Влияние занятий в школе парикмахерского искусства на уровень воспитанности подростков

Разделы: Общепедагогические технологии


На протяжении 12 лет я обучаю подростков парикмахерскому искусству. На основе собственных наблюдений за тем, как молодежь одевается, какие делает прически и как выполняет макияж, я сделала вывод, что не все могут правильно создать свой стиль, который во многом влияет и на поведение подростков. Поэтому цель моей работы не только научить правильно, держать ножницы, делать прически, а – воспитать гармонично развитую личность.

Воспитывать – непростое дело: оно требует не только времени и сил, но и знаний. Необходимо знать подростковую психологию, что такое личность, характер, темперамент, эмоции, чувства.

Личность – решающее значение для формирования нравственных свойств личности имеет образ жизни, и конкретные исторические условия.

Систематически подчиняя свое поведение определенным требованиям, человек вносит в него коррективы, постепенно формируя свою личность. Зная это, я стараюсь, как только можно вернее дать советы и прошу изменить что-то в поведении обучающихся. Именно советую и прошу, а не приказываю и требую. Ведь для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения была взрослой.

Характер – это социальная «физиономия» личности. Зная постоянные свойства характера конкретного подростка, можно прогнозировать его поступки в конкретных ситуациях.

Знание этих особенностей помогает мне определить в какие моменты обучающегося следует поощрить (похвалить) или наоборот наказать, поругать. Но при этом следует обязательно учитывать особенности темперамента подростка.

Темперамент – это индивидуально-психологические особенности личности, которые определяют динамику поведения человека.

(холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик)

Знание всех этих особенностей помогает мне определять и задавать тон каждого занятия (веселого, шутливого, серьезного).

При воспитании подростков очень важно учитывать их эмоции и чувства. Ведь они отражают реальные действия только в форме переживания. На развитие эмоций и чувств большое влияние оказывают:

  • особенности деятельности
  • уровень умственного развития
  • уровень и характер эстетического воспитания

Как известно эмоции бывают отрицательные и положительные. Развитие эмоций обуславливается общим формированием личности человека.

Взрослые всегда пытались определить, что миру несет подрастающее поколение, и считают, что оно хуже их собственного. Еще Сократ говорил «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие».

Все эти слова актуальны и в наше время. Мы их нередко слышим от старшего поколения, т.е. это было всегда: «мы лучше, они хуже». Лично я придерживаюсь другого мнения. В каждом поколении присутствуют как отрицательные, так и положительные качества. Я стараюсь разглядеть в каждом подростке только хорошее и положительное, несмотря на его достижения в обучении парикмахерскому искусству. Ведь выполняя один и тот же вид работы, каждый обучающийся ищет свой путь для достижения конечной цели. Один старается сделать работу быстро и не очень аккуратно, другой очень медленно, но тщательно. Все это зависит от темперамента ребенка и характера. Поэтому я останавливаю очень быстрого и подгоняю медленного, но так чтобы это было незаметно как для них самих, так и для других обучающихся, т.е. критика должна быть очень тактичной и не ранящей самолюбие подростка. Иначе он может «ощетиниться» или вообще будет считать себя неспособным и может попросту перестать посещать занятия. Чтобы этого не случилось, я даю понять каждому ребенку, что он мне нужен, что у него все получается, если он еще лучше будет стараться, получится в дальнейшем. Я делаю все возможное, чтобы подросток поверил в свои силы.

За последние два года своей работы я столкнулась с проблемой поведения, межличностных, этнических и гендерных отношений между обучающимися например: когда я делаю замечание кому-то из обучающихся, это же замечание начинают повторять некоторые девочки, но в своем изложении, при этом переходя на личности, на занятии в данной ситуации начинается обсуждение конфликтов, которые возникли намного ранее, в школе, в классе,

Чтобы решить эту проблему, я сначала пробовала просто беседовать со всеми вместе и с некоторыми по отдельности, чтобы выяснить причину негативного отношения друг к другу. Это давало результаты, но не полностью открывало суть проблемы. Поэтому я стала изучать специальную литературу, подбирать тесты и анкеты и затем по результатам тестирования готовила темы для бесед с обучающимися, которые их интересовали и помогали мне сплотить коллектив.

В моем объединении занимаются дети разных национальностей, проблемы в общении с ними у меня, как педагога, и в коллективе обучающихся не возникало, наоборот, прослеживается интерес детей к обычаям, культуре, традициям других народов, гендерные отношения это отношения между полами, в коллективе при проведении занятий присутствие лиц противоположного пола стимулирует проявление лучших качеств: поведения, общения, культуры речи).

Важную роль для объединения коллектива играют практические занятия по парикмахерскому искусству,

психологические тренинги

внеклассные мероприятия проводимые в Доме детского творчества: День здоровья

Новый год

тематические вечера

т.к. при подготовке к ним подростки больше общаются, решают, как сделать чтобы стать лучшими

и конечно дискотеки

Именно в такие моменты подростки раскрывают скрытые в себе таланты, очень важно не упустить это и помочь ребенку реализовать себя. Ведь при реализации своих замыслов и идей подросток саморазвивается, что приводит к самоутверждению и активности в самовоспитании, все это оказывает положительное влияние на процесс воспитания подростка как личности, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы, которых немало в подростковом возрасте.
Личность подростка складывается из взаимообусловленных явлений: социализации, воспитания и саморазвития, они подобны трем вершинам в своеобразном треугольнике, и, в сущности, являются содержанием процесса формирования социальности человека.

Список литературы

  1. Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»
  2. Д.Б. Эльконин «Психология подростка»
  3. А.В. Мудрин «О воспитании старшеклассников»
  4. М.Л. Любавин «Хочешь узнать? Нет проблем»
  5. И.И. Фришман «Методика работы педагога дополнительного образования»
  6. Б.М. Неменский «Мудрость красоты» (о проблемах эстетического воспитания)