Открытый урок по русскому языку для 3-го класса. Тема: "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: упражнять в освоении способа действия для определения правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Задачи:

  • учить распознавать данные орфограммы и доказывать правильность своего выбора;
  • продолжать работу над предложением и текстом, над разбором слов по составу;
  • развивать начальные представления о словообразовании;
  • тренировать в грамотном написании словарных слов;
  • развивать речь, память, внимание, логическое мышление, творческую активность;
  • воспитывать умение работать самостоятельно, воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Оборудование:

  • картонные изображения яблок с буквами а, о, и, е, я;
  • деформированный текст (для работы в парах);
  • карточки (к игре <<Альпинисты>>).

I. Орг. момент.

Проверка готовности рабочих мест.

II. Словарная работа. Кроссворд.

<Рисунок 1>

Вопросы подготовлены заранее отдельными учащимися. [3]

Огородное растение с завивающимися в кочан листьями, которые употребляют в пищу. (Капуста).

Огородное растение с клубнями, богатыми крахмалом. Подземные клубни этого растения употребляются в пищу. (Картофель).

Кустарниковое ягодное растение с душистыми сладкими ягодами обычно красного цвета. (Малина).

Огородное растение со сладковатым корнеплодом удлиненной формы оранжевого цвета. (Морковь).

Яровой злак, зерна которого идут на корм лошадям, а также перерабатываются в крупу. (Овёс).

- Ребята, где вы взяли эту информацию? (Из БТС русского языка).

- Что можно сказать о словах - отгадках? (Это словарные слова).

III. Упражнения в написании слов с безударными гласными и парными согласными в корне.

1. Составление алгоритма рассуждения.

Какое слово было зашифровано? (Колос).

Данное слово будет являться словарным? (Нет).

А почему? (В нём две орфограммы: безударная гласная в корне слова и парная согласная в корне слова).

<Рисунок 2>

Давайте составим алгоритм рассуждения (к первой орфограмме).

Подобрать однокоренные слова.

Выделить корень.

Что такое корень? (Главная часть слова).

Подобрать проверочное слово.

Как? (Следует изменить форму числа проверяемого слова или подобрать к нему однокоренное слово так, чтобы безударный гласный корня был под ударением) - два способа проверки.

Алгоритм рассуждения ко второй орфограмме (аналогичный).

Как подобрать проверочное слово? (Надо изменить число или подобрать однокоренное слово с гласным после парного согласного) - два способа проверки.

Итак, какова же тема нашего урока? (Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Закрепление).

2. Работа по учебнику.

Откройте учебник там, где находится содержание, и найдите как называется большой раздел, в который входит тема сегодняшнего урока. (Состав слова).

А почему тема урока входит в раздел "Состав слова"? (Будем работать над темой урока через знания состава слова).

Эти знания помогут вам выполнить упр. 72 на стр. 139 (устно). [1]

3. Игра "Волшебная яблоня". [2]

На доске нарисована яблоня, к ветвям прикреплены картонные изображения яблок с буквами а, о, и, е, я. В столбик занесены слова с пропущенными буквами.

Ребята, на этой яблоне выросли необычные яблоки. На них написаны буквы. Сорвать яблоко сможет тот, кто найдёт слово, которое подходит к правилу: правописание безударных гласных в корне и обоснует свой выбор.

ш:лестеть

п:тнистый

п:ход

ст:рик

дожд:к

Над каким правилом мы работали? (Правописание безударных гласных в корне слова).

Только ли в корне встречаются безударные гласные? (Не только в корне, но и в других частях слова).

Назовите безударные гласные, которые мы всегда проверяем. (а, о, и, е, я).

Физкультминутка

Работа с деформированным текстом.

Данная работа проводится в парах.

Каждое предложение написано на отдельной полоске своим цветом.

Наступила холодная зима.

Лёгкие снежинки вьются в воздухе.

На улицу вышла группа ребят.

Они стали лепить снежную бабу.

Глазки сделали ей из светлых льдинок.

Нос и рот из моркови.

Красива снежная баба!

Прочитайте получившийся текст.

Озаглавьте его.

В данных предложениях найдите слова с безударными гласными и парными согласными в корне.

Подчеркните данные орфограммы, выделите корень.

Проверка (устно).

Найдите предложение про снежинки.

Прочитайте его.

Напишите по памяти.

Проверьте.

Карандашом поставьте на полях "+" те, кто не допустил ошибок.

Разбор предложения.

<Рисунок 3>

(Повествовательное, невосклицательное). (Учащийся у доски).

Выпишите из предложения слово снежинки.

Разберите его по составу. (Учащийся у доски).

От какого слова образовано существительное снежинки? (Снег).

Как образовано? (При помощи суффикса -инк-).

Работа по карточкам.

Вставить пропущенные орфограммы, выделить корень.

Взаимопроверка.

Сдача карточек.

IV. Итог урока.

Какие правила мы сегодня повторяли на уроке? (Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова).

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными в корне?

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне?

Ребята, поднимите руку, кто хорошо ориентируется в данной теме?

А кому ещё трудно?

V. Домашнее задание.

Стр. 140 упр. 74.

Список литературы:

  1. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, С.Ф. Жуйков, Е.Г. Карлсен; под редакцией М.А. Мельникова <<Русский язык. Учебник для 3 класса начальной школы>>. Москва <<Просвещение>>, 2004 год.
  2. Е.Е. Семенова <<Занимательная грамматика>>. Москва <<Омега>>, 1995 год.
  3. С.А. Кузнецов <<Большой толковый словарь русского языка>>. Санкт-Петербург <<Норинт>>, 2000 год.