Урок-конференция "Без любви и сострадания нет человека" (по рассказам Л.Улицкой)

Разделы: Литература


Ход урока

Учитель: Наш урок необычный. Необычность его заключается в том, что мы откроем для себя нового автора – Людмилу Евгеньевну Улицкую. Творчество её только изучается, а литературные критики уже называют её лучшим автором современности, поэтому мы с вами первооткрыватели, первопроходцы. Анализируя её рассказы, вы будете полагаться на свой читательский, жизненный опыт. Людмилу Евгеньевну интересуют не проблемы и идеи, явления, а собственно человек в соприкосновении с идеями, проблемами и прочим. Направление её интереса – это человек. Проблемы человечности, совести, сострадания, смысла человеческого бытия – ведущие. Поэтому тему нашего урока я бы назвала так: “Без любви и сострадания нет человека” (Слова записаны на доске).

Есть ещё одна необычность, но о ней чуть позже.

Людмила Евгеньевна ныне здравствующий писатель. Давайте сейчас представим её автобиографический портрет. Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве писателя?

(Ученики представляют автобиографический портрет Улицкой.)

Ученик (индивидуальное задание). Л. Улицкая – обладатель премии Буккера 1997 г.(справка о премии – прилагается).

Ученик (инд. задание) Представляет компьютерную презентацию, подводящую итог всему сказанному.

Учитель: Ещё одна необычность. Сегодня вы будете работать в группах с моими коллегами, а для вас – партнёрами (приглашаются присутствующие педагоги).

Чтобы познакомиться, снять напряжение и стать чуть ближе друг к другу, предлагаю провести психологическую игру (Звучит тихая музыка. Группы сидят за столом, взявшись за руки и образуя круг. Первый называет своё имя и со словами: “У нас сегодня всё получится” – протягивает руку соседу, который произносит услышанное имя, своё имя и ту же фразу. И так до последнего человека в своей группе ).

Зрители вовлекаются в работу, получив конверты по количеству групп для их оценивания жетонами в течение всех этапов. Красный “отлично”, зелёный – “хорошо”, синий – “удовлетворительно” ).

Учитель: Начинаем работу. Каждая группа работает со своим рассказом: 1 группа – “Перловый суп”, 2 группа – “Бедные родственники”, 3 группа – “Бронька”, 4 группа – “Генеле-сумочница”, 5 группа – аналитическая. Задания (прилагаются) лежат у вас на столе. Это план ответа. Вы можете менять последовательность вопросов, а также добавлять свои, задавать вопросы другой группе и участвовать в обсуждении других рассказов. Время для работы по вопросам – 15 минут.

Работа в группах

Рассказ “Перловый суп” (вопросы прилагаются).

Тезисы ответов группы

– Жанр – рассказ в рассказе. Это горькие и светлые воспоминания о детстве, о маме, не жалеющей сердечного тепла для других. .В рассказе три микросюжета, всплывающих в памяти. Композиционно рассказ делится на три части. Показана точка зрения взрослого (рассказчика, от лица которого ведётся повествование) и ребёнка (детский взгляд на мир).

– Смысл заголовка – это 3 эпизода из детства.

– Характеристика перлового супа – простая дешёвая крупа в умелых руках Марины Борисовны превращалась в лучшее кулинарное блюдо, которое любили все соседи по коммуналке.

– Марина Борисовна учила дочь состраданию, любви, милосердию. Девочка приобретала духовный опыт.

– Это жалкие, безропотные, больные люди, но с чувством собственного достоинства.

– Перловый суп для героев был не только едой, но и проверкой на человечность.

– Надежда Ивановна обратилась именно к Марине Борисовне, зная о её чутком сердце. Совместная трапеза – это единение в горе, разделение боли утраты. Молчаливое сопереживание помогло Надежде Ивановне собраться с силами.

– Это яркие картины детства. Они открывали девочке мир такой непростой и сложной жизни.

– Сострадания, сопереживания, умение быть рядом с человеком, которому требуется помощь и участие.

– Помятый котелок; “ха-ха-ха” – отец раздражённо дёрнул за руку, потому что могли услышать; город “почистили”.

– Тихая печаль, скорбь, воспоминания о маме самые тёплые. Может быть, упрёк себе: почему “перловый суп я никогда не варю”?

Вывод: Девочка увидела реальную жизнь без прикрас. Поняла, что люди, окружающие её, могут быть унижены своим социальным положением, но при этом сохраняют своё человеческое достоинство, умеют быть благодарными. Другие, такие, как погорелица-попрошайка, злые, алчные, нечистые на руку, спекулируют на доверии. Третьи, как Марина Борисовна, способны сочувствовать горю любого человека. Проверкой на человечность во всех этих эпизодах стал перловый суп.

Учитель: Чтобы полнее представить быт коммунальных квартир, ученик даёт справку-презентацию “Коммунальная квартира” (прилагается).

 Рассказ “Бедные родственники” (вопросы прилагаются)

Тезисы ответов группы

– “Стеснялась своей бедности и слабоумия”, “Избыточно и фальшиво говорила”, “Была весёлая и живая барышня”, “Глупо накрашенная”, “На губы натянута зачаточная улыбка”, комната на Пятницкой “как какая-то лавка старьёвщика”.

– “Приветливо и величественно пропустила”, “подробности, предназначенные для более значительных собеседников”, “спохватилась, что всего этого Асе знать вовсе не надо”, “спросила вежливо и незаинтересованно”, “спохватилась, что много времени даром потратила”, “с оттенком торжественности вручила”, “муж кисло хмыкнул, недождавшись ответа, ушёл”.

Анна Марковна снисходительно, с ощущением выполненного родственного долга. Ася чистосердечно и старательно. “Она по-детски краснела и сутулилась…”, “испытав облегчение, слегка унижающее её искреннюю любовь и безмерное почтение”. Ася – искренний и открытый человек. Она умеет ценить добро.

– “Наша полоумная родственница сияла”. Доброе, чуткое сердце у Аси.

– Снисходительное, дежурное, равнодушное…

– В жизни Ирины Михайловны, родителей, её дочери всё было достойно и правильно: старики умирали в преклонном возрасте, взрослые были здоровыми и трудолюбивыми, а дети послушными, но чего-то не хватало. Души, настоящих человеческих чувств, потрясений, которые закаляют, развивают духовный мир человека .Может быть, речь идёт о бедности духа?

Рассказ “Бронька” (вопросы прилагаются)

Тезисы ответов группы

– Это рассказ в рассказе.

– История жизни Броньки ведётся от лица автора, узнавшего её от Анны Марковны и Броньки.

– До войны Симку “прибило” в московский двор; управляющий – доносчик; перед войной она работала в наркомздраве. После войны: 47 год, Броньке 12 лет; раздельное обучение; на фотографии все в перешитом, перелицованном; дети мелкие, недокормленные. Новое время: переезд в трёхкомнатную квартиру; Москва расстраивается; заканчивались последние остатки провинциальной Москвы

– Тень недовольства своей жизнью, неловкости за своё полное и заслуженное благополучие – с одной стороны, и с другой – “ошеломлённо и с тонкой неприязнью слушала: не должно было быть у этой маленькой бывшей потаскушки, посмешища своего двора таких сложных чувств и переживаний”. Ирина Михайловна несла в себе какое-то глубокое и горькое изменение и никак не могла понять, что же произошло. Её собственная жизнь оказалась вдруг обесцененной, обесцвеченной, хоты всё было достойно и правильно. Нелепая и дикая зависть к Броньке зашевелилась всего на одну минуту. Почему? Наверное, потому, что изменение требует больших душевных затрат, а ей хотелось тихой жизни без взлётов и падений.

– Проблема внутреннего мира человека, его нравственных ценностей, верности, материнского долга, самоотверженности, преданности, проблема памяти, красоты человеческой души и отношений.

Рассказ “Генеле-сумочница” (вопросы прилагаются)

Тезисы ответов группы

– Личная тайна – один из любимых мотивов Улицкой…

– Сумочница– торговка, несколько пренебрежительное.

– …Маленькая, белокудрявая, говорила подпорченные комплименты, получила прозвище из-за сумки, с корой никогда не расставалась… Жизнь сумки… Несмотря на мизерную пенсию, вела себя с достоинством богатой родственницы. Давала уроки разумного ведения хозяйства. Её бедность несла монашески-радостный оттенок…

– Выполняла функцию “некоего цемента, не позволяющего семье окончательно распасться”. Хранительница, глава рода.

– Неравнодушие, сопричастность ко всему: следила за чистотой в скверике, никогда не жаловалась, вела себя с достоинством богатой родственницы.

– Близким по духу ей человеком была её любимица Галя.

– Обладая, большой душевной чуткостью, дальновидностью и житейской мудростью, она уберегла души родственников от скандалов, раздора при делении фамильной драгоценности.

Аналитическая группа

Тезисы ответов группы

– Литературный портрет Улицкой ( см. приложение)

– Рассказы имеют социальную направленность. Проблематика рассказов: 1. Предназначения человека, жизни и смерти. 2. Милосердия и сострадания. 3. Любви и самопожертвования. 4. Семейных ценностей, преемственности поколений. 5. Проблема дома как социального устройства общества. 6. Проблема маленького человека. 7. Проблема памяти.

– Излюбленный композиционный приём – рассказ в рассказе. Имена и прозвища выносятся в заголовки. Иногда кажется, что автор уводит от сути, и от того, насколько ты, читатель, глубок, насколько развит твой мир, зависит понимание и восприятие текста. Длинные описания предысторий, редкие диалоги, кульминация и развязка практически происходят одновременно (“Генеле-сумочница”, “Бедные родственники”).

– Деталь становится частью характеристики героя. Мир вещей одушевляется

(Сумка Генеле проживает не менее сложную жизнь, чем её хозяйка: “брюхатая сначала седела, темнела”; перловый суп испытывает героев на человечность; перина, как соболья шуба; половая тряпка и перина были предметом гордости Симки…). Время: довоенное, послевоенное, новое до начала 1990г. Временные детали встречаются в портретных характеристиках: “Бедные родственники” – КЖГС; “Перловый суп” – памятный солдатский котелок, три “Х”; фотографии 1947 г., возвращающие в прошлое своей любви и голодного бедного детства. Место действия: коммунальные московские квартиры, московские дворики (окраины), пространство ограничено, герои редко выходят за пределы своей территории.

– Изображаются индивидуальные судьбы. Её героини – женщины с трудной судьбой, с плохо налаженным бытом, бедны, но богаты духовно. Описывается повседневная реальность, где люди встречаются и расстаются, живут и умирают. Проходя через трудности, они открывают мир чувств и страстей. Просветлённый и трепетный настрой души героинь (Броньки, Марины Борисовны, Генеле, Аси) в бедности и болезни ощущают себя причастными к тому вечному плану существования, который не зависит от положения в обществе и материального достатка. Даже самому счастливому человеку нужно познать всё: одиночество, болезни. Для того, чтобы жить, требуется огромное мужество. Высшая мудрость, по мнению Улицкой: научиться верить в лучшее, уметь смириться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью.

Одним из средств создания образа является ирония, с помощью которой передаётся скрытое авторское отношение, ирония, замешенная на любви.

Л. Улицкая не обладает проповедническим пылом.

Учитель: Готовясь к уроку, я для себя открыла песню в исполнении Жанны Бичевской на стихи В.Сергеева. Мне кажется, что она хорошо вписывается в наш разговор. (Звучит песня “Мы лишь на миг приходим в этот мир” ).

Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”

Подведение итогов работы групп

(Рефлексия: обмен впечатлениями, оценивание работы групп зрителями.)

Домашнее задание

(Сочинение-рассуждение «Как тема “маленького человека”», заявленная в русской классической литературе, получила развитие в творчестве Людмилы Улицкой”). Комментарии прилагаются.

Приложение 1, Приложение 2