Использование психологических приемов и технологий в работе с детьми в условиях группы продленного дня

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время учителя и воспитатели современной школы понимают, что без использования психологических знаний, без опоры на достижения современной психологической науки невозможно успешно осуществлять учебный, воспитательный и развивающий процесс.

Обучение в Институте Психологии и Педагогики помогает мне, воспитателю ГПД, решать поставленные задачи.

Большую практическую помощь в работе оказывает книга Н.П. Локаловой “120 уроков психологического развития младших школьников”, в которой представлена психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1–4-х классов.

Эта программа помогает повысить общий уровень психологического развития (речь, анализ, синтез, самоконтроль), формирует такие качества и умения, которые способствуют лучшему усвоению школьниками учебного программного материала, развивает мотивационно-личностную сферу, сенсорную сферу, создаёт положительный эмоциональный фон через подвижные игры, спортивные упражнения и игровые задания.

Стимулирующее воздействие на психическую деятельность физических упражнений, подвижных игр и движений известно давно.

Под их влиянием увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы, возрастает уровень работоспособности.

В своей работе я использую отдельные развивающие игры, упражнения, тренинги комфортного общения.

Для создания положительного эмоционального фона в группе продлённого дня я провожу следующие упражнения:

  1. Упражнение “Улыбнись!”
  2. Упражнение “Давай познакомимся!”
  3. Упражнение “Скажите добрые слова друг другу”.
  4. Упражнение “Азбука хороших слов”

(Дети называют добрые, ласковые, вежливые слова на заданную букву.)

(Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”).

На прогулке воспитанники любят участвовать в тренингах комфортного общения.

  1. “Скажи комплимент...”
  2. “Доброе пожелание”.
  3. “Доверие”.
  4. “Поменяйтесь местами те, кто...”

(Родился зимой, у кого есть сестра, у кого серые глаза, те, кто летал на самолёте и т.д.) и др.

Разыгрываем ситуации, которые учат детей взаимодействию друг с другом, с родителями, взрослыми.

  1. Ситуация “Хочу и буду...”
  2. Ситуация “Меня обижают...”
  3. Ситуация “Я в школу не пойду!” и др.

В свободное время дети с удовольствием играют в полюбившиеся игры.

“Письмо инопланетянина”.

  1. “Аналогии”.
  2. “Выбери главное”.
  3. “Часть – целое”.
  4. “Раздели на группы”.
  5. “Волшебники” и др.

(Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”)

В период переходного возраста (ранний подростковый возраст 10–11 лет) в детском коллективе обостряются проблемы девиантного поведения. Причины отклонений в поведении детей могут быть разными: личностные индивидуальные особенности ребёнка; нарушения в сфере общения; непринятие ребёнка детским коллективом; проблемы в семье; неуспеваемость в учёбе; конфликтные отношения с учителем и др.

Наблюдения за детьми, диагностическое обследование, индивидуальный подход к ребёнку, беседы, игры, тренинги, совместная деятельность, консультации родителей помогают детям преодолевать возникающие проблемы.

С целью изучения эмоционального состояния и наличия агрессивности в нашей группе была проведена диагностика (методика “Кактус”) (М.А. Памфиловой).

Обследование дало интересные результаты:

22 человека принимали участие

9 человек (признаки агрессивности)

17 человек (признаки демонстративности, стремление к лидерству) 9 человек (дистанцированность от семьи, стремление к самостоятельности)
5 девочек (оборонительный ответный характер) 4 мальчика (нарушение общения, изгои)

 Целью другого диагностического задания “Кто я?” было донести до детей идею их уникальности, отличие одних людей от других. Задание вызвало большой интерес у детей. Оказалось, совсем непросто написать 10 слов – эпитетов о себе, дать характеристику другому человеку или представить себе мнение родителей о своём ребёнке. Не все дети справились с этим заданием. Для некоторых было откровением узнать о себе мнение других детей.

Схожие цели преследует игра “Зеркало”, где дети становятся правдивым зеркалом и говорят ребятам об их достоинствах и недостатках.

Использование психолого-диагностических приёмов и технологий в работе с детьми в условиях ГПД дополняет процесс полноценного развития ребёнка, развивает способность выражать свои чувства, своё мнение, отстаивать свою позицию, укрепляет дружбу и взаимопонимание, формирует позитивное восприятие воспитанниками окружающего мира, создаёт в группе положительный эмоциональный фон.