Урок развития речи "Употребление обращений в лирике А.Решетова"

Разделы: Русский язык


Цель урока: знакомство учащихся с особенностями обращения, выделением его на письме, употреблением в художественном тексте.

Задачи:

Образовательные:

  • актуализировать и развить знания учащихся по теме «Обращение»;
  • повторить знаки препинания при обращениях;
  • учить находить обращение в тексте;
  • отличать от подлежащего;
  • использовать как средство оценки.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение друг к другу;
  • воспитывать чувства сострадания и милосердия;
  • воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на поэтический мир А.Решетова.

Развивающие:

  • развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания об обращении в новой (проблемной ситуации);
  • развивать связную речь для выражения своих мыслей;
    умение оценивать, регулировать и контролировать свою деятельность в ходе групповой работы;
  • развивать мышление, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения; волевые качества личности: организованность, выдержку.

Здоровьесберегающие технологии:

  • чередование разных видов деятельности;
  • использование наглядности;
  • создание доброжелательной атмосферы на уроке
  • работа в группах
  • использование офтальмотренажера «Звездочки»

Информационные технологии:

  • использование презентации, электронного теста, виедеоролика.

Оборудование к уроку: Компьютер, проектор, задания в печатном и электроном виде, выставка книг Алексея Решетова.

Форма урока: обобщение знаний по теме «Обращение»

Ход урока

Звучит музыка.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, все присутствующие на нашем уроке! Я очень рада всех вас видеть. Сегодня прекрасный день, светит солнце. Звучит замечательная, легкая музыка. Я думаю, ребята, вы все будете внимательно слушать меня, понимать и хорошо работать.

- Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

(радости, веселья, хорошее настроение)

-Вот с таким настроением мы будем работать весь урок.

Демонстрируется презентация « А.Решетов» (Приложение 1)

Слайд 1

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с лирикой А.Решетова.

Ученик рассказывает биографию А.Решетова (Приложение 2)

Ученик читает стихотворение А.Решетова «Зеница ока, Родина моя…»

Учитель:

  • Определите тему произведения
  • Какая синтаксическая конструкция подчеркивает ее.
  • С какой целью автор использует обращение в художественном тексте
  • Сформулируем тему урока

Слайд 2

Тема: Употребление обращений в лирике А.Решетова

Цель урока: Выявление роли обращений в лирике А.Решетова.

Слайд 3

Задачи:

  1. Развить умение видеть обращения в тексте, правильно выделять их.
  2. Научиться определять функции обращений в художественном тексте

Слайд 4

Учитель: Проведем блиц-опрос по теме «Обращение»

  1. Что такое обращение?
  2. Чем выражается обращение?
  3. Какова основная интонация обращения?
  4. Какова синтаксическая функция обращения?
  5. Какие знаки препинания ставятся при обращении?

Слайд 5

Учитель: Интонация, с которой произносится обращение, зависит от места обращения в предложении, его экспрессивности, степени распространенности. Особая звательная интонация присуща обращению, стоящему вне предложения. Обращение в таких случаях произносится с усиленным ударением и более высоким тоном, после обращения отмечается пауза, на письме это обозначается восклицательным знаком. Обращение, стоящее в конце предложения, характеризуется ослабленной звательной интонацией. Однако в конце восклицательных и вопросительных предложений обращение может иметь усиленное ударение. В середине предложения обращение выделяется небольшими паузами, произносится быстро и низким тоном (интонация вводности), но может иметь и звательную интонацию.

Дальнейшая работа пройдет в группах.

  1. Отношение к собеседнику.
  2. Создание образа героя.
  3. Выражение чувств поэта.

Учитель: Для исследования предлагаются тексты произведений А.Решетова

(Приложение 2):

1.группа

«Не убивайся, человече,..», «…зачем, зачем, художник странный,…», «Где вы, милые землячки?», «Спи, моя бедная странница…», «Рябиновый сад», «Первенец», Автопортрет»

2.группа

«Ах, Пушкин, Пушкин, милый Пушкин!», «Стеклышки»,«Где вы, милые землячки?», «Малина», «Мама» , «Где ты? Как? Светлокосая милая Анка?»

3.группа

«О, женщина! Что за натура…», «Здравствуй, русская зима!»

«Куда, куда вы, облака?», «Спи, любимая моя!», «Читатель, милый, книгу эту… «Милые дельфины…»

Учитель: При анализе произведений вам необходимо ответить на вопросы:

Могут ли обращения:

  • 1группа - выражать отношение говорящего к собеседнику?
  • 2группа - создавать образ героя и давать оценочную характеристику?
  • 3 группа - содержать экспрессивную окраску и выражать чувства поэта ?

Свой ответ подкрепляйте примерами.

Учащиеся анализируют тексты по своим темам.

Учитель предлагает алгоритм ответа:

  1. Чтение текста стихотворения.
  2. Найти обращение, указать его место в предложении
  3. Определить, чем выражено обращение.
  4. Определить интонацию, с которой произносится обращение.
  5. Обратить внимание на лексику, суффиксы оценки, используемые для создания обращений.

Работа в группах.

Перед окончанием работы в группах проводим физкультминутку при помощи офтальмотренажера «Звездочки».

Слайд 6, 7

Учитель: Перед ответом учащихся рассмотрим слайд 8.

Слайд 8 «Нюансы интонирования»

Ответы учащихся:

В произведениях А.Решетова обращения передают эмоциональный настрой поэта. Автор выражает свое отношение к собеседнику: «..не улыбайся, человече,..», «…зачем, зачем, художник странный,…», «Где вы, милые землячки?», «Спи, моя бедная странница…»

Обращения участвуют в создании образа героя (положительный и отрицательный), помогают увидеть социальное положение героя.

Создают исторический фон, вводят в обстановку повествования.

Называют адресата: люди (имя, фамилия, возраст, род занятий, пол, место жительства, родственные отношения), животные, неодушевленные предметы.

Кроме того, есть произведения, где А.Решетов при помощи интонации передает различные чувства и настроение говорящего.

  • Восхищение: «О, женщина! Что за натура…»
  • Радость: «Здравствуй, русская зима!»
  • Сожаление: «Куда, куда вы, облака?»
  • Ласка, доброта:
    «Спи, любимая моя!»
    «Читатель, милый, книгу эту… »
    «Милые дельфины…»

Таким образом, обращения в произведениях А.Решетова могут давать оценочную характеристику, содержать экспрессивную окраску, выражать отношение говорящего к собеседнику.

Это достигается не только интонацией, но и использованием определенной лексики, определениями, суффиксами оценки, междометиями.

По словам Александра Матвеевича Пешковского, «обращение вбирает в себя максимум мысли и чувства автора». По тому, как обращаются к персонажу художественного произведения, можно сделать выводы о месте данного героя в системе образов-персонажей, об отношении его с другими персонажами, а также об авторской оценке данного образа.

Учитель: Действительно, в устной речи для выделения обращений интонация играет значительную роль.

Учитель: Расскажите, как обращения выделяются на письме? Рассмотрим презентацию и объясним основные знаки препинания при обращении.

Слайд 9

Для закрепления знаний используем тест, расположенный на экране компьютера (Приложение 3)

Слайд 10

Учащиеся проходят за компьютеры и выполняют тест.

Консультанты проверяют работу и заносят оценки в лист контроля.

Учитель: В тесте вам встретились вопросы об использовании художественных средств в создании обращений. Назовите те, которые вы запомнили.

Слайд 11

Учитель: Послушаем сообщение ученицы «Использование художественных приемов для создания обращений в лирике А.Решетова ».

Учитель: Подведем итоги.

Какова роль обращений в лирике поэта?

Ответы учащихся:

Роль обращений в поэзии А.Решетова разнообразна. Автор использует все интонационные, лексические и синтаксические возможности обращений.

С одной стороны, нюансы интонации передают эмоциональный настрой поэта. Мы чувствуем отношение говорящего к собеседнику.

С другой стороны, обращения помогают раскрыть образ героя, создают исторический фон, вводят в обстановку повествования. Кроме того, использование эпитетов, сравнений, метафор, олицетворения для создания обращений помогают автору усилить выразительность речи.

А.Решетов не просто вдумчивый созерцатель жизни, эскизы быта, как и картины природы, всегда сочетаются у него с глубоким чувством и высоким напряжением мысли поэта. А Решетов – часть нашей малой родины.

Не случайно, лучшие строки поэта звучат о нашем городе.      

Ученик читает стихотворение : «Березники…».

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4