Атмосфера. Годовой ход температуры

Разделы: География


Цели урока:

  • Формирование умений работать с цифровыми данными в различной форме (табличной, графической) и использовать компьютер как техническое обеспечение информационного процесса.
  • отработка умений и навыков для выявления причин изменения годового хода температур воздуха, для разных городов, отработка умений и навыков по построению графиков ЭТ EXCEL.
  • развитие умений учащихся составлять и анализировать графики хода температур;
  • развитие умений и навыков применения программы EXCEL на практике.
  • воспитание интереса к родному краю, умения работать в коллективе;
  • развитие эстетического вкуса, гармоничного цветового восприятия.

Тип урока: урок с применением ИКТ.

Методы обучения: Беседа, устный опрос, практическая работа.

Оборудование: Физическая карта России, атласы, презентация Microsoft PowerPoint, мультимедийный проектор, компьютеры (10 шт).

Ход урока

Организационный момент.

Приложение 1. Слайд №1.

Основная часть.

Учитель зачитывает отрывок.

В 1862 году, два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков.

Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков.

Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно.

Кончились облака, стало светло, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белым, волнистым полем, словно его покрывал снег. Через разрывы облаков кое-где можно было видеть землю – поля, леса, города, море.

Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. Но исследователи решили терпеть до последней возможности и не хотели опускаться. Напротив, они высыпали весь песок из корзинки, так что шар стремительно пошел вверх.

На высоте 8 км один из них почувствовал сильную слабость, он упал без памяти: воздуха стало недостаточно для дыхания.

А шар все поднимался.

Обоим смельчакам угрожала смерть. На высоте 11 км было – 24 градуса мороза, а на земле в это время деревья, были покрыты зеленью и трава, пестрела цветами.

Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, собрал, наконец, последние силы и хотел поднять руки, чтобы взять шнурок от клапана, но они не действовали. Тогда он зубами схватил и потянул шнурок. Клапан открылся – и шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

Учитель. Слайд №2.

  1. Почему на такой большой высоте низкие температуры воздуха?
  2. Почему на высоте людям, находящимся на воздушном шаре, трудно было дышать?
  3. На сколько изменяется температура воздуха и давления с высотой?

Вывод: Значит не только на поверхности суши, но и в горах происходят изменения температуры.

Учитель. Слайд №3.

Учитывая материал прошлого урока, давайте вспомним:

  1. Как в течение суток меняются температуры воздуха и почему? Подтвердим эту зависимость практическим домашним заданием.
  2. Почему разные температуры в разных частях Земли? От чего это зависит?

Рассмотрим годовой ход температур г. Ярославля. Слайд №4.

Самый тёплый месяц в году – июль. А высота солнца над горизонтом в градусах самая большая в июне. Почему? Слайд №5.

  1. Как меняется температура в течение года и почему?
  2. Что такое амплитуда температур? Как ее найти?
  3. Как найти среднегодовую температуру воздуха?

Слайд № 6, 7.

Вывод: Температура воздуха на поверхности Земли зависит от угла падения солнечных лучей. Слайд №8.

Учитель.

Найдем на физической карте России город Сочи и город, в котором мы живем Ярославль. Найдем географические координаты названных городов. В место, где на карте находится город, ставлю флажки.

Учитель.

  1. Ребята, сколько времени вы потратили на прошлом уроке строя график?
  2. Почему графическая форма результатов в данном случае предпочтительней?
  3. Почему на этом уроке мы с вами используем программу EXCEL?

Вывод: Программа EXCEL, позволяет сэкономить время и представить табличные результаты в графической форме.

Учитель.

Сегодня на практической работе, которую вы выполните на компьютере, вам предстоит ответить на вопрос:

Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Объяснить почему? Сделать вывод.

Учитель.

Давайте познакомимся с ходом практической работы “Построение графиков”. У каждого учащегося на столе алгоритм выполнения практической работы.

Слайд №9.

Практическая работа.

Тема: “Построение графиков изменения температур”

Цель:

  1. Отработка умений и навыков построения графиков с помощью мастера диаграмм в EXCEL
  2. Использование графиков при анализе и сравнении.

Ход работы

  1. Откройте папку Мои документы, найдите файл Практ_работа_6 кл.
  2. Внесите значения температур г. Сочи и г. Ярославль в таблицу.
Месяц Янв. Февр. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сент. Окт. Ноя. Дек.
Т.Сочи 1 5 8 11 16 22 26 24 18 11 8 2
Т.Ярос -10 -9 -4 5 10 17 19 16 9 5 -4 -7
  1. Постройте с помощью Мастера диаграмм график для значений диапазона А4:М6 (название графику и осям дайте самостоятельно).
  • Увеличить построенный график.
  • Ввести в ячейку В29 формулу для расчета амплитуды температуры г. Сочи.
  • Ввести в ячейку В30 формулу для расчета амплитуды температуры г. Ярославль
  • Ввести в ячейку В31 формулу для расчета средней годовой температуры г. Сочи.
  • Ввести в ячейку В32 формулу для расчета средней годовой температуры г. Ярославль
  • Сравнить (устно) полученные результаты.
  • Сохранить работу под именем ПР1_гео_(фамилия).
  1. Сделать вывод. Совпадут ли графики хода температур воздуха для разных городов? Объяснить почему?

В ПК хранится файл с готовой таблицей к заполнению, содержащей свободные ячейки для занесения формул, используемых при расчете амплитуды и средней температуры. Далее алгоритм обсуждается, и учащиеся выполняют построение графиков функций на компьютере.

Заключительная часть урока. Слайд №10.

Учитель.

Совпадут ли у вас графики хода температур для города Сочи и Ярославль? Почему?

В каком городе более низкие температуры воздуха? Почему?

Вывод: Чем больше угол падения солнечных лучей и чем ближе город расположен к экватору, тем выше температуры воздуха. Это мы видим по городу Сочи. Город Ярославль расположен дальше от экватора, поэтому угол падения солнечных лучей здесь меньше и соответственно ниже температуры воздуха.

К концу урока учитель подводит итоги, дает задание на дом.

Приложение 1

Приложение 2