Использование народных сказок в формировании элементарных математических представлений

Разделы: Работа с дошкольниками


Путешествие по дорогам сказок всегда привлекает детей. Сказочный мир завораживает динамичностью сюжета, необычайностью происходящего…

Я приглашаю вас в Страну Математических сказок, которую я придумала вместе с детьми и для детей.

Занятие для детей 2-3 лет “Путешествие в Страну сказок”

Занятие-игра для детей 3-4 лет “Теремок”

Сказки загадки для детей 4-5 лет

Познавательно - развивающая игра для детей 5-ти лет и родителей. “Что? Где? Когда?”

“Путешествие в Страну сказок”

1 младшая группа

Программное содержание.

1. Обучающая: Понимать и использовать в собственной речи слова – название размера, формы предметов: большой, маленький; длинный, короткий, высокий, низкий; круглый.

2. Развивающая: Закрепить умение ходить стайкой, в колонне по одному; переступать через предметы, удерживая равновесие; ходить и бегать, согласуя движения рук и ног; учить приземляться на полусогнутые ноги при прыжках из обруча в обруч.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи и развивать умение дружно играть, привлекать к совместным подвижным играм

Материал и оборудование: маски Колобка, Кошки, Репки, Волка, домик из кубиков; два искусственных куста; обручи, кубики, две длинные веревки, канат.

Ход занятия

Воспитатель. У нас в группе есть много маленьких книжек и мы все их прочитаем. Там есть сказка про репку, про волка и козлят, про колобка. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие – в Страну сказок. Дорогой нам могут встретиться различные препятствия. Узкая и длинная дорожки ведут нас в первую сказку. По ней нужно идти друг за другом по одному. (Дети идут по дорожке, сохраняя равновесие.)

Воспитатель. Как вы думаете, кто это? (Колобок). Поздоровайтесь с ним и вежливо попросите показать нам дорогу дальше.

Колобок. Здравствуйте! Я покажу вам дорогу, но с одним условием: вы будете “медвежатами” и “зайчатами”. (По сигналу “Медвежата!” дети идут за Колобком вразвалку, затем по сигналу “Зайчата!” прыгают на двух ногах)

Воспитатель. Спасибо тебе, Колобок!

Есть у кошки теремок он ни низок ни высок. Нам нужно пройти через воротца наклонив голову, потому что они низкие.

Кошка. На помощь! Горит кошкин дом!

Воспитатель. Давайте поможем Кошке! Погасим огонь – подуем, а теперь помашем руками – вверх, вниз (Повторяют 3-4 раза).

Кошка. Спасибо за помощь! А чтобы попасть в другую сказку, надо пройти через болото. (Дети прыгают из обруча в обруч “с кочки на кочку”)

Воспитатель. Вот мы и выбрались из болота!

Репка. Бедная я, бедная! Кто же мне поможет?!

Дети. (подходят к Репке). Почему ты плачешь?

Репка. Выросла я сочная и вкусная, а вытащить меня из земли никто не может.

Воспитатель. Поможем Репке?

(Дети берут за свободный конец каната и тянут).

Репка. (выходит из обруча) Спасибо большое! В следующую сказку вы попадете, если пройдете все вместе по широкой дорожке.

(Дети вместе с воспитателем идут по “широкой дорожке”)

Волк. (выходит из-за куста). Никуда я вас не пущу!.

Воспитатель. Ой, это тот самый Волк, который хотел съесть Козлят и Красную шапочку! Что же нам делать? Попробуем убежать от него. (Дети бегут врассыпную. Волк старается их поймать)

Волк. (садится на стул). Уморился я! Сяду отдохну. Посплю немного.

Воспитатель. Пока Волк спит, давайте тихонько пройдем мимо него. (Дети идут на носочках. Волк просыпается, пытается их поймать, потом снова идет отдыхать. 2-3 раза)

Воспитатель. Наконец-то мы убежали от Волка и попали на волшебную поляну. Мы помогли репке и спасли Кошкин дом от пожара.

А теперь покажем какая полянка круглая и большая. (Дети делают большой круг.)

Воспитатель. А сейчас мы покажем какие все дружные ребята! Круг стал маленький-маленький! (Дети сходятся к центру круга, 2-3 раза)

Воспитатель. Дети, посмотрите какую красивую и большую книгу я нашла. Не зря мы совершили наше путешествие. Мы эту книгу рассмотрим, почитаем и узнаем много нового.

Занятие-игра “Теремок”

2 младшая группа

Программное содержание:

  1. Обучающая: Закрепить понятие “много - ни одного”, “высокий-низкий”, “большой-маленький”
  2. Развивающая: развивать приемы умственных действий, быстроту реакции, познавательный интерес.
  3. Воспитывать навыки самостоятельности, убирать за собой игрушки.

Материал и оборудование: шапочки (мышки, зайки, лисы, волка, медведя), набор геометрических фигур, веревка, набор предметов.

Ход занятия

(на полу разложен ориентир из веревки в форме круга)

Воспитатель. Встаньте дети, встаньте в круг. Поиграем в игру “Теремок” (Дети берутся за руки вокруг ориентира – круга)

Воспитатель. Чтобы попасть в теремок вам нужно превратиться в лесных зверей. (Беру шапочки и надеваю детям)

Воспитатель. Андрюша будет волком, Аня – лисичка, Зоя будет зайчиком, Настя – мышка-норушка, Катя – лягушка квакушка.. (Идем вдоль ориентира и поем).

Дети. Стоит в поле теремок-теремок, он не низок (наклоняются), не высок (поднимают руки вверх).

Воспитатель. Бежит мимо мышка-норушка и спрашивает:

Мышка. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Воспитатель. Тишина! Заходи. Ты первая. (Заходит мышка в круг) Стала мышка жить одна. (Идем цепочкой вдоль круга)

Воспитатель. Бежит мимо лягушка-квакушка. Увидела теремок и спрашивает:

Лягушка. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Я, мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка. А я лягушка-квакушка.

Мышка. Ступай ко мне жить! (Лягушка заходит в круг). (Идем вдоль ориентира)

Воспитатель. Стали они жить вдвоем. Вот бежит мимо зайчик-побегайчик, увидел теремок и спрашивает:

Зайчик. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Я мышка-норушка.

Лягушка. Я лягушка-квакушка. А ты кто?

Зайчик. А я зайчик-побегайчик.

Лягушка. Ступай к нам жить (Зайчик входит в круг).

Воспитатель. (идем вдоль ориентира) Стали они жить втроем.

Воспитатель. Бежит мимо лисичка-сестричка, увидела теремок и спрашивает:

Лисичка. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Я мышка-норушка.

Лягушка. Я лягушка-квакушка

Зайчик. Я зайчик побегайчик. А ты кто?

Лисичка. А я лисичка-сестричка.

Зайчик. Ступай к нам жить. (Лисичка входит в круг)

Воспитатель. Стали они жить вчетвером. (Идем вдоль круга).

Воспитатель. Бежит мимо волчок-серый бочок. Увидел теремок и спрашивает:

Волк. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Я мышка –норушка.

Лягушка. Я лягушка-квакушка.

Зайчик. Я зайчик-побегайчик.

Лисичка. Я лисичка-сестричка. А ты кто?

Волк. А я волчок-серый бочок.

Лисичка. Ступай к нам жить. (Заходит волчок в круг.)

Воспитатель. Стали они жить впятером. (Идем вдоль ориентира). Идет мимо медведь, увидел теремок и спрашивает:

Медведь. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Мышка. Я мышка-норушка.

Лягушка. Я лягушка-квакушка.

Зайчик. Я зайчик-побегайчик.

Лисичка. Я лисичка-сестричка.

Волчок. Я волчок-серый бочок. А ты кто?

Медведь. А я мишка косолапый.

Волчок. Ступай к нам жить. (Заходит медведь в круг.)

Воспитатель. (остался один за кругом). Стали они жить в теремочке все вместе. Стало их много.

Воспитатель. Лисичка, сколько зверей в теремочке?

Лисичка. Много зверей в теремочке.

Воспитатель. Волчок, а ты как думаешь, сколько зверей в теремочке?

Волк. Зверей в теремочке много.

Воспитатель. Зайчик, а за теремочком сколько зверей?

Зайчик. За теремочком никого не осталось

Воспитатель. За теремочком никого из зверей не осталось. А в теремочке их стало много, теремок затрещал и развалился. Только и успели звери разбежаться в разные стороны.

Воспитатель. Лягушка-квакушка, сколько зверей в теремочке стало?

Лягушка. Ни одного не осталось. (Вопрос повторяется 2 раза).

Воспитатель. Волчок, а сейчас сколько зверей за теремочком.

Волк. Много зверей за теремочком.

Воспитатель. Сказка закончилась, звери превращаются в детей. Вокруг себя повернись и в детишек превратись. (Дети снимают шапочки и кладут в театральный уголок).

Воспитатель. В сказке звери живут в теремочке, а люди где живут?

Дети. В домах.

Воспитатель. Какие дома по размеру?

Дети. Высокие, низкие, большие, маленькие.

Воспитатель. Вот и хорошо. Постройте из геометрических фигур любой дом, какой вам понравится. (Подходим к столам, дети берут геометрические фигуры и начинают строить).

Воспитатель. Получился целый город. В городе растут деревья, по дорогам ездят машины. А высоко в небе светит яркое солнышко. (Добавляю фигуры деревьев, машин, солнышко.)

Воспитатель. Настя, расскажи о своей постройке, как называются геометрические фигуры, которые ты взяла для своего дома.

Настя. Дом высокий, 2 кубика и треугольник.

Воспитатель. Андрюша, расскажи о своем домике. Как называются твои геометрические фигуры, которые ты взял для своей постройки.

Андрей. Один квадрат и один треугольник.

Воспитатель. Андрюша, как ты думаешь, у тебя получился высокий дом или низкий.

Андрей. У меня получился низкий дом.

Воспитатель. Ребята, вы построили свои дома и в каждом доме лежат ваши игрушки.

Воспитатель. Вы собираете свои игрушки и раскладываете их по местам?

Дети. Да.

Воспитатель. На полосе лежат разные предметы (Показываю детям, где лежат предметы). Давайте разложим их по местам. Предметы круглой формы положим в круг (показываю на ориентир в форме круга, служивший теремком), а остальные за круг. (Подходим к игрушкам, напоминаю).

Воспитатель. Каждый может взять понравившийся предмет, только не забывайте, предмет круглой формы мы кладем в круг, а остальные за круг.

Воспитатель. Лиза, объясни почему ты положила свой предмет в круг.

Лиза. Это мяч, он круглой формы, я положила его в круг.

Денис. Это вагон, он не круглый. Я положил его за круг. (Раскладываем все предметы по местам).

Воспитатель. Все предметы мы разложим по своим местам, в нашем доме стало чисто и уютно. Аня, скажи, в какие игры мы сегодня играли в нашем доме.

Аня. Мы играли в сказку “Теремок”, строили город.

Воспитатель. Настя, а что мы еще делали, чем занимались?

Настя. Мы раскладывали игрушки по местам.

Воспитатель. Да, мы сегодня играли в сказку “Теремок”, из геометрических фигур строили город, раскладывали игрушки по местам. Ваша игра принесла мне много радости. И я предлагаю спеть со мной веселую песенку:

Все вместе: Раз, два, три, четыре, пять

Кошка учится считать
Потихоньку, понемножку
Прибавляем к мышке кошку
Получается ответ:
“Кошка есть, а мышки – нет!”

Сказки – загадки

Загадка первая

Я решил путешествовать по свету, но не знал как осуществить свою мечту. Когда я спрыгнул с подоконника на тропинку и покатился, то понял что похож на одну из геометрических фигур. Назовите эту фигуру. Как меня зовут? Сколько лесных зверей я встретил на пути?

Загадка вторая

Всю жизнь боялась кошек. А это пришло и мурлычет, скребется: помоги нам! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда, моя помощь нужна! Кто я? Мышка маленькая, репка - …. (большая)

Дедушка – первый, мышка - … (последняя)

Загадка третья

Уж сколько лет в поле стою, стал ветхий и старый. Мечтал я, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился да жил. Но не так много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! Кто мне подскажет как меня зовут? Сколько зверей поселилось в теремке?

Загадка четвертая

Я лежало на столе гладкое, похожее на геометрическую фигуру, которая неуклюже, но умеет катиться. Дед с бабой пытались со мною расправиться, а вот мышка выбежала в самый неподходящий момент, хвостиком махнула – я и разбилось. Назовите правильно геометрическую фигуру. Почему она (геометрическая фигура) умеет катиться?

Что? Где? Когда?

познавательно-развлекательная игра

Игра построена по модели популярной игры “Что? Где? Когда?”

Некоторые задачи:

  • способствовать сближению детей, родителей, педагогов через игровое общение;
  • развивать речь, мышление, способствовать проявлению творческой инициативы;
  • учить детей работать в мини группах.

Оборудование и материалы: стол-барабан, разделенный на восемь секторов; в каждом секторе лежат по четыре конверта с вопросами, в том числе и “черные ящики”, где находятся отгадки к вопросам (цифры 7, 3, 2; часы, зеркало); фишки-ладошки по количеству команд, скрипичный ключ, конверты с вопросами, четыре стола для знатоков, фишки для поощрения ответов, песочные часы, атрибуты для музыкальных пауз.

Музыкальное сопровождение: звуковой сигнал для начала раунда – треугольник; фонограмма мелодии “Что наша жизнь? Игра!”; фонограмма, сопровождающая внесение “черного ящика”, записи для музыкальных пауз.

ХОД ИГРЫ

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые знатоки! Мы рады видеть вас в нашем клубе “Что? Где? Когда?”. Сегодня встречаются четыре команды знатоков детского сада. Приветствуем капитанов команд!

Дети с помощью фишек четырех цветов объединяются в команды. Родителй-магистров приглашают занять свои места.

Ведущий. Тема нашей игры – “Сказки и сказочные герои”.

И играть сегодня против наших знатоков тоже будут сказочные герои. Мы получили множество писем из разных концов сказочной страны. Как оказалось, герои разных сказок знают друг о друге. Наверное, они, как наши дети, тоже любят слушать сказки. У каждого из них есть свои любимые сюжеты и персонажи. Они придумали много трудных вопросов. Посмотрим, как наши знатоки с ними справятся. В игре пять раундов. В каждом раунде по четыре вопроса. Право ответа дается команде, первой поднявшей ладошку-фишку. Ответ обсуждается всей командой, капитан решает – кто будет отвечать. В случае преждевременного ответа вопрос снимается и заменяется другим.

Итак, мы начинаем!

Звучит мелодия “Что наша жизнь? Игра!”. Дается сигнал к началу раунда. Выходит представитель команды и крутит стрелку барабана.

Ведущий. Внимание! Вопрос!

Ведущий озвучивает вопрос. Члены команд его обсуждают и выдвигают представителя команды, который будет отвечать. За правильный ответ дети получают фишку-цветок.

После каждого раунда проводится музыкальная пауза: дети исполняют концертные номера или все участники игры приглашаются подвигаться в танце.

В конце игры всем знатокам команд вручаются шоколадки и медали с надписями:

“Самый сообразительный”, “Самый находчивый”, “Самый эрудированный”, “Самый догадливый”.

ВОПРОСЫ К ИГРЕ

  1. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Деревня Простоквашино, кот Матроскин и пес Шарик: ВОПРОС: Сколько голов у Змея Горыныча? (Три)
  2. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Солнечный город, доктор Пилюлькин
  3. ВОПРОС: Каким по счету был поросенок, построивший деревянный домик? (Нуф-Нуф)

  4. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Огородная грядка, мальчик Чипполино. ВОПРОС: На какую геометрическую фигуру похож Колобок?
  5. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Пряничный домик, Медведь и дети (Таня и Ваня)
  6. ВОПРОС: какую по размеру рыбу ловил волк в проруби?

  7. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Дом 8\1 у заставы Ильича, дядя Степа. ВОПРОС: Назовите самого высокого героя сказки “Три медведя”.
  8. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Лес, избушка трех медведей, Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
  9. ВОПРОС: Сколько жильцов поселилось в теремочке?

  10. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Африка, злой разбойник Бармалей ВОПРОС: Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
  11. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Дремучий лес, Старый пень, Леший ВОПРОС: Сколько козлят жило в лесу с мамой козой.
  12. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Северный полюс, медвежонок Умка.
  13. ВОПРОС: На какую геометрическую фигуру похоже то, что проглотил крокодил? (круг)

  14. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Простоквашино, почтальон Печкин. ВОПРОС: Сколько раз пряталась девочка от гусей-лебедей (3)
  15. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Море, подводный дворец, Русалочка. ВОПРОС: Назовите кличку собаки, которая помогла тянуть репку.
  16. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Страна дураков, Лиса Алиса и Кот Базилио.
  17. ВОПРОС: Из какого материала были сделали геометрические фигуры Кая?

  18. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Изба, печь. Емеля.
  19. ВОПРОС: Что болело у бегемотиков?

  20. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Канзас, девочка Элли и Тотошка. ВОПРОС: На какую геометрическую фигуру похоже золотое яичко?
  21. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Домик трех поросят, поросята: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. ВОПРОС: Кем был Мойдодыр?

ВОПРОСЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Дремучий лес, избушка на курьих ножках, Баба Яга. ВОПРОС: Сколько лет просидел Илья Муромец на печи?
  2. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: каморка папы Карло, Буратино. ВОПРОС: Сколько раз Колобок встречался с лесными жителями?
  3. Сказочный адрес и имя сказочного героя, играющего против знатоков: Поезд “Москва-Ленинград”, Рассеянный с улицы Бассейной.

ВОПРОС: Сколько метров ткани было истрачено на наряд в сказке “Голый король”?

ЗАДАНИЯ ЧЕРНОГО ЯЩИКА

  1. ЦИФРА 7. В какой сказке у мамы было 7 детей( (Коза и семеро козлят)
  2. ЦИФРА 3. Назовите сказку с этим числом. (Три медведя)
  3. ЧАСЫ. Что хотели изменить этим предметом сестры в сказке “Аленький цветочек”
  4. ЦИФРА 2. Как называется сказка, в которой медвежата делили сыр?
  5. ЗЕРКАЛО. На какую геометрическую фигуру похоже зеркало из сказки “Аленький цветочек”