Литературное чтение. "Лебеди". Л.Н. Толстой

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок – моделирование

Актуальная задача учителя в рамках представленного урока — помочь детям не только испытать те или иные эмоции вместе с героями, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели (слушатели), если бы были на месте героев.

Цели урока

Образовательная цель – учить делить текст на части, составлять план рассказа, создать условия для развития творческих способностей учащихся при иллюстрировании литературного произведения;

Развивающие цели – способствовать созданию условий для развития речи учащихся, развития мышления, совершенствования умения обобщать и систематизировать;

Воспитательная цель – способствовать воспитанию эмоциональной культуры (умение преодолевать страх, не поддаваться панике).

Здоровье сберегающие задачи урокас учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие психического, так и физического здоровья детей.

Дидактизм данного урока чтения – заключается в развивающем потенциале рассказа – нравственный урок в нем дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Особое внимание следует обратить на полноту образного восприятия произведения и на анализ его содержания. Это делается для того, чтобы у ребенка сформировалось целостное впечатление от текста, усиливающее эмоциональность и поучительный опыт.

Для лучшей реализации триединой цели урока был выбран компьютерный урок, выполненный с помощью программы “Microsoft Power Point”. Это позволило, к тому же, использовать и обширный дидактический материал: слайды с изображением лебедей, фото природы, картин, запись музыкального произведения П.И.Чайковский “Лебединое озеро”,

“Лебедь” Камиль Сен-Санс.

Орг. момент.

Введение в тему.

-Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.

-Вспомните, пожалуйста, с какими произведениями этого автора мы знакомы?

-Внимание на экран.

– Что вы видите на экране?

– Эта картина Рылова “В голубом просторе” 1918 год.

– Кто является героями этой картины?

– В каком литературном произведении героями являются эти же персонажи?

Постановка проблемы.

– Кто хочет рассказать рассказ Л.Н.Толстого “Лебеди”? (Затрудняются)

– Будем рассказывать вместе.

– К какому типу текстов можем отнести это произведение?

Чтение текста изложения по фрагментам

-С чего все начинается?

Лебеди стадом летели из холодной страны в тёплые земли.

Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой

день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою.

На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой

видели синеющую воду.

Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались

и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади

летели те, которые были моложе и слабее.

– Как они совершают перелет?

– Как они себя чувствуют в это время?

– В какое время они летят?

– Как можно озаглавить эту часть?

Стадо лебедей

Полет в теплые земли

Перелет

– Какое событие происходит?

– На что решился молодой лебедь?

Один молодой лебедь летел позади всех.

Силы его ослабели.

Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.

Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз.

– Что чувствовал лебедь?

– Какие звуки окружали лебедя?

– Когда это происходило?

Он ближе и ближе спускался к воде, а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе.

И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья.

– Что изменилось в поведении лебедя?

Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

– Какие ещё происходят изменения?

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море.

И вода плескалась в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза, на востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.

– Как можно назвать эту часть?

Лебедь

Одинокий лебедь

Печаль

Одиночество

– Чем заканчивается рассказ?

Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями,

приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде.

Он поднимался выше и выше и полетел

один над тайными всколыхавшимися волнами.

– Как вы думаете, ребята, что преодолевал лебедь?

Взлет

Полет

Победа

Утро

Работа над основными микротемами текста-образца

– Какие микро темы можем выделить?

Перелет

Усталость

Лебедь один

Ночь и море

Раннее утро

Полет

– Как можно назвать эту часть ?

– К какому типу относится этот текст?

Докажите.

Составление символического плана. (Заполняется лист микро тем)

Работа в группах. Нарисовать иллюстрации к каждой части рассказа.

Работа по развитию речи. Каждая группа ищет в своей части противоположности.

Холодной – теплые

Страны – земли

День – ночь

(лебеди) в небе (вверху) – (внизу) вода (опасность)

Уморились – не остановились

Старые – молодые

Сильные – слабые

Впереди – сзади

Лебедь – стадо лебедей

Взмахнул – не мог (лететь)

Ближе – дальше

Спускался – белелись (исчезали)

(лебедь) опускался – (море) всколыхнулось

(он) не шевелился – (море) поднималось

Красная заря – месяц, звезды

Полетел – цепляясь

Один – все волны

Море колышется (ночью) – (на заре) тихие волны

 -Спасибо. Кто же является действующими персонажами рассказа Л.Н.Толстого?

На какие две группы их можно разделить?

Колдовские силы

Море – манит отдохнуть, успокаивает, зачаровывает, усыпляет.

Ночь – усталость, сон.

Полный месяц–полнолуние– ослепляет,

зачаровывает, усыпляет.

Силы добра

Заря – Раннее утро, пробуждение, свет.

Красная заря – хорошая погода, близко солнце, красный цвет – цвет победы.

Легкий ветерок – нежность, ласковое пробуждение.

Пересказ по иллюстрациям.

Итог урока.

– Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа?

См. презентацию.

Прослушайте звуковое сопровождение.