Сценарий урока по русскому языку "Односоставные предложения с главным членом — сказуемым"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Развивать навыки монологической и диалогической речи. Использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Совершенствовать умения и навыки создания текстов. (Написание сочинений.)
  2. Различать односоставные и двусоставные предложения. Находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям, работать с синонимичными предложениями. Использовать односоставные предложения в разных стилях речи. Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.
  3. Соблюдать нормы речевого поведения на уроке.

Оборудование:

  1. Обучающие тесты 1,2.
  2. Тесты для самостоятельной работы (1 и 2 вариант)
  3. Задания 1, 2, 3
  4. Презентация к уроку.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Техническое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер.

Урок рассчитан на 2 учебных часа. На этом уроке присутствовали администрация школы, учителя русского языка и литературы, учителя-предметники. Обычно открытые уроки даются в “сильных” классах. Представленный урок был проведён в “очень слабом” классе. Мне, как учителю, важно помогать преодолевать трудности в обучении всем учащимся и видеть результаты своего труда в каждом ученике.

Ход урока

1. Организационный момент

(Проверка готовности учащихся к уроку.)

Учитель: Ребята, проверьте свою готовность к уроку. А теперь внимание на экран. Вы видите зимний пейзаж. (Слайд 2. См. Приложение 2) Холодно? Покажите как. А сейчас вы кого видите? (Слайд 3)

Ученики: Это мы! (Все смеются.)

Учитель: У вас хорошее настроение?

Ученики: Да!

Учитель: Вот с таким хорошим настроением мы приступаем к работе.

2. Самоопределение к деятельности

Учитель: Посмотрите, какие дополнительные материалы находятся у вас на столе. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Ученики: Односоставные предложения.

Учитель: Просто односоставные предложения?

Ученики: Односоставные предложения с главным членом предложения – сказуемым.

Учитель: Открываем тетради, записываем дату и тему урока. (Слайд 4)

А чем, как вы думаете, мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ученики: Отрабатывать умения и навыки по определению типов односоставных предложений.

Учитель: Зачем? Какие умения и навыки вы приобретёте? Я понимаю, что на эти вопросы ответить трудно. Вернёмся к ним в конце урока.

3. Актуализация знаний и мотивация

Учитель: Продолжаем урок. Работаем в группах. Выбираем организатора группы, выступающих. (Слайд 5)

Учащиеся готовятся работать в группах.

Учитель: Вижу, что все вы готовы работать. Перед вами обучающий тест 1. (Приложение 1). Начинаем работу. (Учитель наблюдает за работой учащихся.) Работа завершена. Предлагаю представителям групп выйти к доске и зафиксировать полученные результаты. Записываем результаты на доске. Сравниваем их с результатами на экране. (Слайд 6)

Учитель: Трудно ли было определять тип односоставных предложений?

Что именно трудно? (Запись мнений учащихся на доске.)

Ученики: Мало отработанное правило. Трудное правило. Волнение. Слабое знание правил.

Учитель: Как вы думаете, что мы можем сделать (что в наших силах) для решения возникшей проблемы?

Ученики: Повторить хорошо правило.

Учитель: Повторим правило об односоставных предложениях с главным членом предложения – сказуемым.

Учитель: Мы повторили теоретические сведения об односоставных предложениях, переходим к практической работе. (Слайд 7)

4. Тренировочные упражнения

Учитель: Перед вами, ребята, листы с заданием 1 (Приложение 2). Ваша задача напротив каждого предложения написать, какое оно, двусоставное или односоставное. Если односоставное, указать его тип. Работаем в парах. (Учитель выступает в роли помощника-консультанта.) Работа завершена. Сравниваем итоги работы с результатами на экране. (Слайд 8)

Ребята, трудно ли было работать с данным заданием?

Ученики: (Разные ответы учащихся).

Учитель: Какой тип простого односоставного предложения определить труднее всего? (Слайд 9)

Ученики: Безличное.

Учитель: Повторим еще раз правило о безличном предложении. (Идёт повторение правила).

Учитель: Продолжаем урок и работаем с учебником, открываем страницу 102. Работа с учебником. Упр. 229, п.2.3. (Приложение 3). (Слайд 10). Переделаем двусоставные предложения в синонимичные безличные. Запишем их. Работаем по образцу.

Ученики: (Работают с упражнением учебника.)

Учитель: Проверяем задание по цепочке. Начинаем с первого ряда.

Учитель: Ребята, мы плодотворно поработали, отдохнём? Хорошо! Минутка отдыха. Ребята, мне хочется, чтобы вы были героями дня не только на уроке, но и на экране. Смотрим на экран. (Слайд 11). (Высвечивается фотография класса на празднике “День здоровья”).

Ученики: Это мы! (Все смеются).

Учитель: Посмотрели? Отдохнули?

Ученики: Да!

Учитель: Замечательно. Продолжаем работу. Работа с обучающим тестом 2. (Приложение 4). Устно. Работа по цепочке. Начинаем со второго ряда. (Обоснование: слабый класс, медленный темп работы с тестом. Цель: попутное повторение орфографии с целью отработки орфографической грамотности, отработка навыков определения двусоставных и односоставных предложений.) (Слайд 12).

Отрабатываем пункт 4 теста, определяем типы простых предложений в составе сложного. (Цель: отрабатывать пунктуационные навыки в сложном предложении.) (Слайд 13).

Ребята, мы работали с тестами, сейчас поработаем с текстом. На столе у вас находится задание 2. (Приложение 5). Как оно называется? (Слайд 14).

Ученики: Капризы природы.

Учитель: Работаем с текстом по предложенному плану. (Цель: продолжить отрабатывать навыки работы с текстом.) (Слайд 15). Работа закончена. Начинаем проверку с третьего ряда.

А сейчас работаем над характеристикой предложения. (Слайд 16).

Сегодня мы должны доработать характеристику предложения. Необходимо что-то дописать. Что? Куда?

Если есть гипотезы, записать на доске или проговорить вслух.

Ученики: Дописать двусоставное или односоставное, определить тип односоставных предложений.

Учитель: (Слайд 17). Перечислим еще раз типы односоставных предложений с главным членом предложения – сказуемым и приступим к выполнению самостоятельной работы. Перед вами тесты 1 и 2 вариант. (Приложения 6, 7). (Слайд 18).

5. Самостоятельная работа

Выполнение теста 1, 2 вариант.

(Цель: проверка умения работать с тестом, определение типа односоставного предложения.)

Учитель: Работа закончена, сдаем тесты. Минута отдыха для глаз. Перед вами листы с заданием 3. (Приложение 8). (Слайды 19 – 22).

Ваша задача – написать сочинение – миниатюру по данному началу. (Дописать пять-шесть предложений. По мере необходимости использовать односоставные предложения.) Цель: Развитие творческих способностей, умения письменно оформлять свои мысли.

Учитель: Сочинения написаны. Кто хочет прочитать?

Ученик:

Утро

Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть ветерка. Вдруг в дверь постучались. Быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге – мои друзья. В руках держат удочки. Завтракаем легко – и в путь!

6. Обобщение изученного материала

Учитель: Ребята, попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: “Какие умения и навыки вы приобрели?”

Ученики: Мы тщательно повторили правило об односоставных членах предложения с главным членом предложения – сказуемым.

Особое внимание уделили односоставным безличным предложениям. На протяжении урока отрабатывали навыки определения односоставных типов предложений.

Мы и раньше работали с тестами, сегодня продолжили отрабатывать навыки, работая с тестами разного содержания.

Работали над элементами лингвистического анализа, отрабатывали характеристику предложения. Написали сочинение, в котором попытались использовать односоставные предложения.

Продолжали овладевать приёмами диалогической речи.

Литература

  1. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебник для 8 класса средней школы.– М.: Просвещение, 2007.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. М: Просвещение, 2003.
  3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера 2004.
  4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2004.