Интегрированный урок "Поиск и добыча цементного сырья и других строительных материалов"

Разделы: География, Технология


На уроках малярно-штукатурного дела не обойтись без сведений о добыче стройматериалов, использующихся в строительстве. Этот материал помогает активизировать имеющиеся знания по географии (тема «Геология и рельеф»), позволяет ученикам приобщиться к этой важной и значимой деятельности по снабжению строительных предприятий необходимым сырьем.

Данный интегрированный урок позволяет показать ученикам 9 класса межпредметную взаимосвязь географии и малярно-штукатурных работ. Ребята привыкли видеть эти предметы в качестве отдельных учебных дисциплин. С одной стороны происходит изучение основ географии, с другой изучение малярно-штукатурного дела.

Цели урока: Обобщить и повторить знания по основам географии (геология, добыча полезных ископаемых, рельеф) и получить новые знания по применению стройматериалов из осадочных полезных ископаемых при производстве малярно-штукатурных работ.

Задачи урока:

  1. Расширить знания учащихся об осадочных полезных ископаемых (название, свойства, месторождения).
  2. Научить определять полезные ископаемые по внешнему виду (песок, известняк, глина, гравий).
  3. Обобщить знания о применении осадочных полезных ископаемых в строительстве и при проведении малярно-штукатурных работ.
  4. Практическими упражнениями с образцами строительных материалов закрепить полученные знания.
  5. Творческими заданиями воспитывать познавательные, исследовательские и созидательные качества личности.

Оборудование:

  1. Штукатурно-малярные работы. Е.Д. Белоусов, О.С. Вершинина, 1990г.,
  2. Сделай сам, 2000 г., ( №1 и №2 и №3 ).,
  3. Типовая инструкция по охране труда штукатура 1983 г.,
  4. В.С. Красулин –справочник техника-геолога, Москва, 1985;
  5. Энциклопедия для детей. Том №4, Москва, АВАНТА+, 1995 г.
  6. Коробка с образцами стройматериалов;
  7. Дидактические материалы, разработанные учителем;
  8. Таблица для определения наиболее распространённых породообразующих минералов. (по Ф. Лахи)

Тип урока: комбинированный урок географии и малярно – штукатурного дела.

Вид урока: интегрированный урок

Планируемые результаты:

  1. Представление о видах осадочных горных пород и условиях их залегания в земной коре
  2. Умение определять горную породу по внешнему виду и физическим свойствам (цвет, блеск, плотность, определение кристалов).
  3. Знание осадочных горных пород, используемых в производстве стройматериалов.
  4. Знание области применения различных стройматериалов.

План урока:

  1. Организация начала урока.
  2. Объявление темы урока, его типа и поставленной цели.
  3. Ход урока:
    • Вводное слово
    • Рассказ о видах осадочных горных пород и условиях их залегания в земной коре
    • Беседа о осадочных горных пород, используемых в производстве стройматериалов.
    • Упражнения по определению горных пород по внешнему виду
    • Заключение

ХОД УРОКА

Вводное слово: Наш предмет связан с географией темой «Полезные ископаемые». Это такие природные образования, которые находятся в верхней части земной коры. Ископаемыми они называются потому, что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от ее каменной оболочки. Полезные – потому что служат человеку, по его воле превращаясь в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Также применяют полезные ископаемые в строительстве.

Вы, ребята, знаете, что для того, чтобы построить дом и обустроить его внутри, необходимы различные полезные ископаемые. Вы ходите по ним не подозревая, что это важное сырье для строительства домов и других сооружений. Это – песок, глина, известняк, строительные камни. Образуются они при разрушении других горных пород под действием нагрева солнца, дуновения ветра, течения воды и других процессов, действующих на поверхности Земли. Такие полезные ископаемые называют осадочными.

В основном эти полезные ископаемые добываются открытым способом. После их добычи остается горная выработка, которая называется карьером.


Рис. 1 В районе нашего поселка, особенно за железной дорогой можно увидеть много выработанных карьеров. Очень важно вернуть эти земли после добычи полезного ископаемого в хозяйство, то есть использовать повторно.

Показываю образец и рассказываю о нем. Практические упражнения. Работа с образцами.

Цементное сырьё:

Особая роль в строительстве принадлежит карбонатным породам - известнякам. Наиболее распространенные состоят из слипшихся раковин. Карбонатные породы (известняки, доломиты, мергели мел) самые распространенные на Земле осадочные образования. Известняки иногда погружались в глубины Земли, где высокие температуры и давления уплотняли и перекристаллизовывали их, создавая новую горную породу – мрамор, которая также является превосходным строительным материалом.

В промышленности стройматериалов при производстве цементов широко применяются карбонатные и глинистые породы. Известняки, мергели и мел составляют основную часть цементной шихты. Карбонатным сырьём для производства белого и цветных портландцементов служат маложелезистые известняки.

При изготовлении строительной извести, необходимой для изготовления строительных растворов и бетонов, а также используемой при выпуске силикатного кирпича и блоков, применяются известняки, доломиты, мел, а также мергелистые разности этих пород.

В стекольном производстве также используются известняки.

Гипс и ангидрит:

Гипс и ангидрит применяются в производстве гипсовых вяжущих и строительных материалов, формовочного гипса, сульфата аммония, портландцемента (в качестве добавки), в производстве бумаги, пластмасс, красок, в сельском хозяйстве и т. п.

Основной тип промышленных месторождений гипса и ангидрита—осадочный. Они образовались в результате высыхания соляных озёр, изолированных морских лагун и водных бассейнов, богатых сульфатными солями. Перспективными для поисков месторождений гипса и ангидрита являются районы, сложенные известняками, доломитами, мергелями и глинами с признаками солености.

Строительные камни:

В современных условиях всё время возрастает промышленное значение природного камня. Пригодность камня в качестве облицовочного определяется декоративными и физико-механическими свойствами. К декоративным свойствам относятся цвет камня и его рисунок. Цвет камня зависит главным образом от цвета слагающих его минералов, а рисунок —от особенностей структуры и текстуры горной породы. Большое значение имеет стойкость окраски — окраска некоторых осадочных и метаморфических горных пород на открытом воздухе часто быстро исчезает.

Глинистые породы:

Глины – тонкообломочные горные породы, состоящие из частиц размером от 0, 001 до 0,1 мм. Это удивительные породы: в сухом состоянии они обладают высокой прочностью и с трудом разрушаются, однако при увлажнении превращаются в мягкую текучую массу. Основная масса глинистых пород используется при производстве изделий строительной, грубой и тонкой керамики, огнеупорных материалов, цемента, керамзита, очистки нефтепродуктов и жиров, для окомкования железорудных и флюоритовых концентратов, в литейном производстве, буровом деле, химической промышленности. Кроме того, глинистые породы используются в качестве строительного материала при постройке небольших сооружений, наполнителя в бумажной, фармацевтической, парфюмерной промышленности, в сельском хозяйстве, винодельческой, комбикормовой, пищевой, текстильной промышленности.

Для каждой отросли народного хозяйства глинистое сырьё должно отвечать требованиям соответствующих гостов или технических условий.

Песок и гравий:

Песок и гравий представляют собой рыхлые несцементированные осадочные породы, состоящие из окатанных в разной степени обломков горных пород и минералов различного состава, размера и формы.

К песку обычно относятся породы, состоящие :

  • из частиц размером от 0,1 до 1 мм
  • к гравию от 1 до 10 мм
  • более крупные частицы относятся к галькам 10-100мм
  • к валунам более 100 мм.

Гравий обычно состоит из обломков наиболее крепких минералов и горных пород:

  • кварца
  • кремня
  • гранита
  • гнейса
  • кварцита
  • диабаза и т.д.

Нередко среди крупных фракций гравия присутствуют известняки, доломиты, песчаники, сланцы. По степени окатанности различают: окатанные, полуокатанные и угловатые частицы.

Пески используются в стекольном производстве, в качестве формовочного материала, для производства силикатного кирпича, крупных силикатных блоков, как добавка к портландцементу, для штукатурных и кладочных растворов, в качестве абразивных материалов, для обратных фильтров при строительстве плотин и т.п.

Песок и гравий применяются как наполнители в бетон, для балластного слоя железнодорожного пути, устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и др. (см. приложение №1)

Упражнения. По выданным образцам определить полезное ископаемое (песок, щебень, известняк, гравий, глина). В помощь учащимся предлагается памятка по работе с образцом горной породы (см. приложение №2).

Дополнительно (на следующем уроке) даются теоретические знания о полезных ископаемых Московской области, повторно проходит работа с образцами горных пород, прежде всего с целью научиться определять и выделять осадочные горные породы (см. приложение №1)

Для тех школьников, кто заинтересовался темой, предлагаем практическую работу, с определением по предлагаемой таблице наиболее распространенных породообразующих минералов (см. приложение № 3)

Заключение. Ответы на вопросы учителя.

  • Какие вы знаете горные породы?
  • Назовите осадочные горные породы?
  • В результате каких процессов на Земле они образуются?
  • Как по внешнему виду определить горную породу?
  • Где применяются осадочные горные породы?
  • Расскажите о песках, их свойствах и применении в строительстве.
  • Расскажите о глинах, их свойствах и применении в строительстве.
  • Расскажите о известняках, их свойствах и применении в строительстве.