Конспект урока чтения в 4-м классе. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Организовать первичное эмоционально-эстетическое восприятие этого крупнообъемного произведения.
2. Подготовить учащихся к моделированию содержания рассказа и составлению плана.

Оборудование: иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, портреты писателя К.Г. Паустовского и композитора Э. Грига.

План доски на начало урока. Приложение 1.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

а). Прослушивание музыки.

Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро. (1-3 минуты).

б). Вступительная беседа.

– Музыка успокоила нас. Она может и развеселить, и заставить сопереживать, и вызвать другие глубокие чувства. За что мы бываем благодарны музыкантам: композитору, сочинившему музыку, артисту, исполнившему ее. Среди слов, записанных на доске, найдите имя композитора. Что вы знаете о Григе?

в). Рассказ учителя о композиторе.

Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист, дирижер. Жил в 1843-1907г.г. Ярко претворил в своих произведениях норвежский музыкальный фольклор. В произведениях Грига воплощены образы северной природы, картины народной жизни.

г). Сообщение темы урока.

– Сегодня мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского о композиторе Э. Григе и его музыке. Называется рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

д). Словарная работа.

Слова 1-го ряда на доске говорят нам о месте действия рассказа. Прочитайте их вслух правильно.

Слова 2-го ряда называют нам героев рассказа. Прочитайте их.

е). Комментарий учителя к словарю.

Рассматривание иллюстрации, изображающей место действия с кратким его описанием.

Указывает статус героя: норвежский композитор, который жил в конце XIX – начале XX века, Эдвард Григ.

Девочка Дагни – дочь лесника, ее отец Хагеруп Педерсон, ее тетя Магда, дядюшка Нильс.

Они живут в городе Бергене.

Рассказ Паустовского о норвежцах, вымышленных и невымышленных. Сейчас мы начнем его читать. А также вы снова услышите музыку Э. Грига.

3. Первичное восприятие.

а). Комбинированное чтение.

1-ая часть – 1-ую половину читает учитель под негромко звучащую

музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Утро.

2-ую часть читают ученики.

2, 3, 4 (начало) части – чтение учениками.

4-ую часть (окончание) учитель читает под музыку Э. Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.

б). Беседа по прочитанному.

(Проверка первичного восприятия произведения.)

– Что взволновало вас больше всего при слушании рассказа? Почему?

– Когда Дагни поняла ценность подарка, который сделал ей великий композитор?

– В чем ценность этого подарка?

4. Повторное чтение с анализом произведения.

а). Беседа с элементами выборочного чтения.

– Что делал Григ в лесу?

– Зачем он так часто приходил в лес?

– Найдите в тексте и прочтите описание осеннего леса.

Отметьте в тексте опорные слова.

б) Построение словесной модели.

Осенний лес.

грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев

– Почему Паустовский так красиво описывает этот край.

в). Работа с пословицей.

“Каждому свой край сладок”.

  • Прочитайте пословицу.
  • Как вы понимаете её смысл?

г). Беседа.

– С кем встретился в лесу Григ?

– Что делала в лесу Дагни?

– Что пообещал Григ девочке?

– Почему он решил сделать ей подарок?

– Почему не захотел сделать его сразу?

– Когда же Дагни должна получить подарок?

– В каком городе Григ писал музыку для Дагни?

– Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?

– Зачем в рассказ включено это красивое описание?

д). Выборочное чтение.

– Прочитайте, как выглядел дом композитора.

Отметьте в тексте опорные слова.

е). Составление словесной модели.

Дом композитора.

жилище
ковры
портьеры
мягкая мебель
диван
рояль

ж). Беседа с элементами выборочного чтения.

– Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?

– Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни?

– Был ли композитор счастлив, когда писал музыку? Почему?

з). Пересказ 3– ей части.

Расскажите, как спустя 10-ть лет Дагни оказалась в Бергене?

и). Беседа с элементами выборочного чтения.

– Прочитайте, куда любила ходить Дагни в городе?

– Почему она плакала после театрального представления?

– Как Дагни оказалась на концерте?

– Что произошло на концерте? Прочитайте.

– Почему Дагни плакала?

5. Итог урока.

– Что открыла для себя Дагни на концерте?

– Обиделась ли она на композитора за то, что ей пришлось ждать свой подарок десять лет?

– О чем этот рассказ?

6. Домашнее задание.

а). Придумать другое название для этого рассказа.
б). Нарисовать графическую модель по содержанию текста. Составить план.
в). Нарисовать осенний лес.
г). Подготовиться к чтению текста по ролям.
д). Подготовить пересказ текста.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”.

2 урок.

Цели:

  1. Организовать аналитическое восприятие частей рассказа.
  2. Развивать творческое воображение учащихся через слово, музыку, живопись.
  3. Формировать навык выразительного чтения и умение формулировать идею произведения.

Оборудование: портрет Э. Грига, иллюстрация с видом горного леса, аудиозапись Э. Григ “Пер Гюнт”, рисунки учащихся.

План доски на начало урока. Приложение 2.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

а). Беседа.

  • Какое произведение, какого автора вы читали дома?
  • Как бы вы назвали этот рассказ по-другому? Почему?
  • На сколько частей вы разделили рассказ?

б). Построение графической модели по содержанию текста на доске.

Составление плана.

img2.JPG (4297 bytes)

  • Как озаглавили части?

Выбор наиболее удачных названий частей.

План:

  1. Встреча в осеннем лесу.
  2. В доме Эдварда Грига.
  3. В гостях.
  4. Долгожданный подарок.

3. Повторное чтение с анализом произведения.

1 часть.

а). Беседа с элементами пересказа.

  • Что делал Григ в лесу?
  • Зачем он приходил в лес не однажды?

(Григ любил природу. Его вдохновляла красота природы.)

– Используя словесную модель, составленную на прошлом уроке, расскажите, как выглядел осенний лес в Норвегии.

Осенний лес.

грибной воздух
шум прибоя
зеленые пряди мха
веселое эхо
золото листьев

  • Какими красками нарисован лес?
  • Какие звуки наполняют его? Какие запахи?

б). Работа с выставкой рисунков.

  • Какой осенний пейзаж наиболее соответствует лесу, описанному К. Паустовским? Почему?

в). Чтение по ролям.

  • Кого встретил Эдвард Григ в лесу?
  • Зачем пришла в лес Дагни?

– Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между композитором Эдвардом Григом и дочерью лесника.

г). Беседа по иллюстрации учебника.

  • Какой эпизод изображен на иллюстрации учебника?
  • О чем говорили Григ и Дагни?
  • Что в их разговоре самое главное?
  • Почему Григу захотелось сделать Дагни подарок?

д). Вычитывание подтекста. Фантазия с опорой на иллюстрацию.

(Она мала, но трудолюбива. Тащит домой тяжелую корзину с шишками.

Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме и игрушках.

Она мила. У нее большие, как у куклы, глаза с зелеными зрачками. Тихий от смущения голос.

Она чуткая. Нежно думает о старом дедушке, сочувствует ему.)

е). Формулировка вывода.

– Дагни имеет доброе сердце, умеет думать о других. Именно поэтому Григу захотелось сделать ей подарок.

ж). Беседа.

  • Почему Григ отсрочил вручение подарка, ведь подарок всегда ждешь с нетерпением?

Дополнение учителя к ответам учащихся:

– Подарки материальные – вещи, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку. Поэтому композитор обещает подарить свой подарок позже.

  • Когда Григ обещает подарить его?
  • Сколько лет будет тогда Дагни?

2 часть.

з). Беседа с элементами выборочного чтения.

  • В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон?
  • Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене?
  • Чем это место в рассказе похоже на стихи?

(Писатель очеловечивает неживое.)

– Зачем Паустовский включил красивое описание зимнего города в свой рассказ?

(Композитору всегда важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей обстановке. Ведь в своих произведениях он отражает окружающую жизнь.)

и). Выборочный пересказ.

  • Опираясь на модель, опишите, как выглядел дом композитора.

Дом композитора.

жилище
ковры
мягкая мебель
портьеры
диван
рояль

к). Выборочное чтение.

  • Прочитайте, кого видел Григ, когда писал музыку?
  • Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? Прочитайте.
  • Был ли композитор счастлив в момент написания этой музыки?
  • В чем Эдвард Григ видел свое счастье?

(Григ отдавал людям свою музыку, талант, любовь к жизни. И этим он был счастлив.)

л). Работа с пословицей.

“Не тот живет больше, кто живет дольше”.

  • Прочитайте пословицу.
  • Как вы понимаете ее смысл?
  • Можно ли соотнести эту пословицу с жизнью и творчеством Эдварда Грига?

3 часть.

м). Пересказ.

  • Расскажите, как Дагни спустя 10 лет оказалась в Бергене?

4 часть.

н). Беседа с элементами выборочного чтения.

  • Куда любила ходить Дагни в городе?
  • Почему она плакала после театральных спектаклей?

(Дагни осталась такой же чуткой, милой и впечатлительной как в детстве.)

  • Как Дагни оказалась на концерте?

о). Выборочное чтение. Моделирование настроения главного героя.

  • С каким настроением Дагни собиралась на концерт? Нарисуйте.
  • Какое чудо произошло во время концерта? Прочитайте.
  • Как изменилось настроение девушки? Нарисуйте.
  • Что услышала Дагни в посвященной ей музыке?

п). Выразительное чтение части рассказа с описанием музыкального произведения Э. Грига под фонограмму Э.Григ “Пер Гюнт”: Танец Анитры.

  • Какие чувства испытывала девушка, когда звучала музыка? Нарисуйте.

р). Беседа.

  • Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига?

(Это слезы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств. Кроме того, Дагни жаль, что Григ уже умер, и она не сможет поблагодарить его за чудесный подарок.)

  • Понравилась ли музыка Грига другим слушателям? Докажите примерами из текста.
  • Почему аплодисменты раздались сначала медленно, а потом, разрастаясь, загремели?

(Люди были под впечатлением от услышанной музыки. Они не могли сразу разрушить аплодисментами воцарившуюся атмосферу.)

4. Итог урока.

а). Обобщающая беседа.

  • Как вы понимаете: счастливый или нет конец у этого рассказа?
  • Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая музыку Эдварда Грига?

(“Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек”.)

  • О чем же прочитанный рассказ?

(О красоте мира и человека, о том, как прекрасно искусство, отражающее жизнь.)

б). На уроке звучала музыка Эдварда Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

в) Выставление оценок.