Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Наша педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в раннем дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в среднем дошкольном возрасте.

Отбор познавательных задач осуществлён исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придания обучению развивающего и воспитывающего характера, обеспечение максимальной активности детей, занимательность, последовательность в усложнении, интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.

Введение

Человек по своей природе любознателен. Наверняка первым вопросом было вечное «Почему?» Сотни и тысячи раз вы одолевали ими своих родителей. И как не просто было объяснить вам, казалось бы, самое элементарное.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность. А главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н. Подьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Она является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. Н.Н. Подьяков выделяет два основных вида поисковой деятельности дошкольников:

  • Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности свои интересы, свою волю.
  • Второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.

Актуальность

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику.

Цель программы - формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о человеческом организме, ценности здорового образа жизни посредством активного включения в деятельность экспериментальных и исследовательских методов.

Задачи программы:

  • Осуществлять познавательное развитие детей в экспериментальной деятельности;
  • Дать элементарные знания из области анатомии, физиологии и гигиены человека;
  • Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Формировать мотивацию на здоровый образ жизни и соблюдение основных принципов жизнеобеспечения;
  • Воспитывать стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.

Ожидаемые результаты:

  • Овладение навыками самооздоровления посредством экспериментирования;
  • Осознание детьми понятия «здоровья» и влияния образа жизни на состояние здоровья;
  • Снижение уровня заболеваемости

Сроки реализации и возраст детей

Занятия рассчитаны на 1 год и проводятся с сентября по май месяцы включительно с детьми старшей и подготовительной групп. Декабрь, май - диагностика.

Продолжительность занятий 25-30 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой детей, состоящей из 8-10 детей.

 

Блок

Количество занятий

Формы работы

теоретических

практических

1

Человек

1.1. Строение человека

1.2. Рост и развитие

11

13

Беседа, экспериментирование, художественно-продуктивная деятельность, дидактические игры и упражнения

2

Здоровье

2.1. Болезни и причины их возникновения

2.2. Сохранение здоровья

6

8

Беседа, экспериментирование, художественно-продуктивная деятельность, закаливание

 

всего

17

21

 

Учебно-тематический план

 

Содержание программы:


Блоки

Тема

Программное содержание

1

2

3

Человек

Строение человека

  • Учить задавать вопросы о происхождении человека;
  • Учить делать выводы и умозаключения, опираясь на экспериментирование и наблюдения
  • Учить проводить самообследование на себе и на других людях
  • Сформировать первичные представление о некоторых внутренних органах (коже, желудке, кишечнике, крови, мозге, нервах), их местонахождении, значении, знать их основную функцию;
  • Способствовать формированию знаний о существовании людей с красной и темной кожей
  • Выявлять сходство в строении человека и животных;
  • Понимать основное назначение таких органов, как глаз, ухо, нос, язык;
  • Фиксировать в памяти разнообразные вариации и отклонения в настроении человека, наблюдаемые в повседневной жизни

Рост и развитие

  • Учить ставить эксперименты, раскрывающие особенности функционирования тех или иных органов в разных условиях;
  • Систематизировать представление обо всех возрастных периодах человека: детстве, юности, зрелости, старости;
  • Формировать первичные представления о внутриутробной жизни человека и животного;
  • Дать представление о необратимости пола;
  • Усваивать, что животные рождают много детенышей, а женщина в основном по одному;
  • Понять значение пищи, воды, воздуха для человека
  • Услышать и осознать существенное значение витаминов для человека;
  • Запомнить основные условия, необходимые для жизни человека: тепло, свет, общество;
  • Понимать значение физических упражнений для полноценного развития организма

Здоровье

Болезни и причины их возникновения

  • Учить замечать человека, заболевшего или оказавшегося в беде; стараться помочь ему самостоятельно или при помощи взрослых
  • Учить, самостоятельно соблюдать правила безопасности при выполнении опытов
  • Дифференцировать понятия «здоровье» и «болезнь»;
  • Дать понять, что нарушение здоровья может произойти из-за ухудшения состояния окружающей среды;
  • Сформировать знания о необходимости разных врачей;
  • Продолжать знакомить с различными болезнями, их признаками и причинами возникновения;
  • Воспитывать положительное отношение к медицинским профессиям

Сохранение здоровья

  • Иметь простейшее представление о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
  • Осознать полезное влияние на здоровье физических упражнений и закаливания;
  • Понять, что свое здоровье надо беречь самому;
  • Увязать состояние здоровья с поведением и соблюдением гигиенических мероприятий

Примерное планирование работы по реализации программы на 1 квартал (старший дошкольный возраст)

Сентябрь

Блок «Человек» Тема «Строение человека»

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

занятия

 «Определение первичных знаний детей о строении тела человека»

«Легкие и системы дыхания»

«Сердце и система кровообращения»

«Как движутся части тела»

В повседневной жизни

Дидактическое упражнение «Чего не хватает?»

Чтение сказки «Три поросенка».

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н.

Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для сердца».

Дидактическая игра «Собери скелет».

Игровое упражнение «Назови части тела».

Аппликация «Человек»

Работа с родителями

Анкетирование «Создание условий для здорового образа жизни в семье».

Родительское собрание «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Папка- передвижка «Оздоровительная ходьба босиком»

Спортивная игра для родителей и детей «Зов джунглей»

Консультация «Нарушение осанки у детей».

Консультация «Наши милые шустрики»

Октябрь

Блок «Человек» Тема «Строение человека»

занятия

«Какими были первобытные люди?»

«Как мы чувствуем разные запахи»

«Развитие слуха у животных и человека»

«Зачем человеку язык?»

В повседневной жизни

Дидактическая игра «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?»

Дыхательная гимнастика «Веселая прогулка».

Чтение рассказов В. Бианки «Чей нос лучше».

Н.Сладкова «Ящуркин нос».

Чтение сказки «Три медведя».

Игровое упражнение «Станция».

Игровое упражнение «Что это за звук?»

Дидактическое упражнение «Угадай, чей это звук».

Игровое упражнение «Накрой стол»

Работа с родителями

Консультация «Что мы знаем о себе?»

Папка-передвижка «Упражнения для оздоровления»

Театрализованная деятельность «Сказку лепим и играем - руки, глазки развиваем»

Изготовление буклета «Минералы и витамины»

Ноябрь

Блок «Человек» Тема «Строение человека»

занятия

«Роль зрения в жизни человека».

«Как видят мир животные»

 «Определение остроты зрения»

 

 «Определение реакции зрачков на различное освещение»

Интегрированное занятие «Познай себя»

В повседневной жизни

Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».

Игровое упражнение «Слепой и поводырь».

Игровое упражнение «Чудесный мешочек».

Дидактическая игра «Найди одинаковые предметы»

Работа с родителями

Папка – передвижка «Развитие зрительного восприятия к узнаванию предметов»

Консультация « Как избавить ребенка от вредных привычек»

Консультация «Народный лечебник»

Анкетирование «Состояние здоровья вашего ребенка»

 

Диагностика

Для обследования детей применяются:

Методика « Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова) Приложение 1

Показатели уровня овладения экспериментальной деятельностью детьми старшего возраста

Уровни

Отношение к экспериментальной
деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные последовательные, причинные связи. Делает выводы.

средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого

Низкий

Ребенок не проявляет инициативы, нет познавательного интереса, нет активности

Не видит проблему, даже если ему предоставляется подсказка. Не может высказать предположение, гипотезу

Не активен во время проведения эксперимента, не проявляет самостоятельности. Постоянно требуется помощь, подсказка взрослого (сверстников)

Не проявляет настойчивости в достижении результатов, не придерживается поставленной цели

Самостоятельно не может формулировать выводы, постоянно требуются наводящие вопросы. Не может доказать свою точку мнения

Педагог может использовать цикл занятий как основу своей работы с детьми старшего дошкольного возраста или проводить отдельные занятия, игры и упражнения.

Приложение 2

Список литературы:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.
  2. Егоров Б. Оздоровительно- воспитательная работа с ослабленными детьми // Дошкольное воспитание -2001.- №12
  3. Дошкольное воспитание -2008.- №1
  4. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. ТЦ «Сфера», 2005.
  5. Князева О. Мои помощники //Дошкольное воспитание- 2005.- №3
  6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ. ред. Прохоровой Л.Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.
  7. Сухаревская Б.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь на Земле. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы, студентов педагогических учебных заведений, слушателей НПК, Ростов, издательство «Учитель», 2003.
  8. Успенская Н. Познай себя // Ребенок в детском саду.- 2006.- №6