Интегрировнный урок. 3-й класс. Тема: Кильчичаков М.Е. "Сказка о хитрой лисе". Обобщение

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Интеграция предметов: внеклассное чтение, музыка.

Цель: формирование навыков правильной читательской деятельности.

Задачи:

  1. Расширить читательский и музыкальный кругозор учащихся: познакомить их с творчеством М.Е. Кильчичакова – поэта и хайджи.
  2. Формировать приёмы понимания прочитанного: выборочное чтение по конкретному заданию.
  3. Формировать внимательное отношение к языку художественных и музыкальных произведений.
  4. Развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные и литературные произведения.
  5. Воспитывать уважение к культуре хакасского народа.
  6. Формировать положительные эмоции и активную жизненную позицию детей.

Оборудование: портрет М.Е.Кильчичакова; фотографии видов г. Абакана; иллюстрации курганов в хакасской степи и музыканта в хакасском национальном костюме, играющего на чатхане; фонограммы: 1)Таглар уннерi. Песня гор. (сл. и муз. Е. Улугбашева), 2)Хакас чирi. Земля хакасская (С. Кадышев); наборы карточек – слов (по количеству групп): коварство, хитрость, ум, красота, лесть, бессердечие, жестокость, глупость, доброта, забота, доверие, трудолюбие, трусость, доверчивость, смелость, добросердечность, милосердие, храбрость, честность, справедливость; рисунки, которые дети нарисовали заранее по заданию предыдущего урока (желательно, чтобы на одних из них была лиса, на других – ласточка, сорока, орёл, журавли).

Ход урока

I. Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас будет удивительно красивый урок; урок сказки, музыки и волшебных красок.

Итак, начнём. Закройте глаза, сядьте удобнее и послушайте удивительные музыкальные звуки. Звучит “Песня гор” (30 сек).

Затем, медленно убирая громкость музыки, учитель читает наизусть первые 13 строк “Сказки о хитрой лисе”.

– Конечно же, вы узнали эти строки. Всем нам уже хорошо известно содержание данного произведения, потому что мы много беседовали по его содержанию, рисовали. Сегодня нам предстоит обобщить всё сказанное ранее и закончить работу над содержанием этой сказки.

II. Беседа об авторе произведения.

– Чем “Сказка о хитрой лисе” отличается от тех хакасских сказок, большое количество которых мы прочитали в прошлом году?

( – эта сказка в стихах;

– у неё есть автор).

– Верно, именно об этом известнейшем человеке Хакасии мы сейчас и поговорим.

– Итак, как вы уже заметили, “Сказку о хитрой лисе” написал …(ответы детей).

На доске появляется портрет Михаила Еремеевича Кильчичакова.

Учитель:

– Михаил Еремеевич Кильчичаков – один из известнейших поэтов хакасского народа. С юных лет он был артистом сначала самодеятельного, а потом настоящего театра. В годы Великой Отечественной войны он храбро сражался на фронте, был тяжело ранен, за отвагу и смелость награждён орденами и медалями. Литературному делу учился в литературном институте в Москве. После учёбы вернулся в родную Хакасию.

Но кроме поэтического дара обладал Михаил Еремеевич ещё одним удивительным талантом…

(Звучит “Песня гор” – продолжение).

– Искусству хая обучался маленький Миша у сказителей – хайджи. Именно эти песни-сказания усиливали его понимание и любовь к своему народу, своей земле, окружающей природе.

– Своим литературным творчеством и искусством хайджи Кильчичаков покорял и простых жителей Хакасии, и своих коллег-писателей, которые его очень уважали, учились у него и писали стихи о нём. Вот одно из таких стихотворений, написанное Н.Ерёминым (учитель читает наизусть):

Н. Ерёмин. Поэт играет на чатхане.

И вот я снова в Абакане,
Где виден музыки полёт,
Где Кильчичаков на чатхане
Всю жизнь играет и поёт…
Не скован никаким аккордом
Хакасский гордый соловей.
Поёт душою, а не горлом
О древней Родине своей,
Где, что ни слово, то сказанье,
Что ни сказанье, то гроза,
Где каменные изваянья
Глядят поющему в глаза…
Где среди юношей и старцев
В степи, объявшей жизнь и смерть,
Он, может быть, один остался,
Кто может так играть и петь.
Чтоб по-хакасски и по-русски
Я подпевал его стихам,
Чтоб все далёкие улусы
Объединил один чатхан…
В степном осеннем Абакане
Всё выше музыки полёт.
А Кильчичаков на чатхане
Играет – и поёт, поёт…

Заканчивая читать, учитель включает фонограмму “Земля хакасская”.

– О чём может быть эта песня? (дети высказывают свои мнения).

– Вот что говорил сам Михаил Еремеевич: “Лишь в самых лучших своих мечтах хакас видел себя счастливым и богатым. Ехал он по выжженной солнцем степи на коне и пел нескончаемую песню о том, что нет в улусе человека богаче и счастливее его, нет резвее скакуна во всей округе, чем его конь, нет женщины в селении красивее и приветливее, чем его жена. Но кончалась песня, соскакивал всадник со своей старенькой, плохонькой лошадёнки, падал на иссохшую от зноя родную землю – матушку и горько плакал. Плакал потому, что не было у него ни быстрого, как ветер, коня, ни красавицы – жены, ни счастливых детей”. Была у него только песня – мечта.

III. Физминутка.

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)
Ели – ёлки – ёлочки. (руки вверх – в стороны – вниз)
Лежат на елях небеса, (руки вверх)
На ёлках – птичьи голоса, (руки в стороны)
Внизу на ёлочках – роса. (руки вниз, присели)

Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.

IV. Работа над содержанием сказки.

– Эта чудо-физминутка волшебным образом перенесла нас в сказочную рощу к героям “Сказки о хитрой лисе”.

1. Выборочное чтение. Работа в группах (5 групп):

– Каждая группа находит в тексте предложения, которые говорят о характере какого-либо героя этой сказки. “Распределение героев” идет в процессе отгадывания загадок:

  • Летать летаю, птиц всех забиваю. (Орёл)
  • По поднебесью верёвка протянулась. (Журавли летят)
  • Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы. (Сорока)
  • Шило впереди, клубок середи, ножницы сзади. (Ласточка)
  • Жёлтая хозяюшка из лесу пришла,

всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лиса)

При затруднении детей можно их сориентировать:

про лису – стр.7
про сороку – стр. 6
про журавлей – стр. 13
про ласточку – стр. 18
про орла – стр. 19

2. Элементы литературоведческого анализа.

– Как известно, животные сказок не читают. Соответственно, написаны они для людей и за каждым персонажем скрывается человеческий образ. Какими же качествами характера обладает человек, которого автор “спрятал” в образ орла? сороки? журавлей? ласточки? лисы? У каждой группы имеются одинаковые наборы карточек (см. “Оборудование”). Необходимо выбрать соответствующие “герою вашей группы” и прикрепить на доску.

Итак, характеризуем каждого героя.

– Мы уже определили, что лиса – не единственный главный герой произведения; однако же, автор назвал его “Сказка о хитрой лисе”. Как вы считаете, можно ли было эту сказку назвать по-другому? (Обсуждение версий в группах, обоснование выбора).

V. “Рисование характера”.

– А сейчас каждая группа на листе бумаги выполняет коллективную работу: каждый ребёнок выбирает краску, которая соответствует по его мнению характеру сказочного героя их группы.

1. Работа в группах.

2. “Защита работ”.

VI. Итог урока.

– Какова главная мысль “Сказки о хитрой лисе” М. Кильчичакова? Чему научила вас сказка?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Вдумайтесь в чудные слова хакасской народной мудрости. Михаил Еремеевич намеренно искал такие строки в народе, записывал их и печатал в своих сборниках:

Баран безрогий схож с овцой.
Без мысли слово – звук пустой.
Коль слово мудрое ты скажешь,
До всех дойдёт и шёпот твой.

– В чём мудрость этих строк?

VII. Д/З: читать сказки М.Е. Кильчичакова.