Урок окружающего мира (конспект + презентация) по теме "Животное — живой организм"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Показать разнообразие мира Земли, роль животных в природе;
  2. Научить классифицировать животных на позвоночных и беспозвоночных, одноклеточных и многоклеточных;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, к миру животных.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.

В ярком платье модница,
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает. (Бабочка)

Маленькая, легенькая.
А за хвост не поднимешь. (Ящерица)

По реке плывет бревно –
Ох и злющее оно.
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (Крокодил)

Шелестя, шурша травой,
Ползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)

Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)

– Назовите одним словом все эти существа. (Животные.).

– Действительно, мы сегодня поговорим о животных.

3. Введение новой темы

– Как вы думаете, животные-живые организмы? (Слайд 3. См. Приложение 1)

(Выслушиваются ответы детей.)

Дети делают вывод: Животные – живые организмы, потому что они дышат, питаются, передвигаются, размножаются.

– Как вы думаете, животные – это часть природы?

(Выслушиваются ответы детей.)

а) Работа с учебником

– Правы мы или нет, мы узнаем, прочитав учебник на стр.62. (Слайд 4)

Обсуждение вопроса “Может ли природа существовать без животных?”.

– Как вы думаете, есть ли взаимосвязь между листьями березы, лосем и волком? (Слайд 5)

Знакомство с понятием “Цепь питания”.

– Объясните цепь питания в цепочке: гусеница-птица-зверь.

Прочитайте вывод на стр.63 учебника.

б) Работа в парах.

– Попробуйте составить цепи питания из предложенных вариантов. (Слайд 7)

(Выслушиваются ответы групп.)

в) Показ презентации

– Кто знает, что означает слово “Фауна”? (Слайд 8)

– Всех животных можно разделить на две группы: одноклеточные и многоклеточные.

Группа одноклеточных немногочисленная, в нее входят “инфузория туфелька”, “амеба”.

Одноклеточные очень малы, их можно увидеть только с помощью микроскопа.

Группа многоклеточных очень большая и разнообразная, в нее входят практически все, живущие на Земле живые организмы.

Многоклеточные животные делятся на две большие группы: беспозвоночные и позвоночные. (Слайд 9)

– Как вы думаете, какие животные относятся к беспозвоночным?

(Выслушиваются ответы детей.)

Показ слайда 9.

В группу беспозвоночных входят:

Иглокожие – это морские звезды и морские ежи (Слайд 11)
Моллюски – улитки, осьминоги, каракатицы. (Слайд 10)
Черви – дождевые черви и многоножки. (Слайд 12)
Членистоногие – раки, крабы (Слайд 13)

– А для чего животным нужен позвоночник?

(Выслушиваются ответы детей.)

Делается вывод о том, что позвоночник необходим, чтобы держать осанку, лучше передвигаться, для работы конечностей.

В группу позвоночных входят:

Рыбы (Слайд 15)
Птицы (Слайд 16)
Млекопитающие (Слайд 17)

4. Итог урока

– На какие группы делятся все животные?
– На какие виды можно разделить многоклеточных?
– Как связаны между собой все животные?

Чтение стихотворения Бориса Заходера “Про всех на свете заранее подготовленными детьми”

Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!

Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мед
И кто делает яд.

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то
Не очень дружны-
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-то
Лишним покажется,
То это, конечно.
Ошибкой окажется.