояния с помощью электромагнитных волн.

Вряд ли кто задумывается, при разговоре по телефону или при просмотре телевизионной передачи, при выходе в сеть «Internet», что одним из основных узлов приемно-передающего устройства, является антенна. В современной квартире, где есть телевизор, существует кабельная связь с антенной.

Изобретение радио, а затем и телевидения привело к массовому распространению этих устройств, среди населения. Для качественного приема передач в начале радиолюбители, а затем и просто пользователи начали самостоятельно изготавливать антенны.

Данный курс не только расширяет знания по предмету физика, но и обеспечивает интеграцию с технологией. Он предполагает наличие у учащихся навыков работы со слесарным и столярным инструментом, использование станочного оборудования, элементов знаний по физике.

Организация учащихся на занятиях предполагает следующие формы занятий: лекционные с использованием демонстраций, практические работы, постановка эксперимента, а также завершается курс изготовлением действующей антенны.

2. Цель курса

  1. Расширение физико-технологических знаний учащихся на основе элементов радиотехники.
  2. Изготовление действующей антенны.

Задачи курса

  1. Дать учащимся понятия об электромагнитных волнах, их излучении, передаче и приеме.
  2. Познакомить учащихся с разнообразием приемных устройств.
  3. Предоставить учащимся возможность создания и демонстрации собственной приемной антенны.

3. Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Образовательный продукт

теория

практика

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1

Электромагнитные волны (радиоволны различного диапазона УКВ и т.д.) и их распространение.

1

1

 

Шкала электромагнитных волн

2

Излучатели электромагнитных волн(искровой разряд, передатчик радиоволн).

1

 

1

Демонстрации

3

Приемники электромагнитных волн (детекторный и транзисторный приемник, телевизионный приемник).

1

 

1

Модели

АНТЕННЫ

4

Первые антенны. Вибратор Герца.

1

 

1

Исторический анализ. Образцы

5

Полуволновый вибратор.

2

0,5

1,5

Модель (прил. 1)

6

Петлевой вибратор.

2

0,5

1,5

Модель (прил. 1)

7

Распространение и свойства ультракоротких волн.

2

1

1

Эксперимент

8

Ультракоротковолновые антенны.

4

1

3

Схема, модель (рис. 1)

9

Многовибраторные антенны.

1

1

 

Снимки (рис. 8–10)

10

Спутниковые антенны.

2

1

1

Фотографии (рис. 2–7)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

4. Темы практических работ

Темы практических работ

Кол-во. часов

Основные знания и умения

Материалы и оборудование

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1

Излучатели электромагнитных волн.

1

Различные типы излучателей электромагнитных волн (автомобильная свеча, искровой разряд и т. д.).

Электрофорная машина, свеча от двигателя внутреннего сгорания.

2

Приемники электромагнитных волн.

1

Различные типы приемников электромагнитных волн, их принцип действия.

Пейджер, мобильный телефон, радио и телевизионный приемник.

АНТЕННЫ

3

Полуволновый вибратор (приложение 1)

1,5

Устройство и изготовление полуволнового вибратора.

Алюминиевые и медные трубки, слесарная ножовка, сверло.

4

Петлевой вибратор (приложение 1; рис. 1)

1,5

Устройство и изготовление петлевого вибратора.

Алюминиевые и медные стержни, слесарный инструмент.

5

Демонстрация распространения электромагнитных волн.

1

Свойства волн, способы получения и распространения волн.

Приемно-передающие устройства, радиоприемник и передатчик.

6

Изготовление УКВ антенны (приложение 1)

3

Ультракоротковолновые антенны, изготовление антенны.

Изолирующий материал, металлические пластинки, кабель, паяльник.

7

Спутниковые антенны (рис. 2–7)

1

Спутниковая антенна.
Различие спутниковых антенн.

Фотографии спутниковых антенн, модель антенны.

Задания для самостоятельной работы

  1. Работа со схемами, проектами антенн.
  2. Знакомство с исследованиями Генриха Герца в области создания вибратора.
  3. Изготовление полуволнового вибратора.
  4. Изготовление антенны для приема УКВ волн.

5. Учебно-методическое обеспечение, техническое оснащение

Техническое обеспечение:

  • демонстрационное оборудование, электрофорная машина, свеча от ДВС, пейджер, мобильный телефон, радио и телевизионные приемники;
  • действующие модели антенн;
  • инструменты: ножовка по металлу, набор сверл, паяльник, отвертка, плоскогубцы, кусачки.

Материалы:

  • алюминиевые или медные трубки,
  • монтажный провод,
  • набор крепежный,
  • жесть,
  • изоляционная лента,
  • телевизионный кабель на 75 Ом.

Методические пособия для учителя:

  • Ямпольский В.Г., и др. Антенны УКВ. – М.: Связь, 1977. – 384с.
  • Пясецкий В.В. Спутниковое телевидение и телевизионные антенны. – Минск.: Полымя, 1999. – 254с.
  • Овсянников В.В. Вибраторные антенны с реактивными нагрузками. – М.: Радио и связь, 1985. – 120с.

Учебные пособия для учащихся:

  • журнал “Радио”, №6-9, 1997г
  • Иванов Б.С. Энциклопедия начинающего радиолюбителя. – М.: 1994.
  • Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. – М.: ДОСААФ, 1980. – 144с.

6. Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать: принцип производства, передачи и использования электроэнергии, элементную базу электро- и радиотехники, принцип передачи информации с помощью электромагнитных волн, элементную базу радиоэлектроники, различия в спектре электромагнитных волн, как разработать конструкции несложных объектов техники (антенны, многовибраторные антенны), передающие и приемные устройства, работающие на ультракоротких волнах.

Учащиеся должны уметь: читать принципиальные электрические схемы простейших электротехнических устройств. Работать с металлопрокатом. Собирать цепи простейших электронных устройств. Различать проводную и беспроводную связь. Изготавливать антенны, работающие на приеме УКВ, СВ, ДВ диапазона.

7. Литература для учащихся

  1. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся – М.: Просвещение, 1983. – 255с.
  2. Иванов Б.С. Энциклопедия начинающего радиолюбителя.- М.: 1994.
  3. Белоцерковский Г.Б. Основы радиотехники и антенны. – М.: Совет, радио, 1968. – 432с.
  4. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. – М.: ДОСААФ, 1980. – 144с.
  5. Журнал “Радио” №6-8 1997.
  6. Алексеев К.А. Справочник телезрителя. – Киев.: Наукова думка, 1975. - 207с.

Литература для учителя

  1. Овсянников В.В. Вибраторные антенны с реактивными нагрузками. – М.: Радио и связь, 1985. – 120с.
  2. Пясецкий В.В. Спутниковое телевидение и телевизионные антенны. – Минск.: Полымя, 1999. – 254с.
  3. Ямпольский В.Г., Терешин О.Н., Айзенберг В.Г. Антенны УКВ. – М.: Связь, 1977. – 384с.
  4. Реферативный журнал “Радиотехника. Антенны.” 1994.
  5. Ротхаммель К. Антенны. – М.: Энергия, 1979. – 320с.

Интернет-ресурсы

  • www.techno-sky.ru.
  • www.chishma.ru.
  • www.radioman.ru
  • www.radiomaster.net
  • www.all-antenna.ru
  • www.sat.nov.ru