Урок-семинар в 8-м классе на тему "Знаки препинания в простом предложении"

Разделы: Русский язык


Цель урока-семинара:

  • Привести в систему полученные учащимися в течение учебного года теоретические сведения, практические умения и навыки.
  • Учить ребят самостоятельно обобщать полученные знания.

Оборудование: "Толковый словарь русского языка" (под редакцией Ожегова), мультимедийный проектор, экран, карточки-таблицы с материалами о постановке знаков препинания в простом предложении, схемы грамматического разбора.

Запись плана проведения семинара:

I. Вступительное слово.

Словарная работа.

II. Семинарское занятие.

1. Тире в простом предложении.

2. Запятая при однородных членах, вводных словах, обращении, при прямой речи.

3. Запятая при обособленных членах предложения.

4. Двоеточие в простом предложении.

5. Тест.

III. Заключение по уроку.

5. В кармашках для словарной работы слова "семинар", "семинарский".

Опережающие задания: собрать материал и составить презентацию или карточку-таблицу на компьютере (случаи постановки знака препинания, примеры из художественного произведения) по темам:

  • "Тире в простом предложении"
  • "Запятая в простом предложении" (кроме случаев постановки запятой при обособленных членах предложения)
  • "Двоеточие в простом предложении"
  • "Случаи обособления определений"
  • "Обособленные приложения"
  • "Запятая при обособленных обстоятельствах"
  • "Уточняющие члены предложения"

Ход урока-семинара

I. Вступительное слово учителя. Оргмомент.

-Ребята, мы с вами закончили изучение синтаксиса простого предложения. Сегодня у нас последний, заключительный урок русского языка в этом учебном году, на котором мы должны будем вспомнить, восстановить в памяти основные правила постановки знаков препинания в простом предложении.

Обратите внимание на слова К.Г.Паустовского, записанные на доске. Кто хотел бы прочитать их?

"Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание"

"Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться"

- Как вы понимаете эти слова? Какой главный вывод можно сделать из прочитанного?

(В письменной речи для точной передачи смысла употребляются различные знаки препинания. Они, говоря словами писателя, "твердо держат текст, не дают ему рассыпаться". Поэтому правила постановки знаков препинания надо знать и умело ими пользоваться)

- Сегодняшний наш урок пройдет как урок-семинар, урок-практикум.

Что такое семинар? Слово это, ребята, латинского происхождения. Запишите: семинар, семинарский. Откройте толковые словари, найдите толкование слова.

(Один из учеников вслух читает словарную статью)

Задания учащимся:

1) произвести словообразовательный разбор слова "семинарский",

2) составить разного вида словосочетания

(семинарский < семинар (суффиксальный способ); семинарское занятие(согласование), провести семинар(управление), его семинар (примыкание)

-В каком значении употребляем мы сегодня это слово - урок-семинар?

Правильно, в первом.

II. Работа по теме.

1. -Обратите внимание, ребята, на план проведения семинара.

Начнем с повторения всех случаев постановки тире в простом предложении.

А) Ученик знакомит класс с составленной дома таблицей по этой теме. Затем ребята анализируют ответ: полно ли отражен данный вопрос в таблице, удачно ли подобраны примеры.

Б) - Сейчас запишем предложения, объясним, какому пункту в таблице соответствует каждое из них:

Скромность - одна из величайших черт русского народа. (К.Паустовский)

Зори вечерние - утренних я никогда не вижу - обливают золотом весь горизонт. (Гончаров)

И глаза, и лица, и голоса, и движение, и одежда, и воздух, и солнце - всё праздничное. (Толстой)

Задания к предложениям:

-По ходу работы - объяснение правописания подчеркнутых слов.

-Совпадает ли количество звуков и букв в слове "вечерние"? (букв 8, звуков 9)

-Назовите мягкие согласные в слове. ([в`, ч`, р`, н`, й`])

2. А сейчас вспомним случаи постановки запятой в простом предложении (кроме запятой при обособленных членах).

А) Ученик рассказывает по таблице.

Б) Запишем предложение для синтаксического разбора:

Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, на небе серенькие тучи: (А.С.Пушкин)

Задания к предложению:

  • синтаксический разбор предложения; разбирается с места методом комментированного чтения одним учеником, остальные в случае необходимости исправляют, дополняют его ответ;
  • объяснение правописания слов "песчаный", "сломанный"
  • словообразовательный анализ слова "косогор"

В) Двое учащихся работают у доски по карточкам (готовятся к ответам)

Карточка 1.

Напиши слова, раскрывая скобки.

(не) зачем те (же) самые
(по) пусту (не) смотря в глаза
по (мере) приближения как (бы)
(в) последствии (не) смотря на болезнь
(на) отмашь что (то)

Карточка 2.

Напиши слова, раскрывая скобки.

(по) прежнему (в) связи с непогодой
(в) течение суток вряд (ли)
(в) следствие дождей иметь (в) виду
(пол) день (по) одиночке
(по) ровну (пол) чайной ложки

Г) Задание остальным учащимся:

Вспомните, какую роль играют обращения в поэтической речи? (Обращения, выраженные неодушевленными существительными, служат одним из приемов олицетворения)

Вспомнить из известных произведений 2 обращения - олицетворения, записать эти предложения. (Например: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч:(Пушкин). Не шуми ты, рожь, спелым колосом (А.Кольцов)

Пока класс выполняет это задание, заслушиваются ответы учащихся у доски, потом зачитываются примеры на обращения-олицетворения.

3. Пришла очередь выслушать ваших одноклассников о случаях обособления определений, приложений, обстоятельств, уточняющих членов предложения.

А) Заранее подготовленные ученики выступают со своими сообщениями. Комментируются ответы.

Б) Объяснительный диктант

Был май, славный, веселый май, свежая, ярко-зеленая листва, рожденная им, миновала. Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. (М.Горький)

Задания к диктанту:

Объяснение правописания слов "ярко-зеленая", "рожденная"

У доски ученик делает морфологический разбор слова "в ущелье"

Устно определить части речи во 2 предложении.

Подчеркнуть слова с нулевым окончанием во 2 предложении (вполз, Уж, лег, узел).

Заслушивается ответ - морфологический разбор существительного "в ущелье"

В) Работа с мультимедийным проектором (устно).

Задание: найти и исправить ошибки в употреблении деепричастных и причастных оборотов.

Читая повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка", перед нами встает яркий образ предводителя народного восстания Е.Пугачева. Выехав в открытую степь, Гринева и Савельича застал буран. Представители многих стран, съехавшихся в Москву, приняли участие в работе конференции. Посеянное зерно в сухую землю долго не всходило.

4. -А теперь послушаем последнюю группу учащихся, которые расскажут нам о случаях постановки двоеточия в простом предложении.

А) Выслушиваются и комментируются ответы учащихся

Б) Написать сочинение-миниатюру, по возможности используя предложения с двоеточием, на одну из тем:

"Люблю грозу в начале мая"

"Гром грохочет:"

"На небе ни облачка:"

Темы проецируются через компьютер на экране.

Например,

На небе ни облачка:

Майское утро. Ярко светит солнце. Я кричу ему: "Здравствуй, солнце!" На небе ни облачка. Всюду жемчужины-росинки: и на траве, и на цветах, и на листьях деревьев.

Заслушиваются 2-3 работы.

-Ребята, а сейчас пришло время проверить свои знания на практике самостоятельно. Будете выполнять тест.

Листочки с заданиями теста раздаются учащимся.

Тест.

1 вариант.

1. Укажи грамматически правильное продолжение предложения.

Выполнив это задание,

А) необходимо обратить внимание на следующее.

Б) приступай к следующему.

В) необходимо быть внимательным.

Г) домашняя работа закончилась.

2. Укажи предложение, в котором на месте пропуска необходимо поставить тире.

А) Величайшее богатство народа _ его язык. (М.А.Шолохов)

Б) Сердце _ не камень.

В) Климат в этой местности _ мягок и необычайно полезен для организма человека.

Г) Снег за окном _ точно пуховое одеяло.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Впереди (1) за дорогой (2) блестевшей мелкой муравой (3) густая рожь (4) клонилась в ярком вечернем свете (5) лоснилась против солнца (6) уходив в небо. (И.А.Бунин.)

А) 2,3,4,5

Б) 1,2,3,5,6

В) 1,2,5,6

Г) 2,3,5,6

2 вариант.

1. Укажи грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь из отпуска домой,

А) мне взгрустнулось.

Б) мне было грустно.

В) я вспомнил о поездке в горы и загрустил.

Г) на меня нахлынули чудесные воспоминания.

2. Укажи предложение, в котором на месте пропуска необходимо поставить тире.

А) Время сейчас _ неясное и неспокойное.

Б) Деревья за окном _ словно таинственное незнакомцы.

В) Он искусный исполнитель народных песен.

Г) Отец Грина _ участник польского восстания.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ничего нет прекраснее (1) беспредельного широкого моря (2) залитого светом (3) и (4) голубого неба (5) полного тихих сияющих звезд. (В.К.Арсеньев)

А) 1,2,5

Б) 2,3,4,5

В) 1,2,5

Г) 2,3,5,

Учащиеся несколько минут работают, учитель проходит по рядам, следит за их работой.

Правильные ответы показываются на экране. Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют друг у друга работу и выставляют баллы.

III. Заключение по уроку. Оценки учащимся за подготовку домашнего задания, работу на уроке.