Урок-праздник "Посиделки в русской избе"

Разделы: Музыка


Народное творчество в целом и, в частности, музыкальный фольклор, обладая значительной эмоциональной и познавательной информационной насыщенностью, играет существенную роль в сохранении культуры нации.

Разнообразные формы бытования фольклора в современных условиях, развитие народных традиций, народного искусства обеспечивают сохранение непрерывности в культурной памяти, включающей целую информационную систему знаний о нравственных ценностях, традициях и достижениях в области национальной духовной культуры, которые в конкретных образовательных условиях становятся важным фактором воспитания культурно развитой личности.

Приобщение школьников к истокам народной культуры носит целенаправленный, развивающий характер. В основе этого процесса лежит пробуждение и развитие у учащихся интереса к народному творчеству. Направления культурно – просветительской деятельности в области народной культуры, музыкального народного творчества в школе могут быть разнообразными: лекции, беседы о народном творчестве, его жанрах, концерты, выставки, проведение народных праздников, воссоздание народных обычаев и т.д.

Для развития интереса школьников к музыкальному фольклору необходимо соблюдение ряда педагогических условий. Прежде всего, следует обеспечить синтез познавательной, игровой, музыкальной, художественной деятельности (с элементами поисковой) при подготовке народных праздников, обрядов в которых большой эмоциональный и познавательный заряд несёт музыкальный фольклор.

Следует опираться на коллективное творчество учащихся, учителей и родителей, при котором происходит активный обмен знаниями, опытом музыкальной, художественной, декоративно – прикладной деятельности; обогащение деятельности каждого ребёнка и постепенное изменение его позиции (от слушателя или зрителя – к активному исполнителю и творцу).

Воспитанию интереса к музыкальному фольклору способствует наличие взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности. При этом уроки музыки, литературы, изобразительного искусства, мировой художественной культуры задают информационно – познавательный импульс, а активное деятельностное освоение содержания происходит в процессе совместного творчества в условиях внеклассной работы.

Необходим учёт особенностей возраста, интересов, различного опыта художественно – эстетической деятельности (в том числе музыкальной).

У младших школьников – это эмоциональность, открытость, готовность участвовать во всех направлениях работы, стремление увидеть быстрее результаты своего труда. У подростков – стремление к “взрослости” в сочетании с фантазёрством, к участию в эмоциональном творческом процессе, к самостоятельности в сочинении сюжетов и их инсценировании, в сочинении и воплощении театрализованных игр.

Фольклорный урок -праздник “Посиделки в русской избе”.

Цель: Приобщение учащихся к прекрасному народному устному песенному и игровому искусству

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с традициями, обычаями, обрядами русского народа.
  2. Познакомить с образцами хороводных и плясовых песен.
  3. Воспитывать интерес и уважение к культурным традициям своего народа.

Оформление: Интерьер зала напоминает крестьянскую избу: лавки, расшитые скатерти, полотенца, кружева, половики, прялка, деревянная посуда, самовар.

(Появляются хозяйка с хозяином.)

Х-ка: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Х-н.: Веселья вам да радости!

Х-ка: Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Х-н: У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

Х-ка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому сказку, кому правду, кому песенку!

Х-н:

Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?

Один из гостей: Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Х-ка:

В тесноте - не в обиде
Здесь и красны девицы.
Добры молодцы кругом.
Все уселись за столом.

Х-н:

Будет всем вам здесь приятно.
Побывать в гостях у нас.
Песни русские попеть,
В русский пляс с душой пуститься!

Х-ка:

Пирогов отведать вкусных
И чайку напиться всласть!

Вместе: Все мы рады видеть вас!

Х-н: А не хватит ли словами “шебаршить” не пора ли нам с игрою поспешить?

Х-ка: Это верно: время игры начинать, попрошу я вас, друзья, в два круга встать.

Х-н: Пусть закружится весёлый хоровод, пусть потешит сам себя честной народ!

(1 класс водит хоровод и исполняет лирическую песню “Ой, вставала я ранёшенько”).

Х-ка:

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть.
Мы продолжим занимательный наш путь.
Ждет забава, не дождется храбрецов,
вызываю добровольцев удальцов.

(Проводится игра: “Петушиный бой”, “Обернись в кушак”)

Х-н:А знаете ли вы, что пора посиделок приходится на самое вольное и сытное время года. Начинается оно сразу после летопровода 1 сентября и заканчивается, когда люди приступают к важным сезонным работам. Посиделки называют и иначе, кому как нравится: вечёрками, вечерницами, беседками и т.д.Итак, посиделки-это сборище молодёжи по осенним, зимним вечерам. Под видом рукоделья, пряжи, а более для забав, россказней и песен.

(4 класс исполняет песню “У нас нонче субботея”).

Х-ка:

Дальше бой скороговорок,
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.

Х-н:

Кто три раза без ошибки
Фразу вслух произнесёт,
Тот очко своей команде
Непременно принесёт.

Х-ка:

Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит.
Тот кто меньше ошибётся,
Тот в бою и победит.

(Раздаем написанный текст скороговорок, дети читают).

  1. Шёл Егор через двор
  2. Нёс топор чинить забор.
  3. Фаня в гостях у Вани
  4. У Вани в гостях Фаня.
  5. От топота копыт
  6. Пыль по полю летит.
  7. Мамаша Ромаше
  8. Дала сыворотку из под простокваши.
  9. У бабы бобы
  10. У деда дубы.
  11. У Ивашки-рубашка, у рубашки-кармашки.
  12. Кармашки –у рубашки, рубашка-у Ивашки.

Х-н:

Как известно всем, подружки
Мастерицы петь частушки.
Этот конкурс вам, друзья,
Проиграть никак нельзя.
Х-ка: Впрочем, в правилах для всех
Скрыты шансы на успех.
Кто в запеве опоздает,
Тот и конкурс проиграет!

(Выходят желающие дети из зала, проводится конкурс частушек.)

1. Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте – ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
2. Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать-
Нас идёт четыре!
3. Ой, подружка, беда!
Ребят поела мошкара.
Только те осталися,
Что дустом посыпалися!
4. Мой милёночек не плох-
Посадил он мне горох.
Ну, а я для Сенечки.
Сею в поле семечки!
5.Девочки-беляночки,
Где вы набелилися?
Мы вчера коров доили
молоком умылися!
6. Ходи хата, ходи хата
Ходи курица хохлата.
Ходи сени и порог
И сметана, и творог!
7. Не хотелось выходить,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла-
Я не удержалася!
8. Если б не было воды-
Не было бы кружки.
Если б не было девчат-
Кто бы пел частушки!

Х-ка:Гости дорогие, посмотрите какая уютная и красивая наша горница. А может быть кто-то из вас знает загадки о русской избе, о домашней утвари?

(Дети, хозяин с хозяйкой загадывают загадки).

  1. Без рук, без ног.
  2. Во все стороны кланяется.
  3. (колыбелька)
  4. Чёрный конь,
  5. скачет в огонь.
  6. (кочерга)
  7. Старая бабушка вся белая.
  8. На улице лето -на неё и внимание не обращают.
  9. А зима придёт, так и липнут к ней.

              1. (печка)
  10. Не бык, а бодает
  11. Не ест, а еду хватает.
  12. Что схватит – отдает.
  13. Сам в угол идет.
  14. (ухват)

  15. Чем больше вертится
  16. Тем толще становится.
  17. (веретено
  18. Белый Тихон с неба спихан,
  19. где пробегает ковром устилает.
  20. (снег)

Х-ка: Сидя в избе около огня, или при свечах девушки пряли и пели лирические песни.

(Поём песню “Пряха”).

Х-н: Парни играли на народных инструментах, привлекая девушек разыгрывали песни в лицах.

(2 класс инсценирует песню “Где был Иванушка?”).

Х-ка: В избе молодёжь не ограничивалась песнями и плясками. Непременно играли в игры.

(Проводятся игры: “Уж я золото хороню”, “Ручеёк”).

Х-ка:

Веселил нас много раз
Русский танец перепляс!
Сколько удали, задора
Сколько радости во взоре!
Выходи смелее, друг!
Плясуны вступайте в круг!

Х-н:

Веселей берись за дело,
Так, чтоб всё вокруг запело,
Пусть никто не усидит
Ходит немного подробит.

(Проводится конкурс “ Веселый перепляс”. Желающие дети из зала танцуют,

используя русские народные движения).

Х-н:

Что ж, наши дорогие гости! Красны девицы и добры молодцы,
судари и сударушки! Славно мы с вами повеселились!
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех.
За огонь соревнования
Обеспечивший успех.

Х-ка:

Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
Говорим вам до свиданья!

Вместе: До счастливых новых встреч!!!

( В записи звучит песня “Будьте здоровы…”)

Литература

1.Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

2.Дети – собиратели и исследователи фольклора Сост. О. Б. Балашова. – М., 1996.

3.Ефименкова Б. Б. Северные байки. – М., 1997.

4.Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей. Детский фольклор Архангельской области. Сост. Е. Якубовская. Вып. 1, 2. – М., 1997.

5.Мир детства и традиционная культура. – М., 1995-1996. – Вып. 1-2.

6.Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие. Сост. Л. В. Шамина. – М., 1992.

7.Науменко Г. М., Якунина Г. Т. Солнышко-вёдрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области. – Архангельск, 1994.

7.Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. – М., 1999.

8.Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть1 – зима, весна. Часть 2 – лето, осень. – М., 1999.

9.Русский детский фольклор в Карелии. Сост. С. М. Лойтер. – Петрозаводск., 1991.