Диагностика в работе учителя математики

Разделы: Математика


К окончанию начальной школы ребенок имеет определенный уровень развития всех интеллектуальных способностей. Но результаты работы показывают, что уровень развития логического мышления у учащихся среднего звена низкий, дети невнимательны, у них плохо развита память. Следовательно, познавательные способности необходимо развивать (завершается интеллектуальное развитие подростков к 15 годам).  Это задача и учителя математики. Я предлагаю для использования в работе учителя диагностические методики  и упражнения для проведения тренингов.

Согласно В.А. Крутецкому  для успешного выполнения математической деятельности необходимо: активное, положительное отношение к математике, склонность заниматься ею, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность; ряд характерологических черт, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области. Сформированная мотивация учения является одним из основных условий, определяющих возможность усвоения необходимых знаний и умений.

Существует тесная связь между особенностями общения школьников с учителем и формированием у них положительных мотивов учения. Положительное отношение, доверие к учителю вызывают желание заниматься учебной деятельностью, способствуют формированию познавательного мотива учения, отрицательное отношение препятствует этому.
Если ребенок чувствует, что интересен учителю не только как ученик, а сам по себе, если видит, что учитель хочет его понять, у него формируется положительное отношение к учителю, при котором ребенок «принимает» учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним. Для  исследования уровня школьной мотивации учащихся к изучению математики можно использовать анкету, в основу которой взята методика изучения школьной мотивации Н.Г.Лускановой. (Приложение 1)

Способности человека помогают ему в освоении новых знаний, умений и навыков, без соответствующих условий способности могут просто не развиться. Математические способности человека могут никогда не развиться, если он не занимается математикой.

Математика – наука жизни, которая всецело и охватывает все психологические процессы и основана на их полной взаимосвязи.  Педагогическая практика сталкивается с тем, что дети существенно различаются друг от друга по таким характеристикам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, скорость мыслительной деятельности и т. д. Игнорирование природных особенностей приводит к тому, что многие учащиеся вынуждены обучаться в таких условиях, когда, например, темп прохождения учебного материала не соответствует их индивидуальным возможностям. Избежать подобных ошибок позволит изучение типа нервной системы ученика. (Приложение 2). Сравнительная характеристика разных типов нервной системы позволит эффективно выстроить учебный процесс. Успех деятельности учащихся зависит от того, насколько удалось им выработать и прочно овладеть компенсаторными приемами приспособления к требованиям деятельности. (Приложение 3)

Природа одарила каждого человека  способностью к познанию мира, в котором он родился. Психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей, называют познавательными процессами или познавательными способностями. К ним относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Известный русский психолог Б.М.Теплов  доказал, что успех в любом виде деятельности: в музыке, военном деле, математике зависит не только от специальных компонентов (например, в музыке – слух, чувство ритма), но и от общих особенностей внимания, памяти, интеллекта. Без достаточного объема памяти и концентрации внимания о высоком уровне логического мышления и способности делать верные умозаключения не может быть и речи. Диагностику  некоторых познавательных  способностей учащихся можно проводить и учителю математики.

Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности, особенно необходимо при обучении.  К.Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». «Управляя вниманием, – писал Л.С.Выготский, – мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера». Можно использовать различные диагностики  внимания. (Приложение 4)

Задачей любого педагога, как и родителей, является формирование у учащихся такого качества, как внимательность. Цель будет достигнута при проведении тренингов внимания. (Приложение 6)

Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Эльконин  Д.Б., характеризуя память подростков, писал, что она становится «мыслящей». Усиливается роль и удельный вес смыслового запоминания. Для того, чтобы школьники могли успешно учиться в среднем звене школы, у них должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Существуют различные методики для диагностики памяти.  Для того, чтобы подростки могли улучшить свою память можно рекомендовать им известные приемы запоминания, а   учителю – проведение  тренингов памяти. (Приложение 5)

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением. Нужно организовать деятельность каждого ученика так, чтобы она была ему под силу, не вызывала физической перегрузки, но в то же время чтобы он не бездельничал, приучался к разнообразной работе. Это позволит выработать у него стойкую привычку к разумной, эмоционально насыщенной деятельности, которая должна быть предварительно им продумана, спланирована и доведена до конца. Важно сформировать у него привычку к самоконтролю и самооценке своей деятельности, к творческому подходу к делу, когда ученик действует не по шаблону, а использует свой способ выполнения каждой работы. Тем самым у него формируется индивидуальный стиль работы. Мышление это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Особенно ярко индивидуальные особенности мышления школьника проявляются при работе с математическим материалом.  Для диагностики способности к обобщению можно использовать методику «Исключение лишнего», для определения  умения  выявлять существенные признаки математических понятий – методику «Выделение существенных признаков математических понятий». (Приложение 7)

Тренинги внимания, восприятия, мышления, памяти способствуют развитию всех личностных качеств подростков. Они получают навыки групповой работы, где так важна способность услышать другого, то есть происходит развитие коммуникативных способностей.

Наличие слабых способностей у учащихся не освобождает учителя от необходимости, насколько возможно, развивать способности этих учащихся в данной области. Вместе с тем стоит не менее важная задача – всемерно развивать его способности в той области, в которой он проявляет их. Нужно воспитывать способных и отбирать способных, при этом не забывая обо всех школьниках, всемерно поднимать общий уровень их подготовки.

Литература:

  1. Крутецкий В. А. Психология математических способностей, М., 1968.
  2. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, Ярославль «Академия развития», 1997.
  3. Чумаков И.В. Психологическая карта учащегося группы риска, Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
  4. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Развитие познавательных способностей, М., Просвещение, 2003.