Программа воспитательно-развивающего курса для детей старшего дошкольного возраста "Я и сказочный герой"

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Пояснительная записка

Основные идеи программы

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности.

Ведущее место в социальном развитии ребенка занимает присвоение нравственных ценностей своего народа и, позднее, познание и присвоение общечеловеческих нравственных ценностей.

Одним из факторов, влияющих на социальное развитие дошкольников, является установление тесного и плодотворного контакта детей с окружающей действительностью и обществом.

Степенью социального развития ребенка, социальной зрелостью его личности, его социальной компетентности определяется успешность социализации дошкольника, позволяющей ребенку занять достойное место в системе взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в окружающем мире: в группе детского сада и семье.

Любое взаимодействие ребенка с окружающим миром происходит в процессе общения, формы которого у ребенка меняются в зависимости от возраста. Как отмечает М. И. Лисина, до семи лет у ребенка сменяются четыре формы общения с взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Опыт своего общения с взрослыми ребенок переносит в ситуации общения со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте у детей большое значение приобретают отношения со сверстниками, которые прямо и непосредственно зависят от опыта общения с взрослым.

Взрослый - это помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора и, поэтому, общение с ним должно осуществляться как сотрудничество. Это сотрудничество, по мнению С. Ткачева, должно строиться на уважении в ребенке Человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.

Самое существенное в воспитании у детей нравственных чувств - это непосредственное проявление их в деятельности детей, в их поведении и поступках. При воспитании чувств необходима глубокая связь знаний, оценочных отношений и практических действий.

Развитие личности как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра. Советские психологи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др. ) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др. ) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.

Исследования (В. П. Залогиной, Д. В. Менджерицкой, Р. И. Жуковской и многих др.) показали, что игра социальна по своим мотивам, структуре и функциям. Игра оказывает существенное влияние на социальное и нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Одним из приёмов воспитания у детей положительных черт характера являются игры- беседы детей с персонажами сказок. Они способствуют созданию условий, в которых педагог при помощи кукол-персонажей и участия других детей и родителей может воздействовать на отношение ребят к персонажу и если надо, то изменить это отношение таким образом, что ребенок высказываемое им мнение будет считать собственным, самостоятельным, а не навязанным извне. С. Я. Маршак утверждал: “Пуще всего – надо остерегаться, как бы мораль не оказалась скучным и назойливым, “указывающим перстом”, чем-то вроде таблички, прибитой гвоздями к живому дереву”. От творческого подхода воспитателя зависит, по какому руслу потечёт подобная беседа.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала - колыбельными, затем - стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь.

С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"?

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны и понятны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения категорий добра и зла в душе ребенка. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем.

Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно". Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

Актуальность

Многолетние наблюдения за детьми показывают, что в старшем дошкольном возрасте постоянно возникает проблема недостаточного осознания детьми того, что является хорошим и плохим во взаимоотношениях с окружающими сверстниками и взрослыми людьми. И для решения данной проблемы, воспитатель детского сада обязан проводить целенаправленный комплекс педагогической работы. Необходимость включения данного педагогического механизма воспитательно-развивающей работы связана с инертной позицией родителей. Поэтому возникла идея программы, которая предусматривала бы активизацию воспитательной роли родителей, которые принимали бы участие в работе. С другой стороны, в качестве ведущего в совместной с родителями работе стала технология игр - бесед детей с персонажами сказок.

Цели:

  1. формирование ценностных отношений старших дошкольников к себе, своим сверстникам и взрослым, основанных на различении категорий добра и зла, через технологию игр - бесед детей с персонажами сказок;
  2. активизация воспитательной роли родителей, через организацию сотрудничества воспитателя и родителей, на основе реализации технологии игр - бесед детей с персонажами сказок.

Задачи:

  • Подбор и анализ художественной литературы, направленной на формирование ценностных отношений старших дошкольников к себе, своим сверстникам и взрослым;
  • Включить родителей в процесс воспитания детей, на основе использования технологии игр - бесед детей с персонажами сказок;
  • Организовать цикл занятий, экскурсий, других видов работ по развитию качеств общения: доброты, дружелюбия, взаимопомощи, сопереживания.
  • В процессе игр – бесед детей с персонажами сказок, рефлексировать детей на эмоционально - ценностное отношение к народно-поэтическим произведениям и художественным образам;
  • Организовать положительно-коммуникативное взаимодействие между детьми старшего дошкольного возраста на примере сказочных персонажей.

Участники:

Воспитатель, родители и дети.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

  • Знание прочитанных художественных произведений;
  • Умение применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме;
  • Осознание значимости чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к окружающим;
  • Стремление к активной деятельности и творчеству;
  • Опыт решения нравственных проблем в имитационной деятельности.

Для родителей:

  • Умение использовать детскую художественную литературу для оказания помощи своему ребенку в решении проблем, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями.
  • Опыт целенаправленной воспитательной и развивающей деятельности.

Для воспитателя детского сада:

  • Опыт реализации технологии игр – бесед детей с персонажами сказок;
  • Опыт организации партнерских отношений с родителями.

Принципы реализации программы

  1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
  2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
  3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
  4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  5. Принцип доступности Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  6. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
  7. Принцип непрерывности заключается в формировании у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  8. Принцип системного подхода. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственных чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
  9. Принцип стимулирования активности. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний

Методы: наблюдения, рассказы, беседа, игра-беседа, проблематизация нравственных ситуаций, чтение художественной литературы, “познавательное чтение”, просмотр и обсуждение экранизированных произведений, анализ нравственных качеств, положительный пример взрослых и других детей, метод убеждения, игры, анкетирование.

Формы работы: занятия, экскурсии, конкурсы, викторины, акция “Спешите делать добрые дела”, продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки, изготовление атрибутов персонажей сказок), выставка детского творчества, инсценировки этюдов, диагностика, консультативная работа,

Ресурсное обеспечение программы:

  1. Сказочный уголок “Дракоша – Балабоша” в группе;
  2. Комната эмоционально-психологической разгрузки, музыкальный зал на территории ДОУ;
  3. ДК “Прометей”;
  4. Городская детская библиотека;
  5. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.);
  6. Библиотечка в группе;
  7. Подборка художественной литературы, направленной на воспитание положительных черт характера;

Мониторинг успешности программы.

Для осуществления мониторинга использовались методики:

  • “Личностные отношения ребёнка в общении со взрослыми”
  • “Изучение коммуникативных умений”

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (см. таблицу)

Перспектива развития программы

В дальнейшем идеи программы будут реализовываться и развиваться в направлении наработки опыта по внедрению в систему воспитания такового вида деятельности детей как режиссерская игра.

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеет социальную природу и строится на все расширяющихся представлениях ребенка о жизни взрослых.

Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в различных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов.

В итоге, перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значения для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

Литература

  1. Артёмова Л.В., Таранова Е.А. Моральное воспитание дошкольников.- М.: Просвещение, 1984
  2. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго – М.: Просвещение, 2001.
  4. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга
  5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  6. Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред.
  7. Т. В. Антоновой. – М., 1995.

  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика
  9. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника, М.: Просвещение, 1985.
  10. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М., 1996.
  11. Мирясова В.И. Играем в театр.- М., 2001
  12. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой,
  13. Т. А. Марковой. М., 1984.

  14. Острогорский А. Н. Образование и воспитание / Избр. пед. соч. – М., 1985.
  15. Резникова Н.С. Воспитываем ребёнка без окриков и упрёков. – М.: Мой мир, 2006.
  16. Репина Т. А. Социальная психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.
  17. Ткачев С. Гуманизация педагогики /Дошкольное воспитание. – 1996, №3.
  18. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие. - М., Изд. Центр “Академия”, 1997.
  19. Шапарь В.Б., О.В. Шапарь О.В. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  20. Щипицина Л.М. , Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – СП.: Детство-Пресс , 2007.